Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Тема: «Путешествие на летучем корабле»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Горяйнова Наталья Александровна
Конспект НОД по развитию речи Цели: Обучающие -познакомить детей с ударением, учить слышать и выделять ударный слог, -закреплять умение определять место звуков А, О,У,Э,Ы в словах, -закреплять умение подбирать схемы слов к названиям предметов, -закреплять навык деления слов на слоги, - формировать первоначальные навыки звукового анализа слова; Развивающие -развивать слуховое восприятие, - развивать навыки устной связной монологической речи; - развивать речевую активность. Воспитательные - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, -умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_konspekt.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы

 Тема:

«Путешествие на летучем корабле»

Подготовила воспитатель

ГБОУ школа №1568 им. Пабло Неруды

Горяйнова Наталья Александровна

Тема: Путешествие на летучем корабле.

Цели:

Обучающие

-познакомить детей с ударением, учить слышать и выделять ударный слог,

-закреплять умение определять место звуков А, О,У,Э,Ы в словах,

-закреплять умение подбирать схемы слов к названиям предметов,

-закреплять навык деления слов на слоги,

- формировать первоначальные навыки звукового анализа слова;

Развивающие

-развивать слуховое восприятие,

- развивать навыки устной связной монологической речи;

- развивать речевую активность.

Воспитательные

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,

-умение работать в коллективе.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

- Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться – Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро приветливым лицам

И каждый становится добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

- А всегда ли нужно здороваться при встрече? Что значит слово «Здравствуйте»? С каким настроением Вы пришли в детский сад?

- А любите ли вы путешествовать? На чем можно путешествовать? А сказочные герои на чем путешествуют?

- Я хочу пригласить вас в путешествие на летучем корабле в Страну Знаний. Ведь знания нужны всем, а особенно тем, кто скоро пойдет в школу. Вы пока еще в старшей группе детского сада, но через два года вы станете учениками, время пролетит очень быстро, а нам нужно так много узнать, многому научиться, чтобы прийти в школу умными, воспитанными, внимательными и ответственными.

  1. Основная часть:

- Чтобы попасть на Летучий корабль нужно получить вот такой билет. Вы должны рассказать о себе, о своих интересах и увлечениях и тогда билет будет у вас (рассказы детей).

- Вы получили билеты на летучий корабль. На билете написана буква, нужно найти такую же на стульчике, это и будет ваше место.

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы корабль взлетел? (завести)

Звучит фонограмма запуска.

Дети произносят: рррр

- Чтобы мы не сбились с нужного маршрута, должны выполнить несколько заданий.

1 Задание

Игра «Предмет, слово, схема»

-Назовите и покажите только гласные буквы,

-Назовите предмет, в названии которого звук А в начале слова (звук У, Э в начале, Ы в конце слова)

-Посмотрите на картинку(УТКА) найдите соответствующую схему, прямоугольник в котором буква У в начале слова, буква А в конце. Так же слова ЧАСЫ, ЭСКИМО, АРБУЗ.

-Назовите гласный звук, который никогда не бывает в начале слова(Ы)

-Назовите слова со звуком Ы (лыжи, сыр, мышка, ландыш, козы)

2 Задание

«Подбери слова»  

-Посмотрите на картинку, подберите слова, которые состоят из 1,2,3 слогов (дым, дом, забор, петушок и так далее)

3 Задание

«Магазин»

-Чебурашка и Крокодил Гена покупали в магазине фрукты, Чебурашка покупал фрукты, в названиях которых 2 слога, а Гена, в названиях которых 3 слога. Давайте поможем героям, складываем фрукты в корзинки (1 корзинка-банан, слива, груша, лимон, 2 корзинка-апельсин, яблоко, виноград)

Физ.минутка.

-Посмотрите, к нам в гости пришла волшебница, она хочет поиграть с вами. Пока она говорит волшебные слова вы можете передвигаться по группе.

(звучит музыка)

12345 начинаю колдовать наши дети изменились в лесных зверей все превратились (в птиц, в цветы, в деревья)

Спрашивает у детей названия птиц, зверей и тд

-Вам понравилось играть?

- Наш корабль приземляется на дозаправку, а мы проходим в зал ожидания.

4 Задание

- Перед вами лежит картинка, на которой нарисован поезд, он необычный.

- Что написано на вагончиках? (буквы)

- Вам нужно рассадить пассажиров так, чтобы первый звук в названии слова соответствовал букве вагона. (З – заяц, Б – буратино, В – волк, К – карлсон, П – попугай)

Физ.минутка «Карусель»

(На столе у детей лежит карандаш, к верхушке которого прикреплены разноцветные ленточки, ребенок вращает карандаш с ленточками между ладонями)

Карусель-карусель прокати нас поскорей

Будем мы кружиться, вместе веселиться.

 5 Задание

-Отгадайте загадку

Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада. Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка...

Звуковой анализ слова «роза»

-Перед вами лежит схема слова «роза»,

-Давайте определим сколько звуков в слове «роза»?

- Ррроза –первый звук (р). Когда мы его произносим, нам мешает язычок – это согласный звук, обозначаем его синей фишкой.

-Роооза- второй звук (о). Произносить этот звук ничего не мешает – это гласный звук, обозначаем его красной фишкой и т. д.

Вопросы к детям:

- Сколько всего звуков в слове «роза»? (четыре)

- Сколько гласных звуков? (два)

- Какой первый гласный звук? (о)

- Назовите второй гласный звук? (а)

- Сколько в слове «роза» согласных звуков? (два)

- Назовите первый согласный звук? (р)

- Какой второй согласный звук? (з)

-Берем нашу волшебную палочку и «читаем» слово. «Прочитываем» слово так, как движется палочка по звуковой схеме: медленно, останавливаясь ненадолго на гласных фишках.

В Стране Знаний живет Волшебник Ударение. У него тоже есть волшебная палочка, которая творит чудеса: все к чему она прикасается, становится больше, звучит громче. Волшебник стар - не очень хорошо видит, но слышит он замечательно! Волшебник Ударение очень мудр, и все к нему приходят за советом. Все, кто приходит, стучатся по–своему. И он узнает всех по стуку.

Введение понятия «ударение»

- Нашей волшебной палочкой будем ударять гласные звуки.

В слове «роза» палочка ударит звук (о) – роооза.

- Это слышится ударение.

А теперь ударим звук (а) : розааа.

- Как правильно?

- Какой ударный звук в слове «роза»?

-Какой ударный слог в слове «роза»?

-Слоги в слове идут друг за другом, звучат по разному, один из них произносится более протяжно, громче, слышится лучше, это ударный слог. Давайте простучим ударный слог в слове «рама», «каша»

 Рассказ воспитателя

 Как-то раз в Стране Знаний был бал. Пригласили всех, а волшебника Ударение забыли, или подумали, что и без него можно обойтись. И тут произошли ужасные превращения: Великолепный замок превратился в железный ЗАМОК

ГВОЗДИКИ, которыми украсили праздник, вдруг стали ГВОЗДИКАМИ, СТРЕЛКИ, которые охраняли замок превратились в СТРЕЛКИ от часов, КРУЖКИ из которых пили придворные стали- КРУЖКАМИ. А ХЛОПОК, который собирали на плантациях, в ХЛОПОК. И началась ужасная паника. Очень важно правильно стукнуть по нужной части. А если ошибешься, то получится совсем другой смысл слова. Но тут позвали волшебника УДАРЕНИЕ и все стало на свои места.

– Для чего же надо уметь правильно ставить ударение?

– Для точной передачи смысла слова, ударение в слове играет очень важную роль: оно способствует различению слов, изменяя место ударения, мы можем изменить смысл слова.

Игра «Поставь ударение правильно»

-  На двери висит замок.

-Гвоздики забили в доску.

Молодцы, вы сегодня познакомились с волшебником Ударение. Вам было трудно находить ударный звук? Мы будем и дальше учиться ставить ударение в словах.

Составление рассказа по картинкам

-Проходим на стульчики, посмотрите, перед вами картинки давайте разложим их в правильной последовательности. Давайте попробуем составить рассказ по ним. Про кого будем рассказывать? Кто хочет начать?

3) Подведение итогов

Звучит музыка

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и прилетели в страну знаний.

-Для чего нужны знания?  

- Все жители этой страны приветствуют вас! Они приготовили для вас подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в Снежную страну»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в Снежную страну»Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Зима. Зимние забавы и спорт»...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Тема: «Одежда»

Представленный конспект предназначен для воспитателей детских садов работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Цель НОД: Научить детей правильно составлять описательный рассказ об одежде...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Тема: «Составление рассказа по серии картинок»

Цель данной непосредственно - образовательной деятельности - составление рассказа с детьми старшего дошкольного возраста , используя серию сюжетных картинок "Страшный зверь"...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему «Космическое путешествие»

Целями занятия являются: развитие связной речи,  лексико-грамматического строя речи....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы Тема: «Красиво одеваться»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме одежда Задачи:1. Обучающиетренировать умение различать предметы одежды, обуви и головных уборов через загадки;тренировать умение различать ...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему «Путешествие по сказкам»

Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Сказки». Старшая группа...