Развитие лексики у детей раннего и дошкольного возраста
консультация по развитию речи по теме

AnnaKorobko

Слово. Компоненты языковой системы. Степени обобщения слов. Тематическое планирование коррекционно-педагогической работы с детьми в доме ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_leksiki.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Слово — основная единица языка. Оно является как бы «представителем» одновременно всех компонентов языка — фонетики (поскольку состоит из звуков речи), лексики (поскольку обозначает, кодирует, какое-то явление действительности, т. е. несет смысловую нагрузку), грамматики (поскольку в данном случае существует в определенной грамматической форме). В речи слово живет в определенном значении и в соответствующем грамматическом оформлении, усваивать «просто слова», без их фонетической оболочки и грамматической формы, невозможно. Лексическим значением слова называют способность слова обозначать (кодировать) внеязыковую реальность: предметы и явления (дом, солнце, человек, закат), отвлеченные понятия (мысль, правда), действия (строить, светить, любить, думать), признаки предметов (белый, вечный, дружелюбный, правдивый), признаки действий (вверх, ярко, искренне, честно), числа (один, двенадцать, сто), указания на предметы, признаки, числа (я, кто, какой, сколько).

Различают несколько степеней обобщения слов по смыслу:

Нулевая степень обобщения

имя собственное, название (имя) единичного предмета (Маша, Витя, бабушка, чашка, стол).

Дети, начинающие говорить (конец первого — начало второго года жизни), усваивают слова, соотнося данное название только с конкретным предметом (нулевая степень обобщения): для них мама, стульчик, мячик, ваза — это такие же имена собственные, как Витя, Маша.

Первая степень обобщения

имя нарицательное, т. е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. Например, мальчик, увидевший кошку с котятами и сказавший «кися-мама», уже понимает обобщающее значение слова мама; ребенок, называющий мячом любой шаровидный упругий предмет, независимо от цвета, размера и материала, понимает лексическое значение слова мяч; обозначая словом идет соответствующее действие независимо от того, кто это действие производит, словом голубой цвет любого предмета, имеющего этот цвет, ребенок показывает, что он понимает лексическое значение глагола идти и прилагательного голубой.

Дети усваивают слова первой степени обобщения к концу второго года жизни.

Вторая степень обобщения

слова, обозначающие родовые понятия: мебель (это и стульчик, и стол, и шкаф), игрушка (это и мяч, и кукла, и кубик), фрукты (это и яблоко, и груша, и апельсин). Названия действий, признаков передаются обобщенно в форме имени существительного: хождение, плавание, бег, полет, белизна, голубизна, краснота, чернота, синева.

Дети усваивают слова второй степени обобщения не раньше трех лет.

Третья степень обобщения

 - слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения: растения — это деревья, травы, лишайники; вещи — это игрушки, посуда, мебель; плоды — это овощи, фрукты, злаки; движение — это бег, полет, плавание; цвет — это белизна, синева.

Дети усваивают смысл слов третьей степени обобщения примерно к пяти или шести годам.

Четвертая степень обобщения

слова, называющие предельные лексические обобщения: предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение.

Если дети оказываются способными усваивать смысл слов четвертой степени обобщения, значит, они уже подготовлены к изучению лингвистических понятий; в полной мере эта возможность появляется не раньше подростковой возрастной ступени.

 

Усваивая слова, находящиеся в отношениях родовидовых (мебель — стол, стул, кровать), дети должны отличать их от слов, находящихся в отношениях целого и части: стул — ножка, спинка, сиденье; лицо — лоб, щеки, нос, рот, глаза; умываться — набирать воду в ладони, смачивать ею лицо, тереть его руками, споласкивать и т. д.

У детей изучение лексики родного языка ведется не в строго семасиологическом аспекте (т. е. не начинается вопросом «Что означает это слово?»), а в аспекте ономасиологическом, т.е. отвечая на вопрос «Как называется эта вещь?».

Слова, которые раньше всего заучивает ребенок, вводят его в окружающий мир, в котором он родился и живет в первые дни, недели, годы жизни; слова эти обозначают (называют) окружающие ребенка предметы.

«Программа логопедической коррекционно-развивающей работы в доме ребенка» предусматривает изучение нескольких тематических групп слов, которые называют:

 1) близких ребенку людей, их родственные и общественные отношения, их имена;

2) самого ребенка, части его тела;

3) предметы быта, игрушки;

4) вещи из интерьера помещений, где живет и «учится» ребенок, предметы, окружающие его во дворе, саду, огороде, парке, встречающиеся ему на ближайшей и более отдаленной улице;

5) объекты живой природы: животных, части их тела, их повадки; растения, их части, изменения, которые с ними происходят;

6) объекты неживой природы во все времена года;

7) различные виды труда людей;

8) а позднее и явления общественной жизни.

Тематическое планирование логопедической работы с детьми

Месяц

1

2

3

4

5

Сентябрь

 «Что я знаю о себе»

«Овощи»

«Фрукты»

«Моя группа. Игрушки»

«Домашние животные. Кошка с котятами»

Октябрь

«Осень»

«Одежда людей осенью»

«Дикие животные. Заяц»

«Транспорт. Машина»

Ноябрь

«Домашние птицы. Петушок с семьей»

«Продукты питания»

«Домашние животные. Собака со щенками»

«Мебель»

Декабрь

«Зима»

«Одежда людей зимой»

«Транспорт. Автобус»

«Дикие животные. Медведь»

«Новогодний праздник. Елка»

Январь

«Новогодние развлечения»

«Игрушки»

«Домашние животные. Лошадка с жеребенком»

Февраль

«Посуда»

«Продукты питания»

«Дикие животные. Волк»

«Транспорт. Самолет»

Март

«Мебель»

«Труд взрослых»

«Домашние животные. Корова с теленком»

«Улица. Дома»

Апрель

«Весна»

«Одежда людей весной»

«Транспорт. Кораблик»

«Дикие животные. Лиса»

Май

«Времена года»

«Домашние животные и их детеныши»

«Во саду ли, в огороде»

«Дикие животные и их детеныши»

Июнь

«Лето. Растения»

«Одежда людей летом»

«Насекомые»

«Скотный двор»

Июль

«Транспорт»

«Что я знаю о себе»

«Овощи и фрукты»

«Мебель»

Август

«Птицы и их птенцы»

«Животные леса»

«Посуда»

Логопедическое обследование

Логопеди-ческое обслед.

Вместе с предметами (существительными) дети знакомятся и с их признаками (прилагательными), их действиями (глаголами), признаками действий (наречиями), их количеством (числительными). Усвоение лексики ребенком начинается с усвоения имен существительных. Он называет все то, что его окружает: кукла, зайка, кроватка, подушка, и то, что составляет части его тела: рука, палец, голова, нос.

Окружающие предметы привлекают внимание ребенка и получают название лишь в том случае, если ребенку позволяют «общаться» с ними: дотрагиваться, если предмет большой (стена, пол), или вертеть в руках, гладить, трогать, прислушиваться (кошка, собака, птичка), нюхать (цветы), есть (каша, молоко).

Даже в возрасте около двух лет дети с трудом запоминают название предмета, если только видят его.

Забота педагогов детей всех возрастов должна быть направлена не столько на то, чтобы расширять лексический запас каждого ребенка (хотя это тоже необходимо), сколько на то, чтобы каждое слово, воспринятое ребенком, усваивалось им в свойственной ему степени обобщения. Иначе будет нарушена закономерность усвоения родного языка, которая требует полного понимания лексического смысла слова, а не только запоминания его звуковой оболочки.

Слова второй степени обобщения дети сначала усваивают как вторые названия чувственно воспринимаемых предметов:

— Витенька, вот твоя игрушка — мяч, игрушка — юла (или: машина, паяц и т. д.). Дай мне твою игрушку — самолет, покажи мне твою игрушку — мишку.

Специально проведенные опыты обучения детей словам второй степени обобщения обнаружили, что, по мере того как ребенок узнает одно за другим значения таких слов (игрушка — это все предметы для игры, посуда — это предметы, в которых готовят и из которых едят), ему все легче и легче становится понимать новые подобные слова. Следовательно, усвоение ребенком слов второй степени обобщения развивает мозг, учит его совершать мыслительную операцию абстрагирования.

Слова третьей степени обобщения усваиваются детьми как третье название конкретного предмета: ель — дерево — растение; одуванчик — цветок — растение.

Глаголы и прилагательные не имеют нулевой степени обобщения.

Первые глаголы, усваиваемые ребенком, не являются словами в точном (лингвистическом) смысле. Часто это просто сигналы, стимулирующие какие-то конкретные действия. Например, ребенок на первых порах говорит «Дай-дай!», выражая этим «хочу кушать», «хочу играть», «хочу слушать песенку». Но к середине второго года жизни глагол дать наполняется для него смыслом:

— Ма зю дать (Машеньке зайку можно дать), — дарит он игрушку своей гостье.

Как только ребенок начинает употреблять глагол как отдельное слово, он сразу осмысливает его обобщенное значение: малыш совершает конкретные действия с предметами, видя, как такие же действия совершают близкие ему люди, и усваивает названия этих действий. Ребенок видит один и тот же цвет, форму, размер у разных предметов н начинает понимать, что одно и то же название цвета, формы, размера может относиться к разным предметам, т. е. он начинает осознавать обобщенный смысл прилагательных.

Процесс усвоения смысла слова ребенком на первых возрастных ступенях идет в направлении от чувственных образов к мыслительным обобщениям.

Значение слов со все более абстрактным (отвлеченным) смыслом ребенок начинает понимать только тогда, когда его мозг достаточно разовьется (прежде всего — вырастет физически). К шестилетнему возрасту ребенку для усвоения слов с обобщенным значением уже не требуются непосредственные ощущения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

«...Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9220206","attributes":{"alt":"","cla...

Значение развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста

      Значение развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста     На современном этапе развития дошкольной педагогики рассматриваются вопр...

Игры и упражнения для развития памяти у детей раннего и дошкольного возраста

Подборка игр на развитие памяти у детей разного возраста....

Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи.

Консультативная работа в детской поликлинике и курирование ДОУ дали нам возможность выявить основные проблемы, которые возникают в развитии и воспитании детей в условиях семьи и ДОУ. К сожалению, дов...

"Развитие артикуляционного аппарата детей раннего и дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности"

Музыка помогает различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами таким образом способствует развитию речи....

Педагогический совет "Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития познавательной активности детей раннего и дошкольного возраста"

Педагогический совет "Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития познавательной активности детей раннего и дошкольного возраста"...

Консультация для родителей и педагогов "Ползание и лазание как основной вид движений в развитии двигательной активности детей раннего и дошкольного возраста"

Развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи...