«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
статья по развитию речи на тему

Шубина Марина Алексеевна

Пальчиковые игры и упражнения - развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность рук, развивают психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, совершенствуют двигательную память, развивают речемыслительную деятельность, мимическую мускулатуру, чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи. Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, овладению счѐтом, закреплению знания формы, цвета и размера предметов. Ориентировка на листе бумаги «Укрась платочек», «Кто нарисует больше», развивает координацию движений, формирует внимание, глазомер. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Пальчиковые игры и упражнения - развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность рук, развивают психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, совершенствуют двигательную память, развивают речемыслительную деятельность, мимическую мускулатуру, чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи. Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, овладению счѐтом, закреплению знания формы, цвета и размера предметов. Ориентировка на листе бумаги «Укрась платочек», «Кто нарисует больше», развивает координацию движений, формирует внимание, глазомер. Ручной труд способству интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Все упражнения объединены конкретными темами, связанными с тематическим планированием основной общеобразовательной программы. Тем самым соблюдается принцип интеграции и выполняется одно из важных условий в образовательной деятельности – не перегружать образовательным содержанием, выполняя основные требования программы. Для достижения поставленных задач можно использовать следующие приемы:

• Массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок.

• Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.

• Дидактическая игра «Пальчиковый сухой бассейн»

• Конструирование из счетных палочек.

 • Лепка из теста и пластилина.

 • Сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги.

 • Сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубок.

• Рисование картинок по силуэту ниткой.

• Плетение разноцветными шнурками.

• Перебирание и сортирование различных круп и семян.

 • С помощью семян и плодов создаются узоры и пейзажи.

• Застѐгивание и расстѐгивание пуговиц.

• Всасывание пипеткой воды из стакана.

• Раскрашивание рисунков – штриховка.

 • Графические диктанты (рисование по клеточкам) .

• Игры с конструктором, мозаикой.

Как правило, приемы развития мелкой моторики и способы развития мелкой моторики базируются на игре. Это могут быть пальчиковые игры, типа «Мы капусту рубим, рубим… », «Молоточком я стучу… » или же игры со специальными развивающими игрушками, например играми - сортерами, пазлами, мозаикой, конструкторами. Не менее популярными для развития мелкой моторики руки ребенка являются игры-шнуровки, разработанные Марией Монтессори. Большой вклад в работу по развитию мелкой моторики рук могут внести родители, ведь развивая пальчики ребѐнка, родители тем самым помогают ему быстрее и успешнее овладеть речью. Совместная работа воспитателя с родителями также определяет общий успех обучения. Для достижения этой задачи используются:

  • Консультации
  • Мастер-класс «Учим пальчики»
  • Семинар - практикум «Наши руки не для скуки»
  • Папки-передвижки
  • Индивидуальные консультации и беседы
  • Просмотр видеосюжетов из жизни детей в ДОУ
  • Привлечение к изготовлению пособий

Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам - (от простого к сложному) : сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ детей раннего возраста

Материал для использования педагогами  на занятиях, для игр дома с родителями...

Проект в образовательной области «Познание»Развитие мелкой моторики детей раннего возраста

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить ...

"Покормим птичку." Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста

"Покормим птичку."Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста Задачи для детей:Обогащать словарный запас;Развивать память и связную речь;Форми...

Консультация для родителей. «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»

Цель: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу.  ...

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"

Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....

Значение развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста

      Значение развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста     На современном этапе развития дошкольной педагогики рассматриваются вопр...

Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи

План самообразования на 2021 - 2022 учебный год.Тема: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи». 1. Цель: создание условий для становления речи дете...