Семинар-практикум по теме «Развитие познавательно-речевой деятельности с использованием метода проектирование».
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему

Орестенко Наталья Валериевна

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavat._rech._razvitie.docx44.08 КБ
Файл prez.pptx1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум по теме

«Развитие познавательно-речевой деятельности с использованием метода проектирование».

(Орестенко Н.В)

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. 

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Работа с дошкольниками, страдающими ОНР, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. У детей отмечается нарушение всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью). Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОНР является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Использование проектной деятельности в коррекционном процессе предоставляет широкие возможности для педагогов в решении задач познавательно-речевого развития дошкольников. 

Именно проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребенок сможет проявить, почувствовать себя нужным.
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности и побуждает педагогов повышать  свой профессионально-творческий уровень, что и сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей и воспитанников. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен в системе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Этот метод учитывает интересы детей; интегрирует сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых; стимулирует у участников потребность в самореализации и коммуникации; способствует актуализации речевых и неречевых знаний, умений и навыков, позволяет раскрыть и проявить себя, повысить самооценку, преодолеть робость и застенчивость, проявить свои эмоции. Активизируется словарь, совершенствуется звуковая структура речи, улучшается грамматический строй. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные на практике знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации.

Все больше ДОУ используют этот метод в своей практике. Димитрова Т.А. предлагает познакомиться со своим опытом работы в данном направлении. Она планирует проекты по тематике, связанной с изучением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР; рассказывает, какие задачи решаются педагогическим коллективом в рамках проекта. На каждую изучаемую тему составляется проектная паутинка, в которой выделяются различные центры развития. «В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности, коммуникативные навыки. В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания в избранных самими детьми центрах. В то же время и воспитатели, и логопед проводят свои занятия в соответствии с подобранными заданиями по центрам развития». Автор отмечает, что «включая разные виды деятельности в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми с ОНР и стабильность полученных результатов». Таким образом, Димитрова Т.А. представила целостную систему работы в данном направлении с учетом основных общедидактических принципов.

Поэтому мы посчитали целесообразным построить коррекционно-развивающую работу по лексическому принципу. В качестве ведущего метода в своей системе работы использовать  метод проектов.

1 слайд. Основной целью проектного метода в детских садах является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Проекты – одна из самых успешных форм индивидуализации дошкольного образования.

2 слайд. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

3 слайд. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. 

4 слайд. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей.

Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

5 слайд. Виды проектов

По количеству участников в проекте:

индивидуальные

групповые

По продолжительности выполнения проекта:

краткосрочные (1-3нед.)

среднесрочные (до 1 мес.)

долгосрочные (полугодие, учебный год)

По характеру содержания:

монопроекты (1 образовательная область) – чаще применяются в школе (биология, история).

Интегративные (2 и более образовательных областей) – в основном используются в ДОУ.

По доминирующему виду деятельности: (по Л. В. Киселевой)

Ролево- игровые

Творческие

Информационно-практико-ориентированные

Исследовательско-творческие

6 слайд. 

Ролево- игровые - Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Творческие - Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

Информационно-практико-ориентированные - Дети собирают информацию и реализуют ее,

ориентируясь на социальные интересы

(оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Исследовательско-творческие - Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна

7 слайд. Основные этапы проектирования.

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование);

С какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов

8 слайд. (см. презентацию)

9 слайд. (см презентацию)

10 слайд. Способы разработки проектов

Способ разработки проектов, связан с использованием так называемой модели «трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса:

1. Что мы знаем?

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель записывает ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

2. Что мы хотим узнать?

Затем воспитатель задаёт второй вопрос: Что мы хотим узнать?

Ответы снова записываются, причём независимо от того, что могут показаться глупыми ли нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?

3. Что нужно сделать чтобы узнать? Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

11 слайд. Сегодня я хочу познакомить Вас с интересным способом представления продукта совместной деятельности детей и взрослых по реализации той или иной лексической темы.

Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка), - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

12 слайд. Зачем нужен лэпбук?

  1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ»

Слайд 2

Основной целью проектного метода в детских садах является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Проекты – одна из самых успешных форм индивидуализации дошкольного образования .

Слайд 3

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Слайд 4

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Слайд 6

По количеству Индивидуальные Групповые По содержанию Монопроекты (одна образовательная область) Интегративные (две и более образовательные области) По продолжительности Краткосрочные (1-4 недели) Среднесрочные (до 1 месяца) Долгосрочные (полугодие, учебный год) По доминирующему виду проектной деятельности (по Л.В. Киселевой) Ролево-игровой Творческий Информационно-практико-ориентированный Исследовательско-творческий Типология проектов в ДОУ

Слайд 7

Тип проекта Содержание Возраст детей Ролево-игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Вторая младшая группа Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Вторая младшая группа Информационно-практико-ориентированный Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Средняя группа Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старшая группа Типы проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой)

Слайд 8

1. Целеполагание : педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени. 2.Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); В каких источниках можно найти информацию; Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование); С какими предметами научиться работать для достижения цели. 3.Выполнение проекта - практическая часть 4.Подведение итогов - определение задач для новых проектов Основные этапы работы над проектом

Слайд 9

Образовательной основой проекта может выступать так называемая «паутинка», содержащая систему познавательной информации по теме проекта. Она может заполняться воспитателем вместе с детьми по ходу проекта и может быть разработана и записана воспитателем заранее. Записи лучше вести печатными буквами. Познание (ведущая деятельность –познавательно -исследовательская) указать формы Чтение художественной литературы (ведущая деятельность – чтение) указать формы Коммуникация (ведущая деятельность – коммуникативная) указать формы Социализация (ведущая деятельность – игровая) указать формы Трудовая (ведущая деятельность – трудовая) указать формы Безопасность (интеграция разных видов деятельности) указать формы Здоровье (интеграция разных видов деятельности) указать формы Физическая культура (ведущая деятельность – двигательная) указать формы Художественное творчество (ведущая деятельность – продуктивная) указать формы Музыка (ведущая деятельность – музыкально-художественная) указать формы Формы взаимодействия с семьёй и социальными партнёрами указать формы Режимные моменты (интеграция разных видов деятельности) указать формы

Слайд 10

Этапы исследовательской деятельности детей Первый этап – выбор темы Второй этап – постановка вопросов Третий этап – сбор информации Дети выбирают интересующую их тему или проблему или педагог ставит её, если дети ещё не подготовлены к выбору . Объяснить детям, что для того, чтобы подготовить сообщение о теме, надо собрать всю доступную информацию по теме и обработать её. Как можно это сделать? Надо рассказать о том, что есть много способов сбора информации. Дети сами предлагают все возможные варианты, записываем их: подумать; спросить у другого человека; узнать из книг; понаблюдать; посмотреть по телевизору и т. д. Дети с помощью родителей и педагогов могут зарисовать, наклеить картинки, записать все, что найдут по теме. Кроме того, собирается информация в виде выставки книг, альбомов, слайдов и т. д.

Слайд 12

Эффективная форма сбора информации Лэпбук ( lapbook ) – в дословном переводе с английского значит накопленная книга. Лэпбук – это самодельная книжечка или папочка Внутри множество: кармашков, книжек-раскладушек, конвертиков, окошек, дверок, и других деталей.

Слайд 13

Значение Лэпбука для педагогов Организация материала по изучаемой теме Оформление результатов совместной проектной деятельности Организация индивидуальной и самостоятельной работы с детьми Значение Лэпбука для детей Понимание и запоминание информации Приобретение навыка самостоятельного сбора и организации информации Повторение и закрепление материала

Слайд 24

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

Слайд 25

Благодарю вас за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных групп «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных группДеловая игра «Познавательно-речевое развитие дошкольников»«Чем лучше человек мыслит, тем лучше говорит»...

Семинар-практикум для воспитателей по реализации познавательно-речевого направления. Образовательная область "Коммуникация"

В данном материале содержится все необходимое для проведения семинара-практикума для воспитателей ДОУ: технологическая карта семинара-практикума и различные приложения необхожимые для его проведения....

Семинар-практикум для воспитателей по реализации познавательно-речевого направления. Образовательная область "Коммуникация"

В данном материале содержится все необходимое для проведения семинара-практикума для воспитателей ДОУ: технологическая карта семинара-практикума и различные приложения необхожимые для его проведения....

Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность.»

В статье даны рекомендации по психологической подготовке ребенка к школьному обучению, а также практические советы и игры, которые могут применять родители в повседневной жизни при общении с реб...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ»

Мастер-класс по развитию речи для педагогов средней, сатршей и подготовительной групп детей ДОУ...

Семинар-практикум для педагогов «Речевое развитие через музыкальную деятельность»

Семинар-практикум для педагогов «Речевое развитие через музыкальную деятельность»...

Семинар-практикум для воспитателей ДЕЛОВАЯ ИГРА «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Семинар-практикум для воспитателейДЕЛОВАЯ  ИГРА «Познавательно-речевое развитие дошкольников»...