Составление творческого рассказа по картине
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Тюлькина Юлия Валерьевна

Мы всегда хотим много от детского рассказа по картине: связной речи полными предложениями, образности, подробного полного описания ситуации, передачи в рассказе личного отношения ребенка к описываемым событиям, но на практике дети начинают говорить сбивчиво, с противоречиями. И если это не преодолеть, то возникнут трудности с составлениями рассказов и написанием сочинений в школе. Проблема в том, что дети должны выслушать рассказы по одной картине сначала воспитателя, а затем своих товарищей.Содержание рассказов почти одинаковое, страдают скудностью, паузами между предложениями, но главным негативом является то, что ребенок сам не строит рассказ. Моя задача, как педагога, изучить методы эффективного обучения воспитанников творческому рассказыванию по картине. Работа содержит перспективный план работы с воспитанниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_tvorcheskogo_rasskaza_po_kartine.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Составление творческого рассказа по картине

по методике «Картинка без запинки»

Мы всегда хотим много от детского рассказа по картине: связной речи полными предложениями, образности, подробного полного описания ситуации, передачи в рассказе личного отношения ребенка к описываемым событиям, но на практике дети начинают говорить сбивчиво, с противоречиями. И если это не преодолеть, то возникнут трудности с составлениями рассказов и написанием сочинений в школе. Проблема в том, что дети должны выслушать рассказы по одной картине сначала воспитателя, а затем своих товарищей.Содержание рассказов почти одинаковое, страдают скудностью, паузами между предложениями, но главным негативом является то, что ребенок сам не строит рассказ. Благое намерение воспитать волю сводится к замечаниям скучающим детям. Моя задача, как педагога, изучить методы эффективного обучения воспитанников творческому рассказыванию по картине.


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

по обучению детей творческому рассказыванию по картине

(подготовительная группа)

Месяц

Тема

Цель, задачи

Дидактическая игра

Сентябрь

Речевые игры на подбор существительных, прилагательных, глаголов

Цель:   развивать   умение   подбирать   однокоренные   и обобщающие слова, прилагательные, глаголы, антонимы

«Дели, соединяй» Цель: определять состав картины, устанавливать взаимосвязи, используя предложение разных видов.

«Сравни по материалу» Цель: учить находить выделенный материал в предметах окружения и составлять загадку.

Октябрь

Рассказывание по картине «Коза с козлятами»

Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине. Задачи: 1.   Совершенствовать   умение   определять   состав картины   и   устанавливать   взаимосвязи   между предметами.

2.   Развивать умение придумывать предшествующие и последующие события.

3.   Упражнять    в    употреблении    синонимов        и существительных      в      родительном      падеже множественного числа.

«Отставай и забегай» Цель: учить последовательно представлять события во времени.

«Кто лишний» Цель:закрепить знание о домашних животных.

Ноябрь

Составление рассказа по картине «Свинья с поросятами»

Цель: учить детей составлять небольшой рассказ от первого лица по картине.

Задачи: 1.   Учить детей составлять связный рассказ отпервого лица, вживаясь в образ.

2.   Развивать умение составлять сложные предложения.

3.   Воспитывать доброту, отзывчивость.

«Волшебник превращений»

Цель: учить с точки зрения выбранного объекта описывать картину.

«Дели, соединяй» Цель: закрепить умение определять состав картины, устанавливать связи и взаимосвязи между предметами, используя построение предложений разных видов.

 «Машина времени «Что было, что будет»  Цель: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом        

 «Выбери признак, который есть у других объектов»   Цель: учить детей выделять характерные и специфические значения признаков объект

 «В гости пришли волшебники времени» Цель: учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени

 «Угадай по описанию»                   Цель: учить детей выделять признаки объектов

«Я назову признак, а вы перечислите его значения»               Цель: учить детей подбирать разные значения одному признаку

Декабрь

Коллективное составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

Цель: учить составлять коллективный описательный рассказ по картине. Задачи:

1. Учить логически, последовательно составлять рассказ по цепочке.

2.   Формировать умение самостоятельно придумывать события, изображенные на картине.

3. Упражнять в употреблении форм единственного и множественного глагола «хотеть».

«Нарисуй картину с помощью жестов и мимики» Цель: развивать творческое воображение.

«Волшебник «Я слышу» Цель: совершенствовать умение рассказать какие звуки у животных, у природы, упражнять в употреблении прилагательных.

 «Дели». Игра с «подзорной трубой»Цель:обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображенного на картине

«Дели-Давай»  Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами.

Составление сравнений, загадок и метафорЦель:развивать словарь за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картин

Цель: развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество.

Составление рассказа от лица разных героевЦель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

«Волшебники: «Я Вижу», волшебник «Слышь», «Я запах», «Я вкус», «Я чувствую руками и кожей»Цель:учить представлять возможные запахи, ощущения. Предложить составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками»    

Январь

Составление рассказа по словесному рисованию картины

Цель: учить детей самостоятельно составлять рассказ по своей картине. Задачи:

1.   Учить детей составлять самостоятельный рассказ по словесному рисованию картины с использованием методических шагов:

•    становление взаимосвязи, •    события предыдущие, последующие.

2.   Развивать творческое воображение.

3.   Воспитывать желание внимательно слушать рассказы своих сверстников.

«Кто с кем дружит» Цель: обогащение словарного запаса детей.

«Подбери такое же по цвету»      Цель: Упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах.

Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты.

Составление рассказа от лица разных героев

Цель: Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

Составление рассказа фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени Цель: Учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумать рассказ, используя в нем словесные обороты , характеризующие временные отрезки (до того как..,; после того как..; утром…потом.. В прошлом; в будущем, днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной)

Февраль

Рассказывание по картине «Собака с щенятами»

Цель: учить составлять рассказ по картине. Задачи: 1.   Учить детей составлять самостоятельный развернутый рассказ с помощью методических шагов, микрогрупп: •    дробление картины, •    нахождение взаимосвязи, образные характеристики, •    «вхождение» в картину. 2.   Использовать ребенком свои индивидуальные особенности восприятия картины. 3.   Воспитывать бережное отношение к природе.

«Разные точки зрения» Цель: учить определять состояние одного из героев, описывать окружение с точки зрения этого героя.

Деление картинки на части.   Объединение частей.                   Параллельная работа со словарем. Составление загадок.

Выстраивание временной последовательности.

 Составление образных характеристик с помощью органов чувств. Прием вхождения в картину      Волшебники                   

1.«Я слышу, как журчит вода».          2.«Я Вижу»                      

3.«Я чувствую»  

 

Составление загадки:

Речка какая?     Что такое же?

Цель: Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица   

Волшебник «Отставай-Забегай»        Составление рассказа фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени Цель: Учить выстраивать временную последовательность        

Март

Составление рассказа по картине «Курица с цыплятами»

Цель: учить самостоятельно строить развернутый рассказ по картине. Задачи:

1.   Учить детей самостоятельно составлять развернутый рассказ с помощью ранее усвоенных приемов.

2.   Развивать умения слушать рассказы друг друга.

3.   Воспитывать бережное отношение к животным

«Кем быть» Цель: учить интересно рассказывать о профессии с показом.

Упражнения в описании объектов окружающего мира с помощью разных органов чувств.   

Составление тематического словарика (прилагательных, глаголов) по конкретной картине. Слова должны отражать различные ощущения по отношению к объектам. 

Упражнение  в придумывании диалогов персонажей картины или отдельных высказываний героев по поводу каких-либо ощущений.

Составление загадок:

……какая?     Что такое же?

Цель: Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

Апрель

Составление рассказа по пейзажной картине «Весна»

Цель: учить внимательно рассматривать пейзажную картину и составлять рассказ. Задачи:

1.   Учить рассматривать картину, правильно понимая ее содержание поэтапно: •    взаимосвязи,

•    «вхождение» в картину, •    образные характеристики •    события последующие, предыдущие. 2.   Формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словами. 3.    Учить придумывать предложения и произносить их с разной интонацией, передовая голосом чувство радости и огорчения. 4.   Воспитывать интерес к произведениям живописи.

«Вхождение» в изображенное на картине» Цель: упражнять в описании воспринимаемое через различные органы чувств.

«Сравни по материалу» Цель: учить составлять загадки.

Упражнения в описании объектов окружающего мира с помощью разных органов чувств.

Составление тематического словарика (прилагательных, глаголов) по конкретной картине. Слова должны отражать различные ощущения по отношению к объектам.

Упражнение в придумывании диалогов персонажей картины или отдельных высказываний героев по поводу каких-либо ощущений

Составление загадок

Словесное рисование

Май

Составление рассказа по картине «Корова с телятами»

Цель: учить составлять самостоятельный связный рассказ по картине Задачи:

1.   Учить составлять самостоятельный связный рассказ с помощью ранее усвоенных приемов.

2.   Развивать умение грамматически правильно строить высказывания.

«Отставай и забегай вперед» Цель: учить детей представлять выбранный на картине предмет с точки зрения его прошлого или будущего.

«Войди» в картину» Цель: обследование картины с помощью разных анализаторов.

Упражнения в описании объектов окружающего мира с помощью разных органов чувств. 

Составление тематического словарика (прилагательных, глаголов) по картине. Слова должны отражать различные ощущения по отношению к объектам.

Упражнение в придумывании диалогов персонажей картины или отдельных высказываний героев по поводу каких-либо ощущений.

Составление загадок.

Словесное рисование картинки.

 Волшебник «Отставай-Забегай»    Составление рассказа фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени Цель: учить выстраивать временную последовательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ является методическим пособием, где прописан полный алгоритм действий в работе с картиной с использованием технологии ТРИ...

Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине

обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....

Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине"

В материале представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста при составлению творческих рассказов по картине, с использованием элементов технологии ТРИЗ. Составление рассказов фантастиче...

«Составление творческих рассказов по картине Яна ван Оса «Цветы и фрукты в глиняной вазе»

При формировании речевых навыков у детей очень важно развить творческие и мыслительные способности детей, углубить знания об окружающем мире, развить в детях желание творить, изменяя мир к лучшему. Вы...

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ

Обучение составлению творческих рассказов по картине методом ТРИЗ...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для пе...