«Бабушкин сундук»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Гареева Ирина Минхатовна

Открытый показ образовательной деятельности

в образовательной области  «Речевое развитие» в подготовительной группе в рамках комплексной проверки ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_babushkin_sunduk.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый показ образовательной деятельности

в образовательной области  «Речевое развитие» в подготовительной группе №9 «Бабушкин сундук» в рамках комплексной проверки ДОУ.

Программное содержание:

1. Коррекционно-обучающие задачи:

- продолжать знакомить детей предметами народного прикладного искусства;

- формировать умение выражать в речи свои впечатления;

- пополнять словарь новыми словами старинного русского быта; 

- учить строить человеческие взаимоотношения на основе дружелюбия и национального согласия.

2. Коррекционно-развивающие задачи: 

- развивать слуховое и зрительное восприятие;

- развивать ориентировку в пространстве;

- развивать мышление, память, творческое воображение;

- развивать интонационную выразительность речи в процессе их выполнения

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

-  воспитывать у детей интерес и любовь к народному искусству, свободную, творческую толерантную личность, знающую и уважающую родную культуру, и культуру народов ближайшего национального окружения.

- воспитывать уважение людям других национальностей.

4. Речевые задачи:

- совершенствовать умение согласовывать слова в предложении: существительные с числительными и прилагательные с существительными;

- активизировать слова в речи: кокошник, бисер, рушник.

Методы и приёмы обучения:

1. Словесные: объяснение, обсуждения, с\ролевая игра: «В гостях у бабушки», обыгрывание ситуаций, чтение потешек, пословиц, поговорок, скороговорок.

2. Наглядные: рассматривание иллюстрации, ткани, кружева.

3. Практические: ручной труд

4. Игровые: музыкальная пауза, песня «Гульназым», русская народная игра: «Золотые ворота».

Оборудование и материалы: поделки из природного материала. Вышивки, вязание, сундук, домик, заборчик, две куклы в национальном костюме. Национальный  башкирский и русский костюмы. Лоскутки ткани, крючки для вязания, нитки и иголки. Аудиозапись: русская народная  мелодия, песня «Мы едем, едем, едем».

План:

1. Краткая беседа об устном народном фольклоре.

2. Рассказы детей (потешки, пословицы, поговорки)

3. Игра «В гости к бабушке»

4. Зрительная гимнастика

5. Песня «Гульназым»

6. Рассказы о вышивке бабушек и прабабушек (2 детей)

7. Русская народная игра: «Золотые ворота

8. Возвращение из детского садика

9. Игра «В новые слова»

10.Зрительная гимнастика

Структура ОД

Воспитатель: Дети, с давних пор на Руси люди любили сказки. Они рассказывали их друг другу и конечно детям. Знали много пословиц, поговорок, загадок, потешек. Они из уст в уста не писали, а передавали в разговорной речи. Это и называется устным народным фольклором. А вы знаете потешек, загадок, пословиц (рассказы детей.) Молодцы ребята.

Игра «В гости к бабушке»

 А сейчас мы с вами поедем в гости к бабушке. Сели в автобусы и поехали (звучит песня  « Мы едем, едем, едем».)

(Воспитатель переодевается в башкирский костюм.)

Встречает детей. Здравствуйте дети, хаумыхыгыз. Заходите в избу.

Дети здороваются. Здравствуйте, хаумыхыгыз.

Бабушка: Проходите, садитесь. Ребята посмотрите, что это, (показывает на сундук) что в нем в старину хранился.

Дети: наверное, вещи.

Бабушка: Да, вещи, одежда (открывает сундук, достает сарафан)

В старину, ребята, женщины и девушки носили белые рубахи, которые назывались сорочками. Поверх сорочки надевали длинный красный сарафан. Они были широкие и приталенные. Как вы думаете, такой сарафан праздничный или для повседневной жизни?

Дети: Это праздничная одежда.

Бабушка: Почему думаете, что это праздничный костюм, а повседневная одежда какая?

Дети: Простая одежда, потемнее цветом. Повседневную одежду носили на работу.

Бабушка: Ребята, здесь еще хранится кукла. Она в какой одежде?

Дети: Национальной русской одежде.

Бабушка: Почему?

Дети: Потому что она старинная кукла.

Бабушка: Посмотрите, а ваша кукла, в какой одежде?

Дети: В современной одежде, одета она в шелковое платье.

Бабушка: Рассматриваем кокошник – это головной убор. Чем он украшен? (вышивкой, бисером).

Наши глазки устали отдохнем.

Зрительная гимнастика (с лазерной указкой.)

Бабушка: Как называется наша страна? (Россия)

Бабушка: В России живет много национальности. Людей, каких национальности вы знаете?

Дети: Татары, чуваши, русские, башкиры.  

Бабушка: Все люди в нашей стране живут дружно, ходят, друг другу в гости, помогают. На мне какой костюм, какой национальности?  (Башкирский костюм)

Бабушка: Чем украшали? (Монетками)

Бабушка: Люди, которые побогаче золотыми, бедные – медными, серебряными монетами украшали. Одевались попроще. А на ноги, когда ходили на работу одевали лапти (показывает на старинную обувь – лапти), по праздникам сапожки нарядные.

У меня для вас есть подарки. Девочкам - кашмау, а мальчикам - тюбетейка (надевает).

Песня «Гульназым»                         Гол бакчасына керэм

                                                              Чэчкэлэргэ су сибэм

                                                              Матур, матур чэчкэлэр

                                                              Хуш ислэрен чэчэлэр.

Бабка: Каждый национальный костюм отличались узорами, орнаментом. У башкир и татар преобладали растительные элементы, а у других народов преобладали геометрические узоры.

Ребята, наши дети тоже принесли бабушкины рукоделия. Давайте послушаем Элину.

Ребенок - Элина: это полотенце, бабушка моя вышивала гладью. Сделала бахрому, свадебное полотенце, яркие цветочки, два колечко. Бабушка долго трудилась, старалась.

Баба: Да, раньше полотенце называлось по-другому - рушник.

А, теперь Арина расскажи, что тебе передала твоя бабушка?

Ребёнок - Арина: а моя прабабушка крючком вязала салфетку, посередине салфетки два лебедя, крестиком зашивала узоры, видно, что она тоже трудилась, старалась.

Баба: Раньше люди не только работали, а по - вечерам пели хороводные песни и играли в народные игры. Поиграем все вместе в игру?

Игра «Золотые ворота».

Баба: Поиграли, ну, а теперь попрощаемся с бабушкой. Хау булыгыз, до свидания. Вам понравилось у меня? Желаю, чтобы вы тоже были рукодельницами. (Музыка включается, дети едут обратно в детский сад). Садятся за столы.

Воспитатель: Много новых слов мы узнали,  давайте назовем -  кокошник,  рушник, бисер                                                         

Игра «В новые слова».

На каждый слог дети хлопают в ладоши и считают. Выделите ударный слог, скажите на каком слоге по счету стоит ударение. Сколько гласных и согласных звуков в слове «рушник».

На полотне дети выкладывают схему слов. Кружочками красного цвета-гласные звуки, синего цвета-согласные звуки. Один ребенок выполняет задание, все остальные контролируют.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились. Ну, а теперь наши глазки устали, отдохнём. 

Зрительная гимнастика  со свечой.

Итог: Ребята, бабушка передала вам национальное блюдо  чак - чак, угощайтесь, пожалуйста. (Чаепитие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Исследовательская работа представленная на районном этапе конкурса "Я -исследователь" исследования проводила воспитанница подготовительной группы вместе с мамой и воспитателем. В проекте  отображ...

фольклорное развлечение "Бабушкин сундук"

фольклорное развлечение для детей старшего возраста....

"Секреты бабушкиного сундука"

Краткосрочный, творческий «Секреты бабушкиного сундука» (Платок)....

Проект "Секреты бабушкиного сундука"

Разработан для детей младшего дошкольного возраста...

Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»

·        Формировать у детей представления  о предметах народного прикладного искусства.·        Знакомить детей с одеждой ру...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»

·        Формировать у детей представления  о предметах народного прикладного искусства.·        Знакомить детей с одеждой ру...

Исследовательский проект "Тайна бабушкиного сундука"

В работе описан материал для организации исследовательской работы с дошкольниками....