Прикладной арсенал современной мнемотехники как набор унифицированных приемов запоминания.
консультация по развитию речи на тему

Вайсят Ирина Александровна

Дано описание метода, облегчающего процесс запоминания - мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мнемотехника67.61 КБ

Предварительный просмотр:

Прикладной арсенал современной мнемотехники как набор унифицированных приёмов запоминания

Известно, что мозг человека может запомнить почти столько же информации, сколько содержится в памяти среднего по мощности компьютера. Наш мозг вообще ничего не забывает. Все, что туда попало, будет храниться вечно, да еще перейдет в генетическую память. Как сделать так, чтобы человек в нужное время мог вспомнить нужную информацию и воспользоваться ею?

Установлено, что информация в мозге человека сохраняется в виде паттернов, знаков, символов и ассоциаций. Мозг имеет ассоциативную кору, которая помогает извлекать похожие по тем или иным признакам объекты из различных хранилищ информации. Если человек использует правильную ассоциацию, то сможет вспомнить предметы и события, о которых уже давно забыл.

Пока достоверно неизвестно, как использовать эту особенность мозга. С одной стороны, педагогам хотелось бы, чтобы обучаемый все знал, все помнил. С другой стороны, если он ничего не станет забывать, то спустя какое-то время память будет переполнена, и ничего нового в нее не поместится.

Чтобы максимально использовать возможности нашего мозга, необходимо знать следующее:

– знать, из чего он состоит;

– понимать, как он работает;

– научиться управлять его работой, чтобы максимально использовать всю его мощность.

Задача для педагогов в свете этих идей формулируется примерно так: найти способы, помогающие мозгу запустить программу вспоминания нужной информации в нужное время, при условии, что эта информация уже гарантированно поступила в мозг.

Порядок вспоминания мы можем сформулировать в такой последовательности:

1) информация гарантированно поступила в мозг;

2) мозг обработал ее и отправил на хранение;

3) наступил целевой случай – потребовалась информация;

4) помогаем мозгу извлечь ее;

5) пользуемся информацией.

Ключевое действие – помочь мозгу вспомнить и выдать именно ту информацию, по поводу которой поступил запрос.

Психологам известны сотни и сотни примеров выдающейся памяти, и в основе этого феномена часто лежат не только природные задатки, но и постоянные тренировки, целенаправленная работа по совершенствованию памяти. Утверждают, что Александр Македонский был способен узнать в лицо всех солдат своего 35 000-го войска. Юлий Цезарь знал в лицо и по имени всех своих солдат (до 30 тысяч человек). Академик С.А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно и всего один раз. Наполеон как-то раз в начале своей карьеры был посажен на гауптвахту, нашел там книгу по римскому праву и прочитал ее. Спустя много лет, когда он уже был главнокомандующим армии, мог легко приводить цитаты из этой книги.

Богиней памяти в древнегреческой мифологии была Мнемозина. Ее имя сегодня используют в названии метода, облегчающего процесс запоминания — мнемоника (часто говорят мнемотехника).

Мнемоника - это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации. Процесс состоит из трех основных операций памяти: записи, хранения и извлечения информации. Считается, что принципы мнемоники разработал еще Пифагор. Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане. Она делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.

Многочисленные исследования показали, что спровоцированное вспоминание проходит легче, чем самостоятельное. Превращая самостоятельное вспоминание в спровоцированное, которое приводит в действие память узнавания, мнемонические системы предупреждают возможность забывания. Мнемоника построена на принципах ассоциации образов и вербальной переработки, что подразумевает работу одновременно и визуальной, и вербальной памяти (очень эффективное сочетание). Мнемотехнические приемы можно разделить на три категории: коды, подсказки, стратегии.

Мнемотехника сводится к замене абстрактной информации конкретными образами (чаще всего визуальными) и связи их с помощью ассоциаций. В результате неудобная для запоминания информация, преобразуется в более удобную форму, настолько удобную, что становится возможным запоминать большие объемы информации, которые обычными средствами невозможно запомнить. Но польза от мнемотехники не сводится только к запоминанию. Регулярное использование мнемотехники или выполнение упражнений по запоминанию позволит развить и другие способности, необходимые в обычной жизни. 

В настоящее время можно выделить несколько направлений мнемотехники.

- народная мнемотехника;

- классическая мнемотехника;

- педагогическая мнемотехника;

- цирковая (эстрадная) мнемотехника;

- спортивная мнемотехника;

- современная мнемотехника.

Рассмотрим каждое из этих направлений.

Народная мнемотехника

К этому виду мнемотехники следует отнести те приемы запоминания, которые так прочно вошли в нашу жизнь, что многие люди их даже не замечают. Это приемы, которым нас обучают в детском саду и школе.

Например:

- дорожные знаки, которые по существу являются символами тех или иных правил;

- обычный алфавит;

- азбука Морзе.

Широко распространен прием кодирования по созвучию, используемый для запоминания новых терминов или иностранных слов. Часто неосознанно применяется прием привязки к хорошо знакомой информации, прием поиска закономерностей в элементах запоминаемой информации.

Количество приемов народной мнемотехники ограничено. И эти приемы у всех примерно одинаковые. Это, по-видимому, связано с тем, что прямо или косвенно нас обучают этим приемам родители, воспитатели в детском саду, учителя в школе. Используемые приемы, как правило, не осознаются; их эффективность крайне низкая, они не имеют научного обоснования и не представляют собою какой-либо системы запоминания. Но они чётко выполняют свою функцию - помогают запоминать.

Классическая мнемотехника

Классическая мнемотехника возникла как составная часть ораторского искусства и использовалась в качестве вспомогательного средства для запоминания последовательности изложения длинных речей. Набор приемов классической мнемотехники ограничен. Механизмы памяти интуитивно понимались правильно, однако объяснить принципы работы памяти в то время не было возможности - слишком низок был уровень знаний об окружающем мире.

Ярким примером классической мнемотехники является метод Цицерона — выделение объектов в хорошо знакомом помещении или на улице и использование их в качестве «вешалок» для запоминаемых сведений. Классическая мнемоника рекомендовала запоминать информацию, предварительно преобразовав ее в зрительные образы. Сами же образы делились на две большие группы: вспомогательные образы для фиксации последовательности и образы, в которых кодировалась сама запоминаемая информация. Классическая мнемотехника обратила внимание на тот факт, что образы можно не только запоминать, но их можно и стирать.

Педагогическая мнемотехника

Основателем педагогической мнемотехники можно считать П. Рамуса. Педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей. Она делает акцент на естественное запоминание при интенсивном «пережевывании» изучаемого материала:

  • многократное чтение текста;
  • многократное повторение вслух;
  • переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов);
  • перерисовка иллюстраций из учебников;
  • организация учебного процесса в виде игры;
  • создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала...

Все эти и многие другие методы знакомы нам со школы.

Цирковая (эстрадная) мнемотехника

Цирковая мнемотехника использует принципы классической мнемоники. Отличительной особенностью цирковой мнемотехники является тщательная разработка этапа кодирования информации. Информация кодируется там во что угодно: в жесты, слова, мимику лица, интонацию голоса, в порядок слов в предложении... Часто при демонстрации чудес феноменальной памяти исполнителям вообще ничего не приходится запоминать. Они просто передают друг другу сообщения с помощью кода, известного только им. Главное в цирковой мнемотехнике — не запоминание, а передача информации от ассистента к исполнителю с помощью разных хитростей. В этом отношении цирковая мнемотехника использует лишь часть арсенала мнемоники.

Спортивная мнемотехника

Спортивная мнемотехника имеет свою специфику: каждый участник соревнования, хотя и умеет запоминать широкий спектр информации, как правило, специализируется на запоминании чего-либо одного. Одни устанавливают рекорды в запоминании двоичных чисел, другие являются чемпионами по скоростному запоминанию игральных карт, третьи наловчились запоминать на слух двузначные или трехзначные числа.

Самым трудным видом соревнований считается запоминание произносимых чисел, когда мнемонист не имеет возможности повторно увидеть или услышать уже запомненное им число, то есть запоминание с однократного восприятия.

В спортивной мнемотехнике, как и на любых других соревнованиях, борьба идет за наилучший результат. Мнемонисты соревнуются по двум основным показателям. Первое — это скорость запоминания информации. Второй показатель — это объем запоминаемых за один раз сведений.

Современная мнемотехника

К современной мнемотехнике относится система «Джордано». На основе теории памяти ранее известные приемы запоминания существенно дорабатываются и объединяются в четкую систему запоминания, направленную на решение тех или иных задач. Система приспособлена к запоминанию точной информации, которую нельзя запоминать приблизительно и которую, как правило, никто даже и не пытается запоминать.

Сегодня школьник получает огромное количество информации в различных областях человеческих знаний: история, география, химия, физика, биология, язык, литература, математика. Запомнить все традиционным способом вряд ли по силам даже взрослому человеку, уже умеющему анализировать и размышлять.

На уроках часто встречаются ученики со слабо развитой природной памятью, не способные запомнить информацию. Развитие памяти зависит от того, сталкивается ли ученик с трудностями при изучении материала, и как учитель управляет этим процессом. Основная цель учителя заключается не в том, чтобы заставить зазубрить определённую информацию, а в поиске эффективных способов развития ассоциативной памяти.

Запоминание — комплексный процесс накопления в мозге системы связей на основе взаимодействия нескольких психических процессов: памяти, внимания, мышления, ощущения, представления.

Мнемотехника разделяет «память» и «запоминание». Эффективность запоминания зависит не только от памяти. Если у человека будет нарушен один из психических процессов (мышление, внимание, представление), то запоминание станет невозможным, даже если процесс «память» будет исправным.

Запоминание бывает трех видов:

  • непроизвольное,
  • произвольное,
  • сверхпроизвольное.

Для запоминания мнемотехника выделяет и использует два вида памяти: электрическую и рефлекторную.

Мнемонические принципы и приёмы основаны на создании ассоциаций или связей между запоминаемыми фактами.

1) От частей - к целому

Основной принцип мнемотехники - запоминание от частей к целому. Чтобы научиться запоминать сложные сведения, таблицы, списки, тексты необходимо сначала научиться запоминать простейшие элементы, из которых состоит информация. Не умея запоминать отдельные названия, нельзя запомнить списки географических названий и понятий. Чтобы точно запоминать текстовую информацию, нужно научиться запоминать простейшие элементы, из которых строятся тексты. Так при запоминании текста, сначала фиксируется в памяти последовательность абзацев текста, затем в каждом отдельно взятом абзаце запоминаются точные сведения, содержащиеся в нем.

Однажды во время лекции известный советский психолог А.В. Петровский предложил студентам запомнить ряд из 24 цифр:

144121100816449362516941

Никто не решался воспроизвести этот ряд. Пытались делить его на отдельные группы. Например, сразу можно обособить первые четыре цифры - 1441, дальше после двойки следуют две единицы и два нуля, а затем всякая группировка осложняется, запутывается. Кажется, ничего не оставалось, кроме надоедливой зубрежки. Однако когда студенты узнали, что в ряду перечислены квадраты чисел от 12 до 1, он запомнился мгновенно, а вернее, само запоминание оказалось как бы излишним. Оно практически уже не зависело от способностей запоминающего.

Поэтому, прежде чем приступать к изучению техники запоминания разных видов информации, необходимо отработать методы преобразования в образы простейших элементов, из которых строится любая информация. Это двузначные и трехзначные числа, слоги, слова, бессмысленные буквосочетания, фамилии и имена, названия месяцев и дней недели, названия, термины и понятия и многое другое. Только преобразовав простейшие элементы в зрительные образы, мы получаем возможность запомнить их, то есть образовать связи.

2) Естественные ассоциации

Естественные ассоциации — это связи, реально существующие между воспринимаемыми нами объектами. Благодаря тому, что связи эти уже существуют, мозг запоминает их автоматически. Наличие связи между воспринимаемыми образами — это сигнал к запоминанию.

Например, метод Цицерона. Цицерон проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая «разбросанные» по пути факты и изречения. Суть метода: создается последовательная система или, как ее еще называют, матрица образов. Каждая ячейка матрицы, или так называемое место в системе, содержит образ. С каждым образом этой системы поочередно ассоциируются ключевые слова запоминаемой информации: цифры, слова, объекты. Система образов может содержать достаточно большое количество образов — 100 и более, поэтому запоминаемый объем информации очень велик.

  • Прием свободных ассоциаций.  Человек никогда не воспринимает образы изолированно. Любые образы имеют устойчивые связи друг с другом, которые запоминаются мозгом автоматически при их регулярном восприятии. Например, чашка всегда связана с блюдцем и чайной ложкой, монитор компьютера всегда связан с клавиатурой и мышкой, посудная полка всегда связана с тарелками.

Вот как легко запомнить слова с удвоенной согласной С: бАССейн, трАССа. АСС − древнеримская медная монета, а за посещение бассейна и эксплуатацию трассы необходимо платить деньги.

Действуя таким образом, можно связать между собой все, что угодно. И чем невероятнее будет ассоциация между ними, тем лучше. Если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это (найти ассоциативную связь) с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение.

Возьмём слово «палисадник». Словарное слово, в котором многие допускают ошибку при его написании. Нужно вспомнить какое-нибудь слово, в котором пишется «а» и одна «л» и которое хорошо знакомо. Например, можно использовать слово «палка».

Затем построить ассоциативную связь между этими словами. Для этого можно представить, как малыш, расставив палки и таким образом огородив территорию, заявляет, что это его ПАЛисадник.

  • Прием выделения частей образов.  Даже когда мы смотрим на единичный объект, мозг «разбирает» его на части и автоматически фиксирует внутренние связи образа. Любой образ состоит из частей (подобразов). Например, приемник состоит из корпуса, антенны, шкалы настройки, регуляторов, ремешка, сеточки динамика.

Слово «кОрабль» этимологически родственно словам «корка», «корыто», «короб», «коричневый», у них единый исторический корень - кор - (от значения кора у дерева). Незначительная, казалось бы, ассоциация - фраза «кОричневый кОрабль-кОроб, он сделан из кОры» объединяет единицы одного семантического поля, создает внутренние искусственные связи, тем самым заставляет работать эмоционально-образную память ребенка.

  • Прием выделения невидимых частей образов. Человек часто разбирает устройства и знает, что находится внутри того или иного предмета. Так как разные элементы внутренностей предметов имеют взаимосвязи, эти взаимосвязи фиксируются мозгом автоматически. Например, внутри приемника есть печатная плата, динамик, провода, батарейки, микросхемы, транзисторы, резисторы, конденсаторы.

Оорфограммы в слове винегрет запомнить не просто, гласные  и можно переставить местами, но стоит кинуть спасательный круг в виде мнемоприема «вино не греют», и уже ученик твердо усвоит написание орфограммы.

  • Метод выделения отличительного признака.

Рассмотрим два паронима: обоняние и обаяние (они постоянно встречаются в тестах).

Можно использовать этимологию слов: обаяние - от баяти (старослав., сохранилось в белорусском языке – баяць байки - говорить), обоняние - от воняти (пахнуть). А можно нарисовать свинью и глаза. Так как самый хороший нюх у свиньи, вот и нарисуем ей пятачок.

F:\Вебинары\Мнемоника\media\image1.jpeg

А ОБА глаза видят, что человек обаЯТелен, байки бает замечательно.

Естественные ассоциации не нужно запоминать специально. Они уже имеются в мозге. Задача описанных выше приемов — систематизировать имеющиеся в мозге связи, чтобы потом использовать их для запоминания другой информации.

Механизм образования естественных ассоциаций можно использовать сознательно. В основном в мнемотехнике естественные ассоциации применяются для формирования в памяти большого количества вспомогательных (опорных) образов, с помощью которых осуществляется запоминание и припоминание любой другой информации.

3) Искусственные ассоциации

Искусственные ассоциации бывают одномодальными и разномодальными. Одномодальные ассоциации - это связи только между зрительными образами, образованные в пределах зрительной анализаторной системы.

Под разномодальными ассоциациями в мнемотехнике подразумеваются связи между разными анализаторными системами. Поэтому сознательно такие связи образуются при запоминании лишь некоторых видов информации: иностранных слов, знаков и образных кодов. Например, к существительному соор (англ.) по созвучию подбираем слово – купаться. В переводе оно обозначает курятник. Представьте себя купающимися в реке. Вдруг на вас усаживаются куры.

Посмотрите на слово соор. Вы наверняка вспомните подобранное слово купаться - следом восседающих кур и перевод -КУРЯТНИК.

Сложные (трудные) слова можно преобразовать путем замены одной-двух букв и затем построить связки. В слове dig (копать) букву «i» меняем на «о». Получается dog -  собака. Она лапами, словно лопатой, роет яму. Причем собака очень худая - так запоминаем замену «i» на «о».

Такие связи образуются путем сознательного «вывода» в сознание в один момент времени сигналов зрительного, речевого, двигательного анализаторов. Другие анализаторы (модальности), как правило, не используются для сознательного запоминания.

Инструментом запоминания в мнемотехнике являются образы.

Каждый человек постоянно осуществляет кодирование и декодирование информации. Устная речь переводится в письменную речь. Письменная в устную. Правила дорожного движения кодируются в знаки дорожного движения. Звуки кодируются в буквы. Музыка кодируется в ноты. Информация может кодироваться жестами, и любой человек понимает язык жестов. Чтобы записать информацию в память компьютера, ее необходимо преобразовать на язык нулей и единиц. Математика, физика и химия закодированы до такой степени, что человеку приходится учиться несколько лет, чтобы изучить систему кодировки математических понятий.

В мнемотехнике любые запоминаемые сведения кодируются на язык мозга. Язык мозга — это зрительные образы. Мозг не сможет запоминать числовые сведения, пока человек не научится преобразовывать их в понятные мозгу зрительные образы. Мозг не умеет запоминать числа. То же можно сказать и о любой другой знаковой информации.

В мнемотехнике зрительные образы теряют свое привычное значение. Они всего лишь инструмент для запоминания. Чтобы связи между образами хорошо запоминались, образы должны быть удобными для запоминания. Не следует представлять слишком простые образы. Связи между такими образами будут запоминаться очень плохо или не будут запоминаться вообще. Примером плохих для запоминания образов могут служить треугольник, квадратик, окружность, какая-либо буква русского или другого алфавита. Образ не должен быть плоским, как бы нарисованным на листе бумаги. Сюжетные картинки, содержащие в себе большое количество других образов, также не подойдут для запоминания. Вот примеры неудобных для запоминания сюжетных картинок: улица, лес, пляж, комната и пр.

Какие должны быть представляемые в воображении образы?

- Образы должны быть КРУПНЫМИ. Любые зрительные образы, каковы бы не были их реальные размеры, следует приводить к одинаковому размеру. Если вы представляете муравья, то его следует увеличить до размеров арбуза. Если вы представляете самолет, то этот образ следует уменьшить до размеров арбуза. Мелкие образы представлять не следует. Связи между такими образами будут фиксироваться очень плохо.

- Образы следует представлять ОБЪЕМНЫМИ. Такие образы можно вращать и рассматривать с разных сторон.

- Образы необходимо представлять ЦВЕТНЫМИ. Если вы представляете листок на ветке, то листок следует видеть зеленого цвета, а ветку - коричневой. Если вы представляете образ «светофор», то постарайтесь увидеть зеленый, желтый и красный цвета.

- Представляемые образы обязательно должны быть ДЕТАЛЬНЫМИ. Если вы представляете образ «телефон», вам необходимо мысленно его рассмотреть и четко увидеть их каких частей состоит представляемый вами телефон. Если это сотовый телефон, то вы сможете выделить в нем образы дисплей, кнопки, крышка, ремешок, кожаный чехол, батарея.

Любые зрительные образы, в которые вы будете кодировать запоминаемые сведения, ОБЯЗАТЕЛЬНО должны соответствовать перечисленным выше условиям. Образы должны быть КРУПНЫМИ, ОБЪЕМНЫМИ, ЦВЕТНЫМИ, ДЕТАЛЬНЫМИ.

В ходе использования мнемотехники деятельность педагога направлена на придумывание вместе с детьми различных способов запоминания путем образования искусственных ассоциаций. Существуют ассоциации по контрасту, по сходству, по звучанию, по корню слова, обобщающие, дополняющие. Главное в образовании ассоциаций – это яркость образа, необычность, нестандартность, абсурдность, неожиданность, новизна.

Разные авторы рекомендуют использовать свои методы создания ассоциаций, но по сути всё сводится к следующим правилам:

  1. Изменяйте размеры предметов. Есть мнение, что предметы, участвующие в ассоциации, должны быть одного размера. В любом случае, как бы вы не изменяли размеры -  увеличивая, уменьшая или приравнивая, -  это позволит вам раскрепостить фантазию и создать новые необычные ситуации.
  2. Заставляйте предметы двигаться. Особенно те, которым на роду положено стоять на месте: здания, горы, любые неодушевлённые предметы и пр. Фотоаппарат летящий в магазин за хлебом, чайник, разливающий кипяток без посторонней помощи, – вот возможные примеры применения этого правила. Из движущихся предметов проще создать необычную ситуацию.
  3. Заменяйте предметы. Подставляйте один предмет вместо другого, которому как раз и положено было бы находиться в данном месте. Можно забивать гвозди воздушным шариком, использовать книгу вместо телефонной трубки и т.д.
  4. Преувеличивайте количество вещей. Вместо одного жирафа всегда можно представить сотню, шагающих строем.
  5. Необходимо задействовать цвет, звук, вкус, запах. Представляемые предметы и ассоциации должны воздействовать на все ваши чувства. Это неверно, что мнемоника сводится к визуализации. Просто большая часть информации, которую получает человек, зрительная, поэтому и в построении ассоциаций основу составляют зрительные образы. Но все остальные ваши чувства также не являются ненужным балластом. Их использование поможет улучшить качество запоминания.
  6. Веселитесь. Чем абсурднее и смешнее будут создаваемые вами ассоциации, тем лучше. Если вам захочется рассмеяться над собственной выдумкой, значит ассоциация удалась.

Применение этих приёмов позволит улучшить свои способности в создании ассоциаций. Не имеет смысла применять эти приемы все и сразу, вряд ли от этого будет толк. Лучше взять первое правило и потренироваться в его использовании, затем второе, третье и т.д. Через некоторое время вы сможете использовать эти правила, совершенно не задумываясь. Но не стоит забывать и о том, что создание ассоциаций — это, по сути, творческий процесс, и использование каких-либо правил и приёмов является лишь первым шагом на пути к овладению тайнами мнемоники.

Многие ученые предлагают свои интересные системы улучшения памяти. Например, психолог Д. Лапп предлагает для улучшения памяти научиться следующей системе работы:

1) тренировать наблюдательность (отбор, концентрация, анализ, внутренние комментарии в момент записи информации);

2) пауза (время для обдумывания и записи своих действий);

3) расслабление (подавление беспокойства и снятие напряженности для лучшей работы органов чувств);

4) избирательное внимание (для определения того, какую именно информацию вы хотите записать, почему, на какое время);

5) зрительные ассоциации (запись информации в виде зрительных образов и установление ассоциативных связей между образами, мысленно разбитыми на пары: впоследствии воспоминание об одном образе повлечет за собой воспоминание о другом);

6) вербальная проработка (комментарии одновременно интеллектуального и эмоционального плана).

Существуют и другие стратегии, но важно выбрать ту, которая будет самой удобной, и пользоваться ею.

Важно научиться повторять уже выученный материал. Однако повторение должно быть правильно организовано, т.е. в соответствии с законом забывания информации.

Закон забывания информации открыл Г. Эббингауз. В соответствии с этим законом в течение первого часа после предъявления информации забывается до 60% того, что восприняли, а через 6 дней остается менее 20% от общего объема полученной информации. Запомнив что-то, человек за первые восемь часов забывает столько же, сколько за последующие тридцать дней. Потому, если сведения требуется запечатлеть надолго, то их целесообразно повторять с такими интервалами: через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа. Раннее повторение возмещает быстрое первоначальное забывание, в то время как непрерывное повторение до полного запоминания неэкономично.

Систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями, систематическое повторение материала через небольшие интервалы времени намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в короткие сроки перед экзаменом, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после экзамена. Следует знать, что лучше всего запоминается начало и конец информации, а середина трудна для воспроизведения (закон края). Это также необходимо учитывать при организации повторения и закрепления материала.

В течение дня продуктивность памяти, как и внимания, изменяется. Между 8 и 12 часами утра память работает максимально хорошо, после обеда заметно снижается, а затем вновь несколько возрастает для «жаворонков». Для «сов» оптимум приходится на время с 8 до 12 вечера. Поскольку в зависимости от индивидуальных особенностей эти общие тенденции различаются, полезно понаблюдать, какие интервалы наиболее благоприятны для памяти конкретного человека, и учесть эту информацию при организации работы.

Совершенствуя свою память, полезно пользоваться следующими рекомендациями:

1. Интерес - резец памяти: чем он острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности в новых знаниях, тем лучше они запомнятся.

2. Приступая к запоминанию, поставьте перед собой цель - запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания.

3. Откажитесь от зубрежки и используйте смысловое запоминание:

  • пойми;
  • установи логическую последовательность;
  • разбей материал на части и найди в каждой «ключевую фразу» или «опорный пункт».

4. Знай об эффекте Зейгарник: если решение какой-либо задачи прервано, то она запомнится лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными.

5. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.

6. Начинай повторять материал по «горячим следам», лучше перед сном и с утра.

7. Учитывай «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».

8. Настоящая мать учения не повторение, а применение.

9. Используй мнемотехнику - искусственные приемы запоминания.

10. Помни, что наиболее полное и точное воспроизведение сложного материала наступает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.

Литература

  1. Денис Букин. Развитие памяти по методике спецслужб. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 486 с. 
  2. Дёмин Р. Н. Танец как форма философствования и мнемотехники. //Философия — Детям. Человек среди людей: Материалы Второй Международной Научно-практической конференции. 25-28 мая 2006 г. М., 2006. С.98-100.
  3. С. А. Гарибян. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. Изд-во Цицеро, 1992 г.
  4. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники, 2002, электронная публикация.
  5. Авшарян Г. Э. . Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника. — Изд-во АСТ прайм-Еврознак АСТ Москва ВКТ, 2008. 
  6. Станислав Матвеев. Феноменальная память. Методы запоминания информации. — М.: Альпина Паблишер, 2013. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехнические приемы запоминания. Использование мнемотехнических приемов запоминания в логопедической работе.

В материале описаны виды и приемы запоминания. Раскрыты понятия: мнемоника, мнемотехника, мнемотехнические приемы запоминания. Описаны особенности мнемотехнических  приемов запоминания. Представл...

Дидактические игры, используемые для автоматизации звуков и обучния приемам запоминания

Дидактические игры, используемые  для автоматизации звуков и обучния приемам запоминания...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

раскрываются ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ  ПРИЕМОВ  ЗАПОМИНАНИЯ  У  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА в детском саду...

Статья - Мнемотехника – быстрый и веселый способ запоминания.

Что такое мнемотехника. Ее цели, задачи и актуальность. Примеры запоминания....

Памятка для родителей "Приемы запоминания букв"

Процесс овладения письменной речью (чтением и письмом) вызывает наибольшие трудности у детей с речевой патологией.  Для лучшего запоминания буквы и развития мелкой моторики пальцев рук каждому ре...

Обучение приемам запоминания в дошкольном возрасте

В статье рассматриваются обучение детей дошкольного возраста- приемам запоминания...

Формирование функциональной грамотности у старших дошкольников: приемы запоминания и практика использования мнемотехники

Презентация и консультация: "Формирование функциональной грамотности у старших дошкольников: приемы запоминания и практика использования мнемотехники"...