Конспект НОД «Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой»
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Садовникова Елена Михайловна

Конспект НОД

«Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой»

Цель: совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

Задачи:

  • Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественному слову.
  • Развитие артистических навыков.
  • Совершенствование звукопроизносительной стороны речи детей.
  • Вызывание радостного, эмоционального настроя, стимулирование стремления к заучиванию стихотворений.
  • Социализация детей, расширение границ общения.

Оборудование:

  • Домик, волшебные деревья.
  • Портрет Ирины Петровны Токмаковой, ее произведения.
  • Презентация, ноутбук, телевизор.
  • Посылка.
  • Детский игрушечный магнитофон.
  • Магнитофон, CD с записью песни «Спляшем, Пегги» (муз. В. Берковского, сл. И. Токмаковой). 
  • Накидки: елка (зеленого цвета) и мушка (серого цвета).
  • Игрушки: цветок и жучок.
  • Маски: 2 синицы и дятел; гусь, щенок, козел.
  • Мнемотаблица для заучивания  стихотворения; символические изображения типа воспроизведения стихотворения.

Ход организованной образовательной деятельности.

1. Ритуал начала занятия.
Дети стоят в кругу. Упражнение «
Доброе приветствие». 
Стоящие по кругу дети по очереди без слов здороваются друг с другом.

Воспитатель:
Возьмемся за руки, друзья!
Друг другу улыбнемся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем хором, дружно:

Дети:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И внимательно глядим.

2. Введение в проблемную ситуацию.
Воспитатель:
Сегодня утром я получила посылку. Только открыть её я не смогла. Может быть, вы мне поможете? Как вы думаете, что для этого надо сделать? (Ответы детей.) Посмотрите, здесь есть какой-то листочек. Посылку сможем мы открыть, когда отгадаем загадку.
Загадка.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
                        (Книга.)
Когда дети отгадали загадку, воспитатель достает из посылки книгу И. Токмаковой «Поиграем», открывает книгу и предлагает детям поиграть.
«Поиграем?!»
На лошадке ехали, 
До угла доехали. 
/Руки согнуты в локтях перед собой; ходьба, высоко поднимая колени./
Сели на машину, 
Налили бензину. 
На машине ехали, 
До реки доехали. 
/Руки согнуты в локтях перед собой, ладошки сжаты в кулаки и движутся поочередно вверх-вниз, имитируя управление рулём; бег на месте./
Трр! Стоп! Разворот. 
/Притопнуть ногой, повернуться кругом./
На реке - пароход. 
/Приставить ладошку к бровям – взгляд вдаль./
Пароходом ехали, 
До горы доехали. 
/Пружинящие полуприседания, руками имитировать бинокль./
Пароход не везёт, 
Надо сесть в самолёт 
Самолёт летит, 
В нём мотор гудит: 
У-у-у-у,
Я лечу, лечу!
/Прямые руки в стороны, покачивание корпусом./
И. Токмакова.

3. Путешествие начинается.
Воспитатель:
Ребята, где это мы оказались? По-моему, перед нами Чудная страна! Я знаю, что вы умеете слушать, и сегодня вы услышите много интересного. Ведь в этой Чудной стране все – и звери, и птицы, и люди, и деревья – говорят стихами Ирины Петровны Токмаковой.

«Чудная страна»
В одной стране,
В чудной стране, 
Где не бывать 
Тебе и мне,
Ботинок черным язычком 
С утра лакает молочко, 
И целый день в окошко 
Глазком глядит картошка. 
Бутылка горлышком поет, 
А стул на гнутых ножках 
Танцует под гармошку. 
В одной стране,
В чудной стране... 
Ты почему не веришь мне?

                                  И. Токмакова.

Воспитатель:
У ботинка есть язычок, так почему ему не лакать молоко. У картошки есть глазок, должна же она куда-то смотреть. Отчего бутылке не петь, если у нее есть горлышко? А старинные стулья на гнутых ножках так и просятся в пляс! Что еще может происходить в этой стране? Давайте пофантазируем? Для чего расческе зубы? (Грызть семечки). А у книг есть листочки. Как у деревьев. Вероятно, в этой стране они растут в лесу? Как может забавляться троллейбус? Ведь у него есть рога. (Бодаться).
Все это может быть в чудной стране, только надо поверить. Чудная страна И.П. Токмаковой всегда готова встретить вас, стоит только закрыть глаза и вообразить …

За речкой лес. Далекий лес. 
Туда спешу с утра я. 
Ключи несу. И все в лесу 
Калитки отпираю…
… Чтоб лес открыть, 

Нужна не прыть, 
Нужны глаза и уши. 
Мои ключи: смотри, молчи, 
И примечай. И слушай. 
              (Перевод И. Токмаковой из И. Свободы.) 

4. «Разговоры».

Воспитатель: Одна из книг Ирины Петровны так и называется «Разговоры». Если внимательно прислушаться к звукам, которые наполняют лес, можно услышать лесные разговоры:
… Есть у нас магнитофончик, 
Маленький всезнайка. 

Он на тоненькую пленку 
Пишет разговоры: 
Что сказал комар зайчонку, 
Лягушачьи споры… 
Тихо, тихо, ни словечка! 
Мы нажали кнопку. 
Так о чем спросила речка 
Узенькую тропку? 
И о чем поведал ветер 
Листьям дикой груши? 
Мы узнаем все на свете. 
Помолчи. Послушай. 
И. Токмакова.

В.: Давайте и мы послушаем эти разговоры. 
Дети читают наизусть по ролям стихотворения из цикла «Разговоры».

«Разговор большой ели и мушки»
- Ты кому, большая Елка,
В небе пасмурном киваешь?
И не ты ли втихомолку
Тучи с тучами сшиваешь?
- Что ты, глупенькая Мушка,
Я не шью и не тачаю.
Я тихонько на верхушке
Ветер маленький качаю.
И. Токмакова.

«Разговор лютика и жучка»
- Лютик, Лютик, что хохочешь?
- Да ведь ты меня щекочешь.
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь - захохочешь!
И. Токмакова.
«Разговор синиц и дятла»
- Вынь-вынь,
Вынь, вынь, вынь
Червячка из глубины,
Кинь-кинь,
Кинь, кинь, кинь
На дорожку у сосны.
Накорми подруг!
- Тук-тук-тук!
Тук!
И. Токмакова.

5. «Угадай, зачем?».
Воспитатель по очереди читает строчки стихотворения, дети высказывают свои предположения.
«Воробьи» 
Я насыпал проса. 
Угадай, зачем? 
Прилетели воробьи. 
Угадай, зачем? 
Приходила кошка. 
Угадай, зачем? 
Взял я в руки палку. 
Угадай, зачем? 
И. Токмакова.

6. Прочтем стихи вместе. 
Воспитатель:
Стихотворение, которое прозвучит сейчас, имеет одну особенность. В нём есть слова, которые повторяются несколько раз. Эти повторяющиеся слова мы будем произносить все вместе, хором. 

Итак, сейчас мы прочтем с вами вместе стихотворение И. Токмаковой «Медведь». По моему знаку вы должны будете говорить: «…снег, снег». 
«Медведь» 
Как на горке - снег, снег, 
И под горкой - снег, снег, 
И на ёлке - снег, снег, 
И под ёлкой - снег, снег, 
А под снегом спит медведь. 
Тише, тише... Не шуметь. 
И. Токмакова.

При заучивании используется мнемотаблица.

Воспитатель:
Давайте попробуем прочитать это стихотворение (или одну строчку) по-разному:
- очень медленно/ быстро;
- очень тихо/ громко;
- так, чтобы всем стало весело;
- так, чтобы всем стало грустно;
- так, чтобы всем стало страшно;
- так, как будто ты спрашиваешь об этом и т.д.

7. «Спляшем и споем вместе!» 
Воспитатель:
Стихи Ирины Петровны Токмаковой легко запоминаются, они музыкальны, а на одно из них даже написана песня. Она называется «Спляшем, Пегги» (муз. В. Берковского). 

Звучит фонограмма песни, дети выполняют движения инсценировки под музыку песни. 

«Спляшем, Пегги»
У Пэгги жил весёлый гусь, 
Он знал все песни наизусть. 
Ах, до чего ж весёлый гусь! 
Спляшем, Пэгги, спляшем! 
У Пэгги жил смешной щенок, 
Он танцевать под дудку мог. 
Ах, до чего ж смешной щенок! 
Спляшем, Пэгги, спляшем! 
У Пэгги старый жил козёл, 
Он бородой дорожки мёл. 
Ах, до чего ж умён козёл! 
Спляшем, Пэгги, спляшем! 
Ах, до чего жизнь хороша!
Спляшем, Пэгги, спляшем!    

8. «Ура! Подарок!».

Воспитатель:
Придумывает Ирина Токмакова не только стихи, но и сказки. «Аля, Кляксич и буква А» – веселое обучение чтению, «Может, нуль не виноват?!» – весёлое введение в математику. Именно эти книги мы сегодня и получаем в подарок.

9. Путешествие заканчивается.
Воспитатель:
Подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться.
Вернуться домой нам поможем стихотворение Ирины Токмаковой «Счастливого пути!» 

«Счастливого пути!» 
(Из голландской народной поэзии) 
Карета кое-как ползёт, 
Усталый конь её везёт. 
Счастливого пути! 
Усталый человек идёт, 
Рукой с лица стирает пот. 
Счастливого пути! 
Пусть тот, кто едет и идёт, 
Всегда свой путь домой найдёт. 
Счастливого пути! 
(Перевод И. Токмаковой).

10. Ритуал окончания занятия.
Упражнение «Спасибо за приятное занятие».
Воспитатель:
Ребята,  наше путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой закончилось, и я хочу предложить вам поблагодарить друг друга за это интересное путешествие. Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!».  Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!» - таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединиться последний участник, замкните круг и завершите церемонию благодарности безмолвным легким пожатием рук.

11. Рефлексия.
Воспитатель:
Ребята, кому понравилось наше путешествие, поднимите вверх руки и похлопайте, а кому не понравилось – спрячьте за спину.
Всем спасибо!