Главные вкладки

    Конспект НОД «Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой»
    план-конспект занятия по развитию речи на тему

    Садовникова Елена Михайловна

    Конспект НОД

    «Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД

    «Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой»

    Цель: совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

    Задачи:

    • Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественному слову.
    • Развитие артистических навыков.
    • Совершенствование звукопроизносительной стороны речи детей.
    • Вызывание радостного, эмоционального настроя, стимулирование стремления к заучиванию стихотворений.
    • Социализация детей, расширение границ общения.

    Оборудование:

    • Домик, волшебные деревья.
    • Портрет Ирины Петровны Токмаковой, ее произведения.
    • Презентация, ноутбук, телевизор.
    • Посылка.
    • Детский игрушечный магнитофон.
    • Магнитофон, CD с записью песни «Спляшем, Пегги» (муз. В. Берковского, сл. И. Токмаковой). 
    • Накидки: елка (зеленого цвета) и мушка (серого цвета).
    • Игрушки: цветок и жучок.
    • Маски: 2 синицы и дятел; гусь, щенок, козел.
    • Мнемотаблица для заучивания  стихотворения; символические изображения типа воспроизведения стихотворения.

    Ход организованной образовательной деятельности.

    1. Ритуал начала занятия.
    Дети стоят в кругу. Упражнение «
    Доброе приветствие». 
    Стоящие по кругу дети по очереди без слов здороваются друг с другом.

    Воспитатель:
    Возьмемся за руки, друзья!
    Друг другу улыбнемся.
    Мы пожелаем всем добра
    И скажем хором, дружно:

    Дети:
    Каждый день, всегда, везде,
    На занятиях, в игре,
    Смело, четко говорим
    И внимательно глядим.

    2. Введение в проблемную ситуацию.
    Воспитатель:
    Сегодня утром я получила посылку. Только открыть её я не смогла. Может быть, вы мне поможете? Как вы думаете, что для этого надо сделать? (Ответы детей.) Посмотрите, здесь есть какой-то листочек. Посылку сможем мы открыть, когда отгадаем загадку.
    Загадка.
    Хоть не шляпа, а с полями,
    Не цветок, а с корешком,
    Разговаривает с нами
    Терпеливым языком.
                            (Книга.)
    Когда дети отгадали загадку, воспитатель достает из посылки книгу И. Токмаковой «Поиграем», открывает книгу и предлагает детям поиграть.
    «Поиграем?!»
    На лошадке ехали, 
    До угла доехали. 
    /Руки согнуты в локтях перед собой; ходьба, высоко поднимая колени./
    Сели на машину, 
    Налили бензину. 
    На машине ехали, 
    До реки доехали. 
    /Руки согнуты в локтях перед собой, ладошки сжаты в кулаки и движутся поочередно вверх-вниз, имитируя управление рулём; бег на месте./
    Трр! Стоп! Разворот. 
    /Притопнуть ногой, повернуться кругом./
    На реке - пароход. 
    /Приставить ладошку к бровям – взгляд вдаль./
    Пароходом ехали, 
    До горы доехали. 
    /Пружинящие полуприседания, руками имитировать бинокль./
    Пароход не везёт, 
    Надо сесть в самолёт 
    Самолёт летит, 
    В нём мотор гудит: 
    У-у-у-у,
    Я лечу, лечу!
    /Прямые руки в стороны, покачивание корпусом./
    И. Токмакова.

    3. Путешествие начинается.
    Воспитатель:
    Ребята, где это мы оказались? По-моему, перед нами Чудная страна! Я знаю, что вы умеете слушать, и сегодня вы услышите много интересного. Ведь в этой Чудной стране все – и звери, и птицы, и люди, и деревья – говорят стихами Ирины Петровны Токмаковой.

    «Чудная страна»
    В одной стране,
    В чудной стране, 
    Где не бывать 
    Тебе и мне,
    Ботинок черным язычком 
    С утра лакает молочко, 
    И целый день в окошко 
    Глазком глядит картошка. 
    Бутылка горлышком поет, 
    А стул на гнутых ножках 
    Танцует под гармошку. 
    В одной стране,
    В чудной стране... 
    Ты почему не веришь мне?

                                      И. Токмакова.

    Воспитатель:
    У ботинка есть язычок, так почему ему не лакать молоко. У картошки есть глазок, должна же она куда-то смотреть. Отчего бутылке не петь, если у нее есть горлышко? А старинные стулья на гнутых ножках так и просятся в пляс! Что еще может происходить в этой стране? Давайте пофантазируем? Для чего расческе зубы? (Грызть семечки). А у книг есть листочки. Как у деревьев. Вероятно, в этой стране они растут в лесу? Как может забавляться троллейбус? Ведь у него есть рога. (Бодаться).
    Все это может быть в чудной стране, только надо поверить. Чудная страна И.П. Токмаковой всегда готова встретить вас, стоит только закрыть глаза и вообразить …

    За речкой лес. Далекий лес. 
    Туда спешу с утра я. 
    Ключи несу. И все в лесу 
    Калитки отпираю…
    … Чтоб лес открыть, 

    Нужна не прыть, 
    Нужны глаза и уши. 
    Мои ключи: смотри, молчи, 
    И примечай. И слушай. 
                  (Перевод И. Токмаковой из И. Свободы.) 

    4. «Разговоры».

    Воспитатель: Одна из книг Ирины Петровны так и называется «Разговоры». Если внимательно прислушаться к звукам, которые наполняют лес, можно услышать лесные разговоры:
    … Есть у нас магнитофончик, 
    Маленький всезнайка. 

    Он на тоненькую пленку 
    Пишет разговоры: 
    Что сказал комар зайчонку, 
    Лягушачьи споры… 
    Тихо, тихо, ни словечка! 
    Мы нажали кнопку. 
    Так о чем спросила речка 
    Узенькую тропку? 
    И о чем поведал ветер 
    Листьям дикой груши? 
    Мы узнаем все на свете. 
    Помолчи. Послушай. 
    И. Токмакова.

    В.: Давайте и мы послушаем эти разговоры. 
    Дети читают наизусть по ролям стихотворения из цикла «Разговоры».

    «Разговор большой ели и мушки»
    - Ты кому, большая Елка,
    В небе пасмурном киваешь?
    И не ты ли втихомолку
    Тучи с тучами сшиваешь?
    - Что ты, глупенькая Мушка,
    Я не шью и не тачаю.
    Я тихонько на верхушке
    Ветер маленький качаю.
    И. Токмакова.

    «Разговор лютика и жучка»
    - Лютик, Лютик, что хохочешь?
    - Да ведь ты меня щекочешь.
    Так листочки мне щекочешь,
    Что не хочешь - захохочешь!
    И. Токмакова.
    «Разговор синиц и дятла»
    - Вынь-вынь,
    Вынь, вынь, вынь
    Червячка из глубины,
    Кинь-кинь,
    Кинь, кинь, кинь
    На дорожку у сосны.
    Накорми подруг!
    - Тук-тук-тук!
    Тук!
    И. Токмакова.

    5. «Угадай, зачем?».
    Воспитатель по очереди читает строчки стихотворения, дети высказывают свои предположения.
    «Воробьи» 
    Я насыпал проса. 
    Угадай, зачем? 
    Прилетели воробьи. 
    Угадай, зачем? 
    Приходила кошка. 
    Угадай, зачем? 
    Взял я в руки палку. 
    Угадай, зачем? 
    И. Токмакова.

    6. Прочтем стихи вместе. 
    Воспитатель:
    Стихотворение, которое прозвучит сейчас, имеет одну особенность. В нём есть слова, которые повторяются несколько раз. Эти повторяющиеся слова мы будем произносить все вместе, хором. 

    Итак, сейчас мы прочтем с вами вместе стихотворение И. Токмаковой «Медведь». По моему знаку вы должны будете говорить: «…снег, снег». 
    «Медведь» 
    Как на горке - снег, снег, 
    И под горкой - снег, снег, 
    И на ёлке - снег, снег, 
    И под ёлкой - снег, снег, 
    А под снегом спит медведь. 
    Тише, тише... Не шуметь. 
    И. Токмакова.

    При заучивании используется мнемотаблица.

    Воспитатель:
    Давайте попробуем прочитать это стихотворение (или одну строчку) по-разному:
    - очень медленно/ быстро;
    - очень тихо/ громко;
    - так, чтобы всем стало весело;
    - так, чтобы всем стало грустно;
    - так, чтобы всем стало страшно;
    - так, как будто ты спрашиваешь об этом и т.д.

    7. «Спляшем и споем вместе!» 
    Воспитатель:
    Стихи Ирины Петровны Токмаковой легко запоминаются, они музыкальны, а на одно из них даже написана песня. Она называется «Спляшем, Пегги» (муз. В. Берковского). 

    Звучит фонограмма песни, дети выполняют движения инсценировки под музыку песни. 

    «Спляшем, Пегги»
    У Пэгги жил весёлый гусь, 
    Он знал все песни наизусть. 
    Ах, до чего ж весёлый гусь! 
    Спляшем, Пэгги, спляшем! 
    У Пэгги жил смешной щенок, 
    Он танцевать под дудку мог. 
    Ах, до чего ж смешной щенок! 
    Спляшем, Пэгги, спляшем! 
    У Пэгги старый жил козёл, 
    Он бородой дорожки мёл. 
    Ах, до чего ж умён козёл! 
    Спляшем, Пэгги, спляшем! 
    Ах, до чего жизнь хороша!
    Спляшем, Пэгги, спляшем!    

    8. «Ура! Подарок!».

    Воспитатель:
    Придумывает Ирина Токмакова не только стихи, но и сказки. «Аля, Кляксич и буква А» – веселое обучение чтению, «Может, нуль не виноват?!» – весёлое введение в математику. Именно эти книги мы сегодня и получаем в подарок.

    9. Путешествие заканчивается.
    Воспитатель:
    Подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться.
    Вернуться домой нам поможем стихотворение Ирины Токмаковой «Счастливого пути!» 

    «Счастливого пути!» 
    (Из голландской народной поэзии) 
    Карета кое-как ползёт, 
    Усталый конь её везёт. 
    Счастливого пути! 
    Усталый человек идёт, 
    Рукой с лица стирает пот. 
    Счастливого пути! 
    Пусть тот, кто едет и идёт, 
    Всегда свой путь домой найдёт. 
    Счастливого пути! 
    (Перевод И. Токмаковой).

    10. Ритуал окончания занятия.
    Упражнение «Спасибо за приятное занятие».
    Воспитатель:
    Ребята,  наше путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой закончилось, и я хочу предложить вам поблагодарить друг друга за это интересное путешествие. Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!».  Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!» - таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединиться последний участник, замкните круг и завершите церемонию благодарности безмолвным легким пожатием рук.

    11. Рефлексия.
    Воспитатель:
    Ребята, кому понравилось наше путешествие, поднимите вверх руки и похлопайте, а кому не понравилось – спрячьте за спину.
    Всем спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия ПУТЕШЕСТВИЕ В ЖАРКИЕ СТРАНЫ

    занятие для подготовительной группы...

    Методическая разработка "Страна чудес Ирины Токмаковой"

    Методическая разработка "Страна чудес Ирины Токмаковой"Вед: сегодня я хочу познакомить вас с творчеством моей любимой поэтессы Ирины Петровны Токмаковой. Я предлагаю вам отправиться в чудесную страну ...

    конспект образовательной деятельности В чудной стране

    занятие по формированию эстетического отношения старших дошкольников к окружающему миру...

    Конспект организованной образовательной деятельности. «Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой»(подготовительная к школе группа)

    Конспект организованной образовательной деятельности.«Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой» Цель: совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки дет...

    Развлечение по стихам Ирины Токмаковой.

    Цель: Совершенствовать художественно - речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов....

    Развлечение по стихам Ирины Токмаковой.

    Цель:Совершенствовать художественно - речевые исполнительские навыки детей при прочтении стихов....

    План - конспект литературной викторины «В чудной стране» по сказкам.

    закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях; формировать запас литературных художественных впечатлений; развить индивидуальные литературные предпочтения; воспитать качества:...