Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи на тему

Клейменова Марина Викторовна

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение для педагогов

«Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель Клейменова М.В.

 

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых работа с детьми по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений выделяется в самостоятельное направление. Контакт ребенка с окружающим миром строится на речевом общении – поэтому особенно важна задача активизации речи детей. Развитие речи – одно из необходимых условий готовности ребенка к обучению в школе. Коммуникативная компетентность дошкольника предполагает умение свободно выражать свои мысли, подбирать адекватные средства выразительности, уметь общаться со сверстниками. Это важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

В ряду проблем речевого развития детей выделяю одну из основных: речетворчество, как важнейшую составляющую коммуникативной самодеятельности.

Использование традиционной методики не всегда дает желаемый результат. Многие педагогические приемы построены на копировании образцов взрослого, подражании, повторении, тренировке упражнением. При такой организации учебно-воспитательного процесса самостоятельная мыслительная и речевая деятельность ребенка не в полной мере решает поставленные задачи. Как же активизировать речь ребенка?

Решение проблемы я увидела в комплексном использовании эффективных форм речевого развития детей.

Известные ученые Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, что дети вовлекаются в активную речевую работу    . В процессе общения и взаимодействия со взрослым ребенок проявляет активность в познании и деятельности, а взрослый создает условия, организует речевую среду. В практической работе очень полезен опыт А.Г.Арушановой. Решаю речевые задачи посредством налаживания игрового и речевого взаимодействия детей со сверстниками на материале проблемных речевых ситуаций – лексических и грамматических задач. Опыт педагогов – практиков Г.А.Тумаковой, Е.Б.Танниковой, Т.Б. Полянской способствовал разработке системы по развитию речевого творчества.

Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях. При этом не только приобретает знания, но и учиться мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – это значит думать.    Развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование    речевых навыков, являются


необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

Речевое творчество - это речевая деятельность, направленная на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания. Таким образом, создание педагогической системы по развитию речевого творчества стало ведущей задачей моей работы по речевому развитию дошкольника.

Новизна заключается в комплексном использовании эффективных и современных форм работы по речевому творчеству ребенка -дошкольника.

Работа в младшем возрасте является подготовительной, а в старшем возможно самостоятельное речевое творчество. От возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов.

Младший и средний возраст (с 3-5 лет).

В младшем возрасте мотив речи у детей экспрессивный (эмоциональный). Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.       Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.

Мною проведена классификация пальчиковых игр:

-        по степени усложнения.

Применение тех или иных упражнений относительно готовности руки ребёнка. Это комплексы упражнений:

  • на развитие кистей рук «Капуста», «Месим тесто»;
  • движений каждого пальца: «Утро настало», «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»;

-координацию и согласованность действий: «Мы по Африке гуляли», «В гости».

-        по содержанию и назначению

-игры – манипуляции «Жила – была крыша», «Шумный лес»;

-игры с самомассажем кистей и пальцев рук «Гости», «Десять птичек -

стайка»;

-игры со звуковой гимнастикой «Машина», «От топота копыт»;

-сюжетные пальчиковые упражнения, с помощью которых можно

придумывать истории и сказки «Выполнение фигурок из пальцев».

Многообразие игр позволило сделать более эффективной подготовительную

работу по развитию речевого творчества у детей.

Мною разработаны дидактические игры, которые способствуют успешному закреплению речевых навыков:

  • формирование и обогащение словарного запаса - «Кто где живет», «Противоположности», «Разрезные картинки», «Рыболовы»;
  • развитие связной речи - «Расскажи сказку», «Короткие истории, «Загадай загадку»;


- развитие звуковой стороны речи: «Речецветик», «Аквариум», «Звуковая пирамида», «Звуковое домино», «Назови звук». Стремясь успешно использовать систему работы, создаю необходимую развивающую среду. Она включает в себя игры и пособия, направленные на развитие всех компонентов речевой системы:

  1. Игры и упражнения для развития речевого дыхания.
  2. Игры и упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата.
  3. Игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, звукопроизношения:
  4. Игры на обогащение словаря.

Для обучения детей составлению рассказов по плану или образцу    имеются мнемотаблицы.

В группк имеются книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей, познавательную литературу, иллюстрации к произведениям, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки. Имеется демонстрационный материал, картотека речевых игр, доступных для ежедневного использования детьми, Также созданы      наборы предметных и сюжетных картинок, тематических альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам для составления детьми описательных и сюжетных рассказов по картинкам.

Старший дошкольный возраст (с 5-7 лет)

Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Мы часто слышим от
детей много интересных изречений, придуманных ими слов и забавных фраз,
порой даже не всегда понимая смысл
        сказанного. Подобное явление

называется словотворчеством.      Словотворчество – естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. Б лиже к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, загадок, небылиц).      Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи проявление наблюдательности, участия положительных эмоций. В данной деятельности определила 3 направления:

Первое направление - Сочинение стихотворных строчек.

Используя технологию Г.А.Тумаковой модифицировала этапы обучения по

составлению рифмованных стихотворных строчек:

На подготовительном этапе использую словесные игры типа:

-        загадки – складки

«Улыбается в оконце, А зовут тебя все ………»

-        «закончи - стихотворение»

«Эй, цыплёнок, где твой дом?

  • Он у мамы под …………….»
  • «подскажи словечко»

«У маленькой Зины игрушки в ………….»

-        «закончи чистоговорку»

«Са-са-са, к нам летит ………..» Первый этап заключается в подборе рифмы к определённому слову

(Кошка - матрёшка); Второй этап: соединение двух схожих по звучанию слов (Кошка на окошке);

Третий этап: складывание первого двустишия. Первую строчку даёт воспитатель. (Жила-была кошка……………);

Четвёртый этап: сочини 2 строчки в четверостишии. Воспитатель даёт 2 первые строчки. (Стоит старушка у столба Вытирает пот со лба………).

Второе направление - Сочинение описательных загадок

Строится на основе загадки – отрицания, которая включает в себя следующую модель:

  1. Определение предмета, его свойств, образной характеристики. (Арбуз – круглый, сладкий, зелёный).
  2. Подбор соответствующего объекта к образным характеристикам загадываемого предмета. (Круглый – шар, сладкий – мёд, зелёный - огурец).
  3. Отбор условных заместителей, знакомство с условным обозначением отрицания «но».
  4. Воспроизведение загадки согласно составленной модели, ситуации устной речи. (Круглый, но не шар,

Сладкий, но не мёд, Зелёный, но не огурец).

Третье направление - Сочинение рассказов, сказок.

Сказки, рассказы могут сочиняться и по картинкам, и по предложенной речевой ситуации. Данная работа развивает фантазию и воображение детей, интерес к речевому творчеству; побуждает рассуждать, использовать свой опыт, делать выводы, активизируя знания, представления, совершенствуя словесно-логические операции. Сочинение сказок строится по этапам: 1. Подготовительный: -Повтор песенок, которые часто встречаются в сказочных историях;

  • Знакомство со структурой сказки (начало, средняя часть, концовка);
  • Посещение спектакля, кукольных театров, драматизация сказок, рисование отдельных эпизодов сказок, словесные игры.

2.        Первый:

-        придумывание новых концовок к знакомым сказкам.

3.        Второй:

-        продолжить сказку, начатую воспитателем.

4.        Третий:

-        самостоятельно сочинить сказку с хорошо знакомым сказочным героем
(воспитатель даёт тему и указания, план).

5.        Четвёртый:

-        придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему.

В результате применения современных форм взаимодействия позиция
родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и
        наблюдатели,

а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в    работе с родителями по речевому развитию детей.

Вывод: проделанная работа дала положительные результаты: у детей повысилась любознательность, чуткость к слову, умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей. Это помогло детям стать общительнее, сформировало уверенность в своих силах, возросла их речевая активность в разных видах деятельности. В дальнейшем планирую:

-использовать накопленный опыт в активизации речи дошкольников и нарабатывать новый, используя игры, цель которых: побуждать детей вступать в диалог со взрослым, налаживать эмоционально-практическое общение со сверстниками;

-        пополнять предметно - развивающую среду;

-уделять большее внимание повышению компетентности родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, в частности, в речевом развитии, используя разные формы сотрудничества дошкольного учреждения и родителей: игровые практикумы, совместные праздники и развлечения, различные творческие проекты.

По материалам сайта: http://pedrazvitie.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект на тему: «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Театрализованное занятие с использованием ширмы, кукол, кукол-перчаток. Сначала дети встречаю Мишку и рассказывают ему потешки. Далее  в гости к ребятам по  очереди приходят  кошка, соб...

«О детском словотворчестве и развитии речевого творчества детей дошкольного возраста».

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.Но нельзя путать словотворчество и речетворчество детей. Речевое творчество -это проявление творчества в речевой деятель...

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста...

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста.

Особую актуальность приобретает проблема развития речевого творчества у детей дошкольного возраста с помощью современных образовательных средств, так как творческая личность должна обладать высоким ур...

«О детском словотворчестве и развитии речевого творчества детей дошкольного возраста».

Потребность в словообразовании ребенка возникает прежде всего, как стремление компенсировать незнание общеупотребительного слова или вследствие ситуативной потребности обозначить содержание, не имеюще...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...