Семинар-практикум для педагогов Тема: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Гасюк Анна Григорьевна

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Семинар-практикум   для   педагогов

Тема: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"

Цель:  Познакомить педагогов  с различными способами закрепления речевых навыков у детей.

План:

  1. Сообщение темы.
  2. Информационная часть.
  3. Практическая часть.
  • Обучение практическим умениям педагогов: Игра «Шаги»
  • Обучение практическим умениям педагогов: Игра «Волшебный мешочек»
  • Педагогический диктант: «Ассоциации»
  • Педагогические ситуации в упражнениях: «Придумай рассказ»
  1. Заключение.

Ход занятия

Теоретическая часть семинара

Одной из ПРОБЛЕМ   по развитию детей - бедность активного и пассивного словаря. Речь у наших детей настолько слабо развита, что значительно затрудняет общение с окружающими людьми.

Дети имеют ограниченный словарный запас даже на бытовом уровне и способны называть некоторые предметы из близкого окружения и некоторые действия. Они используют только простые предложения из 2-3 слов. Допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов. У них отсутствует или грубо недоразвита связная речь (1-2 предложения вместо пересказа).

Например, при составлении рассказа по плану по теме «Одежда» (название, цвет, из каких частей состоит, для чего предназначена) дети расскажут о рубашке примерно так:  «рубашка синяя, ее можно носить», вместо:  «Это рубашка. Она синего цвета. У рубашки есть воротник, пуговицы, рукава и карманы. Рубашку носят мальчики, как торжественную одежду ».  ЧАСТО ПРИ выполнении   заданий совместно с ребенком встречаются ТАКИЕ Же однословные Ответы по пунктам плана, вместо связного небольшого рассказа.

Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи - это задача, которую педагоги и родители могут и должны решать совместными усилиями.  

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с детьми. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором - пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, ... яблоко. 
Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.). Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите всех детей. Так же, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. . ЭТО полезно ДЛЯ Развития моторики пальчиков  А КОГДА в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом «А» - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А втрое - красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, А у второго - белые и т.д.)

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий. На прогулке вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Село», «Транспорт» , «Птицы» и другие. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые детям слова следует объяснить, повторить несколько раз. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры:. «? О чём рассказала улица», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «? Кто позвал»
Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь ». Большой интерес вызывают у детей сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка», которые помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую
​​игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.

В Групповой  комнате появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Старайтесь, чтобы дети запоминали и повторяли их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус), продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы? (При работе с родителями можете рекомендовать им такие упражнения «Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.).

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?» , «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

Итак, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Обучение практическим умениям: Игра "Шаги»

Цель: Обучение педагогов приемами  Расширения словарного запаса детей.

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с детьми расширяя их словарный запаса слов, и развивать речь в целом.

Темы:

  • "Все горячее" (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай),
  • "Все мокрое" (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава),
  • «Все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит),
  • "Ласковые слова" (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек ...).
  • "Вежливые слова" (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи) и т.д.
  • «Слова утешения», «Слова радости», «все что едет», «всё красное» и т.д.

Обучение практическим умениям: Игра «Волшебный мешочек».

Цель: Практическое обучение педагогов приемами активизация словаря.

Ход

Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее. Например: лимон-это фрукт. Желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус. Предметы в мешочке: виноград, апельсин, банан, арбуз, зайчик, лошадка, лягушка и т.д.

  Карточки для самостоятельной работы: «Ассоциации»

Цель: Познакомить педагогов со способами активизация словаря.

Ход:

Педагогам предлагаются карточки с изображением какого-либо предмета. Игроки должны придумать как можно больше ассоциаций к изображенному на карточке предмету и записать их. Когда все игроки справятся с заданием, разбираем его в форме диалога.

         Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят ...) .

         Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают ...).

         Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят ...).

         Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят ...)

         Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат ...).

Педагогические ситуации в упражнениях: «Придумай рассказ»

Цель: Знакомство со способами активизация словаря, распространения предложений с помощью вопросов, составление рассказа.

Ход

Игрокам предлагается сюжетная картинка «Художник рисует пейзаж», «Повар готовит обед». С помощью вопросов педагога игроки распространяют предложения и составляют рассказ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я предлагаю вам принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в работе с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей.

Обсуждение с педагогами плана составления рассказа по теме «Одежда»

Объяснение материала для развития речи детей, игра «Подбери словечко»

Игра «Шаги» цель: обучение педагогов приемами расширения словарного запаса детей. 

Самостоятельная работа по карточкам: «Ассоциация»                                                                                                                      

цель: познакомить педагогов со способом активизации словаря

Игра «Волшебный мешочек» цель: практическое обучение педагогов приемами активизации словаря.

Педагогическая ситуация «Придумай рассказ» цель: знакомство со способами активизации словаря, распространение предложений с помощью вопросов, составление рассказа.

Итоги:   семинар-практикум «Развитие и обогащение словаря ребёнка», прошел на должном уровне, педагоги ознакомлены со способами закрепления речевых навыков у детей.

 Предлагаю активно использовать продемонстрированные игры в работе с  детьми и предлагаю педагогам   рекомендовать родителям использовать   игры в домашних условиях ТАКИЕ КАК: «Подбери словечко», «? О чём рассказала улица »,« Внимательные ушки »,« Попробуй какой получился салат », «Что мы ещё забыли положить в суп? »,« Какую морковку выберем? » и другие.