Проект "Сказки - шумелки"
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Бердник Светлана Анатольевна

Проект направлен на благоприятное развитие у ребенка воспитательных, образовательных процессов посредством проведения занятий «сказки – шумелки».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki_shumelki_proekt.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Автор проекта:

Бердник Светлана Анатольевна

Тема проекта:

Сказки – шумелки  

Проект - вид

творческий, краткосрочный

Участники

дети дошкольного возраста с ОНР подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, логопед

Цель

развивать слуховое восприятие, творческое воображение, коммуникативные навыки у детей, вовлекать родителей в совместную творческую деятельность.

Задачи

-развивать музыкальный слух, музыкальные способности

(чувство ритма. лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха), тактильных ощущений  у детей дошкольного возраста

-создавать детям условия для  возможности реализовать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении.

-способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

-поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках – инструментах.

Методическое пособия

-картотека «Сказок – шумелок»,

-музыкальные инструменты: деревянные ложки, маракасы, бубен, металлофон, колокольчики и т.д.

-музыкальные инструменты (самодельные): пакет – шуршалка, деревянная расческа, деревянные палочки, барабан, музыкальная коробочка, шаркунчики (маракасы) и т.д.

-детская художественная литература.

Проект направлен на благоприятное развитие у ребенка воспитательных, образовательных процессов посредством проведения занятий «сказки – шумелки».  

Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.

Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.

Сказки – шумелки с забавным шумовым оформлением обеспечат веселые и эффективные развивающие занятия с детьми. Я считаю, что польза данного проекта в том, что звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на детских музыкальных инструментах.

Исполнение детьми сказок – шумелок на групповых занятиях способствует развитию у детей навыков общения и помогает увереннее держаться во время публичных выступлений. Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения управлять своем поведением.  

Актуальность

Мир звуков окружает ребенка с самого рождения. Звуки разные. Одни притягивают внимание ребенка, другие пугают. Но нет звуков, к которым ребенок оставался бы совершенно равнодушным. Именно со звуков и шумов начинается знакомство ребенка с окружающим его миром.

Став чуть старше, ребенок начинает с удовольствием экспериментировать с шумами и звуками. Он усердно стучит ложкой по тарелке или шуршит газеткой. Ему это нравится. Но звуки - это еще и обучающий фактор. Ребенок учится благодаря звукам воспринимать окружающий мир, различать и анализировать происходящее вокруг.

Для ребенка с ОНР звуки являются отличным средством для развития слухового восприятия, что немаловажно в развитии речи ребенка.

Музыкальные инструменты всегда притягивали внимание малышей, поэтому вовлечь ребенка в игру с шумами и звуками не составляет педагогам труда.

Если соединить в одно сказки и звуковое сопровождение, то получится очень эффективное обучающее средство.

Сказки - шумелки позволяют развивать речевую и познавательную активность дошкольников одновременно. При этом развивается ритмический и тембровый слух, творческие способности формируются более эффективно.

Проект «Сказки-шумелки» способствует средствами музыкальных и самодельных шумовых инструментов развивитию слуховую память, творческое воображение и фантазию, формированию навыков общения со взрослыми и детьми.

Обеспечение проекта:

  • Музыкальный центр
  • Детские музыкальные инструменты
  • Иллюстративный материал

Этапы реализации проекта «Сказки – шумелки»

1 этап – подготовительный:

  • Подбор методической литературы, изучение материалов для реализации проекта.
  • Сбор различного бросового материала для изготовления шумовых инструментов.

2 этап - основной:

  • изготовление с детьми шумовых инструментов по образцу.
  • обсуждение звуков, в каких случаях можно употреблять тот или иной инструмент, с каким персонажем его можно сравнить, какие действия персонажей можно озвучить тем или иным изготовленным инструментом.
  • чтение сказок, обсуждение сказочных персонажей.
  • извлечение ӟвуков из инструментов, импровизация и изображение разных персонажей и их действий.
  • выполнение игровых заданий с озвучиванием реплик сказочных героев.

 

3 этап - заключительный этап «А расскажем-ка мы вам сказочку…».

Подготовка и проведение итогового занятия «А расскажем - ка мы вам сказочку…» для детей, родителей и педагогов ДОУ. На этом этапе используются все созданные детьми инструменты для озвучивания подобранных сказок.

 

Продукт проекта:

  • мини-музей  шумовых инструментов, изготовленных детьми: шумелки, гремелки, шуршалки, звонилки, пищалки.
  • Показ презентаций к сказкам – шумелкам.

Ожидаемые результаты проекта:

- обеспечить в игровой форме разностороннее развитие детей;

- формирование представлений у детей об образах в шумах и звуках;

- развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

- формирование навыков сотрудничества в продуктивной деятельности;

- формирование коммуникативных умений.

 

Литература:

 Гогоберидзе А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – «Детство-Пресс», 2010.

Девятова Т. Н. Звук – волшебник: материалы  по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М. ЛИНКА –ПРЕСС, 2006.

СКАЗКИ - ШУМЕЛКИ для реализации проекта

1. ЛИСА И РЫБА

3 мин 08 сек. 6 шумов

Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит.

БУБЕНЦЫ/ КОРОБОЧКА

Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» - Бросил он лису в сани,

БАРАБАН

а сам пошёл впереди.

ЦЕЛЛОФАН

Лошадка бежит, колокольчиком звенит

БУБЕНЦЫ/ КОРОБОЧКА

А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке

КСИЛОФОН ГЛИССАНДО

Выбросила всю рыбку и сама убежала

БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

2. ТАНЕЦ ДЛЯ МЫШКИ

4 мин 16 сек 13 шумов

Жила-была в большом доме маленькая мышка. Сидела она на кухне за холодильником. Сидела, сидела и заскучала.

«Там в комнате - светло» - сказала мышка,

МЕТАЛЛОФОН

«Там много места и можно бегать и танцевать!»

КСИЛОФОН

Она вылезла из норки и побежала к знакомому Таракану.

БОЛТАТЬ ПАЛОЧКОЙ В КОРОБОЧКЕ

Усатый Таракан сидел под большим пакетом.

РАСЧЁСКА

Мышка спросила у Таракана: « Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!»

«Мне некогда, я ищу себе еду», - сказал Таракан и уполз.

РАСЧЁСКА

И побежала мышка дальше.

БОЛТАТЬ ПАЛОЧКОЙ В КОРОБОЧКЕ

Бежит мышка, бежит, а навстречу ей летит Муха.

ДУТЬ В РАСЧЁСКУ С ФОЛЬГОЙ/ МИРЛИТОН

Мышка ей и говорит: «Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!»

«Я устала и буду отдыхать!» - прожужжала Муха и села на стол.

ДУТЬ В РАСЧЁСКУ С ФОЛЬГОЙ/ МИРЛИТОН

И побежала мышка дальше. Бежит она, бежит, а с потолка на паутинке спускается Паучок.

РЕЗИНОЧКИ ИЛИ ГИТАРА

Мышка ему и говорит: «Ты можешь сыграть или спеть?

А я буду танцевать!». Ничего не сказал Паучок и убежал.

РЕЗИНОЧКИ ИЛИ ГИТАРА

И побежала мышка обратно к себе домой и вдруг услышала тихую музыку.

КСИЛОФОН / КАРАНДАШИ

Мышка подошла к большим часам, а они застучали ещё громче:

КСИЛОФОН / КАРАНДАШИ

«Какая красивая музыка!», - сказала мышка и стала танцевать.

СТУК ПОД ФОНОГРАММУ С ТАНЦЕВАЛЬНОЙ МУЗЫКОЙ

3. ЗАЯЦ В ЛЕСУ

2мин 52 сек. 9 шумов

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!

ЦЕЛЛОФАН

Испугался заяц и - бежать.

ТРЕЩОТКА

        

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть,

а дятел на сосне как застучит!

КОРОБОЧКА

Бросился заяц бежать.

ТРЕЩОТКА

        

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

ТКАНЬ

Побежал заяц из леса к речке.

БАРАБАН (быстро)

А на берегу речки лягушки сидели.

        

ТОН-БЛОК

Увидели они зайца – и прыг в воду 

МЕТАЛЛОФОН

Заяц обрадовался и говорит:

- А звери меня, зайца, боятся!

Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.

ПАЛЬЦАМИ БАРАБАНИТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗКИ - ШУМЕЛКИ

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые  сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восп...

«Сказки - шумелки»

Мастер – класс  для педагогов по музыкальному воспитанию дошкольников...

Мастер-класс для родителей "Сказки - шумелки"

Сказки-шумелки как разновидность шумового оркестра. Мастер-класс для родителей....

Мастер-класс для воспитателей "Сказки - шумелки"

Презентация и мастер-класс для воспитателей "Сказки - шумелки" как разновидность шумового оркестра...

Музыкальная дидактическая игра «Сказки шумелки»

Цель: Учить детей подбирать звуковые выразительные средства для озвучивания сказки.Задачи: Активизация интереса детей к различным видам инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие ...

Сказки-шумелки

В данном материале представлены сказки по изучению шумовых эффектов на занятиях с детьми подготовительной группы детского сада....