МАТЕРИАЛ в помощь воспитателю по звуковой культуре речи
методическая разработка по развитию речи на тему

Шумова Светлана Викторовна

Методическая разработка " Материал в помощь воспитателю по звуковой культуре речи"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1»

 

МАТЕРИАЛ

 в   помощь воспитателю по звуковой культуре речи

Подготовила: учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Шумова Светлана Викторовна

 

Общее понятие о звуковой культуре речи

Программой воспитания в детском саду предусмотрено формирование звуковой культуры речи. Что такое звуковая культура речи? Это умение правильно пользоваться всеми (языковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи оказывает воспитатель. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным  произношением, умением пользоваться голосом, приучает говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Работа над речевым дыханием

Цель: получение длительного ротового выдоха.

Помнить: не напрягать шею, плечи , плавно, под счет до еды.

Очень полезны для этого следующие упражнения :

  1. « Цветочный магазин»-

тренировка глубокого медленного вдоха через нос.

  1. « Свеча» – тренировка ровного медленного выдоха на пламя свечи.
  2. « Упрямая свеча» – тренировка интенсивного сильного выдоха .
  3. « Погашу свечу»- тренировка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением: «фу! фу! фу!»

 Очень полезными упражнениями могут быть: дутье на вату, бабочку, жука, на воду до получения брызг.

Работа над силой голоса.

А) « Гудок»- подражание гудку поезда

У-  громко

У- тихо

У-У – переход от тихого к громкому произношению без паузы.

Б) « Плач ребенка» –

 А- громко,

А- тихо,

АААА- без паузы.

В) «Укачивание куклы»

ААА- громко, в одной тональности,

ААА- тихо, в одной тональности.

Г) «Рычание собаки», «Мычание коровы», «Эхо» и др.

Высота голоса

При работе над высотой голоса полезны такие игровые упражнения

А) «Самолет»

               У         у

            У               у

          У                    у

Б) « Лай»

                                ав             ав

         ав         ав             ав

В) « Мычание»

                    Му

         

           Му               Му

Г) « Жук»

              Ж                Ж

      Ж               Ж                     Ж

Интонация

Интонация придает речи эмоциональную окраску, организует смысловую сторону речи , поэтому развитие высоты , силы, тембра голоса улучшает выразительность, богатство и красоту речи ребенка.

Этому способствуют междометия:

А!  О! Ай!  Ай! –Ай!-Ай!

(вопрос:А-? , радость –А!, удивление –О!, боли – О, испуг - Ай! И т.д.

Составной частью работы над интонацией является работа над логическим ударением.

Например, во фразе: « Аня ушла домой» можно дать разные задания, подчеркивая голосом каждое слово.

(кто?)  Аня ушла домой. Аня ушла (куда?) домой и т.д.

Темп речи

Может быть слишком медленным, может быть слишком быстрым. При очень медленном темпе надо прыгать, бегать, скакать и говорить. При быстрой речи используется сопряженная и отраженная речь, но задается темп отхлопыванием, отстукиванием, играя в мяч, в бубен.

Фонематический слух

(Умение слышать и выделять речевые звуки)

А) Можно выявить в игре.

 Показать детям банан, произнести, затем закрыть рот экраном и предложить: - Скажу правильно- молчите,  неправильно -  хлопайте.

Б) Игра « Три медведя»  (покажи, кто говорит).

              Скороговорки, потешки

Р    Три сороки на пороге,

     Три вороны на воротах.

                      ***

       На горке горько

       Ревет Егорка

                       ***

       Из-за леса из-за гор

       Едет дедушка Егор

                       ***

Л    Кол около кола,

       Около кола колокола

                       ***

       Клала Клава лук на полку,

       Кликнула себе Николку

                        ***

Ль   У ели линьков мы ели.

                         ***

Ш    Мышонку шепчет мышь

       -Ты все не спишь, шуршишь.

         Мышонок шепчет мыши

         Шуршать я буду тише.

                           ***

С     Спал спокойно сытый сом,

        Видел сладкий –сладкий сон.

                             ***

         Самолет построим сами,

          Полетим мы над лесами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности"

Консультация для воспитателей (молодых специалистов) в виде презентации на тему  "Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности"...

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"

В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....

Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи детей»

Материал будет полезен воспитателям младших групп....

Фонематическая ритмика в помощь воспитателю по звуковой культуре речи»

предлагаю упражнения по звуковой культуре речи. все двигательные упражнения сопровождаются стихотворным текстом. можно использовать в младшем дошкольном возрасте. есть и ритмическиеупражнения для стар...