Викторина «Такая разная посуда» в старшей и подготовительной группах
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Гнатишина Наталия Алексеевна

Цели викторины: - уточнение и расширение знаний детей по лексической теме «Посуда»;

- активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях.

Задачи: - закрепить с детьми знания о посуде;

- уметь различать кухонную, столовую, чайную посуду;

- воспитывать бережное отношение к посуде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_posuda.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Такая разная посуда»

в старшей и подготовительной группах

подготовила Гнатишина Н.А.

Цели викторины:

- уточнение и расширение знаний детей по лексической теме «Посуда»;

- активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях.

Задачи:

- закрепить с детьми знания о посуде;

- уметь различать кухонную, столовую, чайную посуду;

- воспитывать бережное отношение к посуде.

Оборудование: иллюстрации по теме «Посуда»; наборы кукольной посуды; разрезные картинки, мяч.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением различной посуды, отгадывание загадок, беседа «Какая бывает посуда», ролевые игры "Магазин", "Прием гостей", чтение стихов и рассказов по теме.

Словарь по теме: посуда, скатерть; тарелка, чашка, кружка, стакан, блюдце; вилка, нож, ложка, половник; чайник, кастрюля, сковорода; ваза, банка, бутылка; терка, ведро, поднос; масленка, кофейник, хлебница.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а сейчас вам надо отгадать загадки.

Если я пустой бываю, про тебя я забываю,

Но когда несу еду- мимо рта я не пройду. (Ложка)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

Чайника подружка имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли,  и зовут её… (Кастрюлей)

И в столовой, и на кухне, в ресторане и везде:

Если варят - то в кастрюле, жарят на… (Сковороде)

Развеселая  подружка угостит своих гостей –

Молоком, компотом, чаем, назови, её скорей! (Кружка)

Разрежет хлеб, намажет масло.

Но помни: Есть с него опасно! (Нож)

Деревянная темница,

В ней хлеб всегда хранится. (Хлебница)

Новая посуда, а вся в дырках… (Дуршлаг)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки?

Дети: Посуда.

Воспитатель: Правильно, все загадки о посуде! Давайте вспомним, какая бывает посуда.

- Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? (Чайная посуда).

- Из какой мы кушаем? (Столовая).

- Как называется посуда, в которой готовят? (Кухонная посуда).

– Для чего нужно тщательно мыть посуду?

– Как ухаживают за посудой?

– Где хранят посуду?

– Как надо вести себя за столом?

Вот такая разная посуда бывает. А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей, превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками, разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке, или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду нам различная посуда:

На неё еду кладут, из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты: сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд- варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница!

Воспитатель: Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

— Как она называется? (Федорино горе).

— Кто написал эту сказку? (К.И.Чуковский — показать портрет писателя).

— Почему вся посуда убежала? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. И пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. У вас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нём расскажите.

Игра «Каждый продукт в свою посуду»

Масло сливочное положим…(в маслёнку).

Сахар насыпаем…(в сахарницу).

Молоко нальем …(в молочник).

Соль у нас в …(в солонке).

Перец …(в перечнице).

Хлеб положили в …(в хлебницу).

Фрукты …(в вазе).

Сухари …(в сухарницу).

Сок налили …(в кувшин).

Селедку в …(в селёдочницу).

Конфеты к чаю у нас в …(в конфетнице).

Эстафета «Чудесный мешочек»

Дети опускают руку в мешочек, ощупывают и описывают найденный предмет посуды, называют его и распределяют по категориям: “чайная” и “кухонная” посуда.

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (
Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)
Только стукни, разобьются.
(Хлопают в ладоши, топают.)
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос,
(Нагнулись, вытянулись.)
Он посуду нам принёс.

Конкурс «Сервировка стола»
Воспитатель: к вам пришли гости. Какую посуду вы поставите на стол и чем будете их угощать. Дети должны правильно сервировать стол.

Игра с мячом «Скажи ласково» (употребление уменьшительно-ласкательной формы имен существительных).

Например,

чайник – чайничек,
ложка – ложечка,
тарелка – тарелочка…

Игра «Из чего сделана посуда?»

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы – пластмассовая

Сковорода из чугуна – чугунная

Миска из глины – глинная

Нож из стали – стальной

Воспитатель: Молодцы. Ну, а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Игра «Четвертый лишний»

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а закончим мы нашу векторину словами из сказки «Федорино горе»

Уж не буду, уж не буду я посуду обижать,

Буду, буду я посуду и любить и уважать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая викторина «Умники и умницы» в старшей и подготовительной группе.

Конспект поможет в игровой форме показать итоговые результаты освоения программы детьми двух возрастных подгрупп, в разделе ФЭМП....

Викторина «Весна пришла» для детей старшей и подготовительной групп.

Цель: обобщение знаний и представлений детей о весне.Задачи: - развивать познавательный интерес;- закреплять знания детей о характерных признаках весны; пополнять и активизировать словарь детей...

Сказочная викторина "Мир книги" для детей старшей и подготовительной группы

Увлекательное сказочное путешествие  в "Мир книги" совершают дети вместе героями сказки Кот Базилио и Лиса Алиса. Занимательные вопросы, задания, игры, песни увлекают всех....

Сценарий викторины «ИЗО баттл» для детей старших и подготовительных групп .

Сценарий викторины «ИЗО баттл» для детей старших и подготовительных групп ....

Викторина «Такая разная посуда» в старшей и подготовительной группах

Викторина «Такая разная посуда» в старшей и подготовительной группах...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы « Гномы» компенсирующей направленности на тему: «Такая разная посуда» в рамках педагогического проекта «Что мы знаем о посуде?»

Что такое посуда. Для чего она нужна. Из каких материалов она изготовлена. Ребята называют предметы посуды (кухонной, столовой, чайной). На занитии использованы игры, физкультминутки, опыт "Узнай...