ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Бушманова Юлия Александровна

В материале раскрывается методика ТРИЗ в контексте работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной к школе группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ТРИЗ  КАК СРЕДСТВА    ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ   ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

     Рассматривая современного ребенка в контексте образования необходимо помнить, что в настоящее время дети растут в высокотехнологичном информационном изменяющемся обществе. Скорость этих изменений чрезвычайно высока. Тенденциями развития становится высокая информированность, «наслушанность» детей с одной стороны и недостаточность эмоционально-личностного общения со сверстниками, исчезновение из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и как следствие снижение произвольности и мотивационной сферы с другой.

   У  ребенка с особыми образовательными потребностями данные  проблемы мотивации выражены еще ярче. Они идут параллельно с   задержкой речевого развития, снижением произвольности и концентрации внимания, уменьшение доли фантазии и творческой активности. Умело организованная комплексная работа по сопровождению ребенка с ОВЗ способна повысить как его социальную, так и познавательную мотивацию.

     И одним из таких методов работы  становится ТРИЗ  - Теория решения изобретательских задач, созданная Генрихом Альтшулером.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их системно и креативно мыслить. Под креативностью здесь  понимается умение создавать что то новое и полезное.

Технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». ТРИЗ дает возможность  проявить свою уникальность, ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, стремление найти выход из затруднительного положения, желание помочь. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без длительных заучиваний.  

     Применяя данную технологию, необходимо опираюсь на следующие правила:

Предоставлять ребенку право выбора.

  • Работать с задачами, не имеющими единственно правильного решения.
  • В условия творческого задания закладывать различные варианты решения.
  • Включать практическую значимость суждения в каждое задание.

        Использование  ТРИЗ в логопедической практике позволяет активизировать словарь ребенка,  закрепить грамматические компетенции, повысить мотивацию к автоматизации звуков в речи, формировать навыки ведения диалога,   увеличить логичность, точность, содержательность и оригинальность высказывания ребенка, ювелирно совершенствуя  такие психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

Вот некоторые варианты игр с детьми с использованием ТРИЗ-технологии.

«Придумай загадку»

1. Выбери предмет на картинке и перечисли его особенности (цвет, форма, величина, вкус, части и т.д.)

2. Выбери несколько вопросов по которым будешь составлять загадку:

-Какой предмет? Что такое же у других предметов?

-Что делает? Что или кто делает также?

-На что похоже?

3.Перечисли выбранные предметы

4. Найди в них общее

5. Составь загадки,  используя слова «как», «но не»

Отражает, но не зеркало

Лежит, но не коврик,

 Вредит, но не Шапокляк. (Лужа)

Прыгает, но не мяч

Ныряет, но не утка,

Плавает, но не лодочка (Лягушка)

“Хорошо–плохо” 

     Логопед называет любой объект или в старшем дошкольном возрасте систему, явление, у которых могут четко определиться  положительные и отрицательные свойства.

 Ход игры.

 1 вариант:

 Л: Съесть шоколадку - хорошо. Почему?

 Д: Потому, что она сладкая.

 Л: Съесть шокодаку - плохо. Почему?

 Д: Могут заболеть зубы.

 То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

«Что умеет делать?" (игра для детей с 3-х лет)

 Правила игры: Логопед называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

 Примерный ход:

Что может мяч? Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.

Что может дождь?   Растворить лед.

Когда и почему?   Когда ярко светит солнце, тепло.

Что еще может лед?  Лед может расколоться, треснуть.

А какие полезные функции у льда?   Его можно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.

 Что можно делать со льдом?  Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.

“Да–Нет” — игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: “да”, “нет”, “и да, и нет”, “это не существенно”, “об этом нет информации”. К примеру:

– Я загадала слово (кошка).

 – Это слово обозначает предмет?

 – Да.

 – Это растение?

 – Нет.

 – Оно неживое?

 – Нет.

 – Это животное?

 – Да.

 – Оно белого цвета?

 – Это не важно для отгадки.

 И т.д., пока слово не будет угадано.

«Мои друзья – это…»

Выберете слова, обозначающие название техники. Мои друзья - это то, что может перевозить грузы.

 К ведущему подходят те дети, которые выбрали машину, трактор, поезд, корабль.

 Я – ракета. Мои друзья - это те слова, в которых есть звук "р" (в начале слова, в середине, в конце).

Игра “Складушки–вычиталки”.

 Небо + вода = дождь

Дерево - лист = листопад

 Огород + тепло = урожай

 Холод + снежинка = снегопад

 Человек + холод = теплая одежда

 Ученик + осень = школьник

 Шишка + сосна = лес

Список используемой и рекомендуемой литературы:

  1. Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.
  2. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В.  Методика формирования у дошкольников  классификационных навыков (технология ТРИЗ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...

Программа развития мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода психотерапевтических историй

Учебно - методическое пособие способствует формированию мотивации с помощью метода психотерапевтических историй у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспи...

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи

В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Нарушения грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье содержится материал о нарушениях грамматического строя речи у детей с ТНР. Подробно показаны грамматические ошибки, которые допускают дети с речевыми нарушениями....