Конспект НОД в разновозрастной группе Тема: "Моя Семья"
рабочая программа по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Наиля Анатольевна

Цель: Расширение у детей знаний и представлений о семье. Развитие речевой активности.

      Образовательные задачи: способствовать формированию у детей грамматической речи. Продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье, о людях, которые живут вместе. Активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими настроение человека.

               Развивающие задачи: способствовать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, использовать речь – доказательство. Формировать навыки применения диалогической и монологической речи.

              Воспитывающие задачи: воспитывать интерес детей к самостоятельному     

  словесному творчеству, поощрять их желание придумывать рассказы о семье.

  Воспитывать желание заботиться о своих близких, развивать чувство гордости

  за свою семью.

              Предварительная работа: чтение и разучивание пословиц о семье,  составление тематических словариков «Семья», «Какое настроение?»,  «Мама» (какая?), Папа (какой?), беседа о семье; рассматривание семейных фотографий; оформление речевого стенда «Говорят дети» на тему «Моя семья» (творческое сочинение детей с родителями), оформление стенда «Моё настроение»,          творческая выставка «Солнышко настроения».

               Средства реализации. Оборудование: костюмы (маски) белого медведя и        

белой медведицы, мягкая игрушка «белый медвежонок», обручи (на каждого ребенка), шкатулка на подносе, сердечки, вырезанные из картона, микрофон для «корреспондента», свечка электронная, музыкальный центр, диск с записью колыбельной медведицы из мультфильма “Умка “, музыка Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева, стенд «Говорят дети», в центре надпись: «Моя семья».

      Ход ООД:

          Воспитатель: Ребята, сегодня мы ждем необычных гостей! Давайте приготовимся к встрече. (Воспитатель предлагает детям встать полукругом). – А вот и гости.

          Заходят персонажи «медведь» и «медведица». «Медведица» держит   плюшевого медвежонка. (Звучит музыкальная композиция колыбельная медведицы из мультфильма “Умка “, музыка Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева).                      Мама – медведица и папа – медведь укачивают своего любимого сыночка – медвежонка. Сначала мама – медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа – медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына, и сам тоже немного покачивается. Мама – медведица передает медвежонка медведю. Затем папа – медведь качает малыша, а мама – медведица глядит на обоих ласково, с любовью.                                                                                                                                                                                                                             Воспитатель: С кем мы встретились? Как, одним словом назвать всех их вместе?                                                                                                                                                                                                  Дети: семья.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Воспитатель: Какая у них семья? Как ты считаешь, Азалия? Радмир, а как ты думаешь, какая у них семья? Я согласна с вами, что у них семья заботливая, любящая. Азалия, почему так думаешь? Радмир? (Ответы детей).                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Воспитатель: Правильно, это семья. А это – любящие и заботливые родители, и их ребенок, дети. Спасибо вам! (Герои уходят).                                                            Воспитатель приглашает детей сесть на стулья.                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Воспитатель: Дети, у вас тоже есть семьи, но они разные, непохожие друг на друга. Давайте о них расскажем. У меня есть необычная шкатулка. В неё мы будем           складывать слова о семье, разные слова, не похожие друг на друга.            (Воспитатель берёт поднос, на котором лежат шкатулка и сердечки,             вырезанные из картона).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Воспитатель: У меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой             положить слово о своей семье. Послушайте и посмотрите, как я это сделаю.              «Моя семья здоровая, потому что мы каждый день гуляем на свежем воздухе».             (Берёт с подноса сердечко и кладёт его в шкатулку. Дети по очереди передают             шкатулку, кладут в неё сердечки, называя слова о семье).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Воспитатель: И вернулась шкатулка ко мне, полная добрых и хороших слов о   семье. Каждый из вас говорил о семье интересно, по-своему. А вот вижу здесь   музыкальную семью. (Воспитатель достаёт сердечко и делает вид, что читает).  Дети, интересно знать, а музыкальная семья какая еще может быть? Например, выразительная. А ещё какая?

   Дети: дружная, весёлая, танцевальная, красивая.

                 Воспитатель: Можно сказать, про спортивную семью, что она дружная.

 Почему, Данил? (ответ ребёнка)

  Воспитатель: Я очень рада, что у вас есть семья, где вас любят, ждут,          заботятся о вас, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы, дети, когда станете             взрослыми, также любили и ценили своих близких, заботились о них.

  (Воспитатель приглашает детей встать в круг).

  Воспитатель: Семья родилась очень давно, ребята. Её уважали всегда,            поэтому народ сложил много пословиц о семье. Мне нравится одна такая пословица: «При солнышке тепло, при матери – добро». Вы тоже знаете пословицы.

 Давайте скажем так, чтобы услышали все. Дети передают мяч и говорят пословицы:

           – «Дома и стены помогают»;

           – «Дружная семья гору сдвинет»;

           – «Вся семья вместе так и душа на месте»;

           – «Добрые детки дому венец, плохие детки – дому конец»;

          – «В родной семье и каша гуще»;

          – «Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют»;

          – «Дома вместе тесно, а врозь – скучно»;

          – «В гостях хорошо, а дома лучше»;

          – «Нет милее дружка, чем родная матушка».

Воспитатель: Как вы понимаете пословицу «Добрые детки дому венец,  плохие детки – дому конец»? (ответы детей).

 Воспитатель: Почему так говорят «Вся семья вместе так душа на месте»?           (ответы детей).

Воспитатель: Приглашаю вас выбрать семейный круг. Каждый подойдите к тому кругу, который вам больше понравился. (Дети занимают разложенные на полу обручи). Встаньте на середину. Вам удобно? Закройте глаза и представьте себе,  что вы в кругу своей семьи. Представьте рядом своих самых близких членов семьи. Представили? А теперь откройте глаза. Сядьте в середину круга.

      Воспитатель: К вам пришёл корреспондент. Он будет брать у вас интервью о вашей семье. Ответы должны быть полными предложениями, только тогда они запишутся на диктофон.

          Корреспондент задаёт детям вопросы: – С кем ты живёшь?                                                                                                                                                                              

         – Кто самый старший в вашей семье?

          – Кто самый младший в вашей семье?

          – Для мамы ты кто?

          – Для бабушки ты кто?

         – Азалия, я знаю, ты очень любишь своих близких, а почему?

         – По секрету я могу сказать вам, ребята, что Макарим очень заботливый. Хотелось бы узнать у тебя, Макарим, как ты заботишься о своих близких, что ты делаешь для них?

        – Кто о тебе заботится?

        – Расскажи, какая твоя мама?

        – Расскажи, твой папа, какой?

  Воспитатель: Ваши ответы, ребята, были интересными, было их приятно слушать. Азалия, тебе чей ответ понравился? Ребята, извините, но мой диктофон не записал ответ Артура. Азалия, напомни, пожалуйста, какой вопрос задали Тимуру. (Макарим повторяет вопрос, заданный Ринату. Молодец, Алсу вспомнил. Макарим, ты очень внимательно слушал, выручи меня, пожалуйста, скажи, как ответила Алсу. (Ответ ребенка). Молодец, Макарим, ты настоящий друг. (Воспитатель пожимает ему руку).

Воспитатель: теперь всё интервью записано. Можно и поиграть. Покажем,         какая бывает дружная семья, пальчиками.

         Пальчиковая игра «Дружная семья»

        Этот пальчик – дедушка, (загнуть большой палец правой руки)

        Этот пальчик – бабушка, (загнуть указательный палец правой руки)

        Этот пальчик – папочка, (загнуть средний палец правой руки)

       Этот пальчик – мамочка, (загнуть безымянный палец правой руки)

      Этот пальчик – я, (загнуть мизинец правой руки)

     Наша дружная семья! (ритмичное сжимание, разжимание пальцев правой руки)

 Гимнастика «Семья»

 Воспитатель: Покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как Султан радуется, давайте у него, спросим, когда папа и мама бывают такие радостные?                 Воспитатель: Покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они             удивляются? Интересно, когда это папа и мама удивляются?

 Воспитатель: Покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У Артура было такое выразительное лицо, хочется у него спросить. Когда папа и мама сердятся?

Воспитатель: Покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители? Что их так может напугать?          Воспитатель: Покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?                                                                                                                               Воспитатель: Вот таких спокойных детей я хочу пригласить в необычный, чудесный сад. Почему он необычный, мы сейчас узнаем. А пока я хочу вам сказать правило, которое нужно выполнять в этом чудесном саду: «Нужно внимательно и тихо слушать того, кто говорит». Вы готовы справиться с таким правилом?

 Дети: да.

 Воспитатель: Тогда в путь. (Воспитатель приглашает детей пройти по залу).

 Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в чудесный, необычный сад. (Обращает внимание детей на то, что в этом саду растут необычные фамильные деревья.)

 Воспитатель: Дети, посмотрите на свои деревья, почему они необычные, чудесные? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, вместо плодов на деревьях – фотографии.

 Это – фамильные деревья. (Воспитатель предлагает детям сесть).

  Воспитатель: Хотелось бы услышать рассказ о семье от Азалии. Я знаю, у ее родителей очень интересные любимые занятия. (Рассказ ребёнка).

Воспитатель: Наш Макарим придумал очень красивое слово о своей семье. Расскажи о своей семье. (Рассказ ребёнка).

Воспитатель: А вот у Рината и папа, и мама работают на интересной работе.  Ринат, расскажи нам о своих близких. (Рассказ ребёнка).

Воспитатель: Я знаю, у Радмира очень интересная семья и они куда-то собираются ехать. Расскажи, Радмир. (Рассказ ребенка).

 Воспитатель: Ребята, у вас очень интересные рассказы о ваших семьях. Но у нас мало времени. Мы с вами ещё вернёмся в наш чудесный сад и расскажем остальным детям нашей группы о своих семьях.

 Речевая игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье?» 

Воспитатель: Я предлагаю сказать слова пожелания своей семье, а пламя от

 свечки обязательно донесёт их до ваших близких. (Пожелания детей своей семье: «Я желаю своей семье…» гаснет свет, дети передают свечку друг другу).

 Воспитатель: Я думаю, что такие добрые пожелания вашим близким обязательно

сбудутся. (Включается свет.) Воспитатель открывает стенд «Моя семья» с фотографиями детей, воспитателей, помощника воспитателя группы.

 Воспитатель: Я, ты, он, она! А вместе – целая дружная группа! Группа- ведь это тоже, как семья. Об этом мы поговорим в следующий раз.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в разновозрастной группе. ТЕМА: "Осень разноцветная".

Конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе для детей с ОНР - "Осень разноцветная"....

Конспект ООД в подготовительной группе Тема «Моя семья»

В области – «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,Вид  - беседа « Моя семья»Задачи:1.      Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;2....

конспект НОД в разновозрастной группе. тема : «Профессии»

Конспект НОД в разновозрастной группе Тема: «Профессии» «Профессий на свете много…» Цель: Расширять представления детей о профессиях людей и инструментах, необходимых для людей разных профессий. задач...

Конспект НОД в старшей группе тема " Моя семья."

Цель: формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.  Задачи: По...

Конспект НОД в разновозрастной группе Тема: "Моя Семья"

Цели и задачи:- систематизировать и расширить знания о семье;- воспитывать чуткое отношение по отношению к взрослым, воспитывать чувство гордости за свою семью;- учить создавать аппликации из геометри...

методическая разработка познавательного мероприятия для родителей старшей разновозрастной группы Тема: Герб семьи

методическая разработка познавательного мероприятия для родителей старшей разновозрастной группыТема: Герб семьиВоспитатель старшей разновозрастной группыДанилова Ольга Геннадьевна...

методическая разработка познавательного мероприятия для родителей старшей разновозрастной группы Тема: Герб семьи

методическая разработка познавательного мероприятия для родителей старшей разновозрастной группыТема: Герб семьиВоспитатель старшей разновозрастной группыДанилова Ольга Геннадьевна...