Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «За что я люблю зиму!»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Учить детей составлять рассказ о зиме из личного опыта, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные слова и выражения.  Активизировать употребление однокоренных слов. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему:

«За что я люблю зиму!»

Воспитатель: Марченкова М.Ф.

Задачи: Учить детей составлять рассказ о зиме из личного опыта, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные слова и выражения.  Активизировать употребление однокоренных слов. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

         Цель:

  • обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;
  • развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей;
  • развивать связную речь;
  • активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать их с существительными
  • учить называть родственные слова к существительным
  • развивать память, внимание, логическое мышление;
  • воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.
  • умение композиционно правильно строить рассказ, излагать материал последовательно, умение начинать рассказ и завершать его.

      Предварительная работа. Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке: за тем, как меняется цвет снега в зависимости от освещенности. Беседа об ощущениях, которые возникают во время зимней прогулки. Разучивание стихов А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина. Разучивание игры «Зимушка-зима». Слушание и обсуждение на музыкальном занятии пьесы П.Чайковского «Времена года».

      Оборудование: Телевизор, компьютер. Картинки на зимнюю тему, таблицы, схемы предложений, схемы деления слов на слоги, мольберт.

      Ход занятия:

 Воспитатель. Сегодня, ребята, я получила письмо от   Снеговика! В этом конверте находится загадка - ребус. Мы должны отгадать и тогда  узнаем, о чем будем говорить.

Воспитатель: Смотрите внимательно! ( выставляется  на телевизоре таблица с зашифрованными словами ) Здесь спрятались слова, отгадайте их.

3214               4231

МИЗА           ГНЕС

2

Воспитатель: Какие слова получились?

Дети : Зима! Снег!

Воспитатель: Правильно.  Назовите зимние месяцы!

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: А какие изменения происходят в природе зимой?   (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

(Выставляет иллюстрации о зиме).

Воспитатель. Кто из вас любит зиму? Почему?

Дети: Можно лепить снежную бабу, снеговика, можно кататься на санках, лыжах, коньках.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Придумай слово».

Образование родственных слов.

1-е задание -  подобрать родственные слова к слову снег: снега,  снеговик, снегурочка, снегопад, снегоход, снегоуборка.

Воспитатель: А теперь предлагаю составить предложения, используя  одно из родственных слов по следующей схеме: I___  ___  ___.

Дети: Дети слепили снеговика. Кружатся белые снежинки. Снег засыпал дорожку.

2-е задание - подобрать родственные слова к слову зима: зимний, зимушка, зимуют, зимовать, зимовье, перезимовать.

Воспитатель: А теперь предлагаю эти слова разделить на слоги.

Динамическая пауза: «Зимушка-зима»

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)


Воспитатель: Сегодня мы будем придумывать рассказ на тему : «За что я люблю зиму!»

3

-- Вспомните какая бывает зима, какая бывает погода зимой, во что вы любите играть на прогулке, за кем любите наблюдать, кому мы помогаем зимой. Следите за тем, чтобы не повторять друг друга.  

--Давайте вспомним из каких композиционных частей состоит рассказ.

Дети: Начало рассказа, основная часть  и завершение.

-- Послушайте  мой рассказ: «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.   Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.  Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед.   Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Я очень люблю зиму».

Воспитатель: А теперь давайте послушаем ваши рассказы.

      После 4-5  рассказов воспитатель предлагает детям выбрать самый интересный рассказ

Воспитатель: Ребята, сегодня вы все очень интересно рассказали о зиме, зимних забавах! Молодцы! Все ваши рассказы мы обязательно запишем и из них мы составим книгу. И обязательно дополним её вашими рисунками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развития речи в Подготовительной к школе группе на Тему: "Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана "Поздняя осень" с использованием наглядного моделирования.

Цель. Формировать связную монологическую речь у дошкольников, при помощи составления описательного рассказа по картине. Воспитательно-образовательные задачи: • Продолжать учить детей составлять описат...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме " В гости к нам пришла зима" (с использованием мнемотаблицы и ИКТ)

Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе«В гости к нам пришла зима» (с использованием мнемотаблицы)...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

План -конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Составление рассказа на тему: «Домашние животные»».

План -конспект занятия  по развитию речи  в подготовительной к школе группе  на тему «Составление рассказа на тему: «Домашние животные»»....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ №9 ТЕМА ЗАНЯТИЯ "ЗИМА"

Развитие речи. Тема: «Зима».Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о зиме....