открытый нод "Федорино горе"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Билалова Эльмира Магомедшапиевна

открытый нод "Федорино горе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_nod_fedorino_gore.docx40.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад «Фантазия»

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная область

Развитие речи

В старшей группе

«Малинка»

                      Тема: «Федорино горе» (классификация посуды).

Воспитатель: Билалова Э. М.

Пыть-Ях

2018г                       

Дата:30.10. 2018г.

Тема: «Федорино горе» (классификация посуды)

 Интеграция образовательных областей

«Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «физическое».

Виды детской деятельности восприятие художественной литературы, коммуникативная, музыкально-художественное, игровая.

Цели: освоение родового понятия «посуда».

Образовательные задачи:

Систематизировать и обобщить знания детей о посуде, продолжать формировать речь детей по теме «Посуда». Упражнять в умении классифицировать предметы посуды по одному признаку – назначению: столовая, кухонная, чайная

 Развивающие задачи:

Развивать связную речь, логическое мышление, память, воображение, зрительное восприятие и внимание, интерес детей к поисково-экспериментальной деятельности.

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание работать в парах, умение выслушивать друг друга.

Обогащение и активизация словаря: названия посуды (самовар, чашки, ложки, блюдца, столовые приборы).

Формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками, высказывая своё мнение полным предложением

Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе». Внести книгу в книжный уголок, дать возможность рассмотреть иллюстрации до занятия, вызвать интерес. Приготовить посуду и столовые принадлежности - натуральные или игрушечные, разложить картинки с изображением посуды, на один стол положить всё необходимое для рисования, на третий все необходимое для приготовления угощений (скалки, тесто песочное, формочки), массажные дорожки.

Методические приемы:

      Словесный – беседа, художественное слово, вопросы, пояснения; игровые-создание игровой ситуации, загадывание загадок.

Наглядный – перевоплощение, показ иллюстраций.

Стимулирования – создание мотивации, поощрение, сюрпризный момент.

      Рефлексия-

Оборудование. Музыкальный центр, грамзаписи, отрывок из мультфильма «Федорино горе», костюм Федоры, коробочка, самовар, чайник, непроливайки по количеству детей, посуда, столик детский со скатертью, корзина, трубочки для коктейлей, фартуки, нарукавники по количеству детей, комплект игрушечной посуды, иллюстрации с изображением посуды, шаблоны тарелок.

Этапы

Содержание.

Центры активности

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

РППС

Организационный момент

Приветствие.

Место группового сбора.

Здравствуйте гости, здравствуйте дети. Ребята  посмотрите сколько много собралось гостей. Мы все такие нарядные! Скажем нашим гостям: «ЗДРАВСТВУЙТЕ!». Я рада всех видеть в хорошем настроении и хочу, чтобы оно длилось до самого вечера. Давайте возьмемся за руки и поздороваемся.

Утреннее приветствие
Здравствуй правая рука -
протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука -
протягиваем вперёд,
Здравствуй друг -
берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг -
берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг -
качаем руками.
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть -
приседаем,
Можем мы большими быть -
встаём,
Но один никто не будет.

Входят дети, становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу,  приветствуют гостей и друг друга.

Оформить выставку книг Корнея Чуковского

Вводная часть. Подведение к теме НОД

Сюрпризный момент.

Место группового сбора.

 Воспитатель открывает коробку

Ребята от кого этот сюрприз, я никак не пойму.

Ой ребята, в коробочке какие-то предметы.

А что это за предметы, мы узнаем отгадав загадки:

Я беру её за ручку,

Наливаю в неё чай.

Пей- он сладкий и горячий,

Хочешь- в блюдце остужай (Чашка).

На головке пуговка,

В носу решето,

Одна рука,

Да и та на спине (чайник)

Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её… (
Кастрюлей)

По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот… (
Ложка)

Как одним словом можно их назвать? (посуда).

Ребята, давайте вспомним с вами, как называется сказка, где посуда убежала от хозяйки?  (полные ответы).

А какие сказки вы еще знаете Корнея Чуковского?

Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Федорино горе».

обнаруживают коробочку лежащую на полу; садятся на коврик и отгадывают загадки, отвечают на вопросы, перечисляют сказки К. Чуковского, смотрят отрывок из мультфильма «Федорино горе"

Коробочка с посудой

Основная часть

Место группового сбора.

«Познавательный центр»

Физкультминутка  (с клависами)

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

В центре «Считайка»

Центр «Поваренок»

(раздается стук и входит бабушка Федора).

Ой, ребятушки, горе у меня, горе! Убежала вся посуда от меня. Я посуду не любила, никогда её не мыла, очень часто просто била! Я её не уважала, и посуда убежала! Детки милые спасите, вы посуду мне верните. Как же я устала, не могу то я бегать по лесам, по полям.

А кто она, как ее зовут?

Да, я Федора Егоровна

Давайте поздороваемся с ней.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!        

Ф-Да, ребята. И вы наверно знаете, что от меня ушла вся посуда.

Ф- Вы мне, дети, помогите, посуду догоните и верните!

В- Что вы, Федора Егоровна, даже если мы посуду и догоним, то она к вам не вернётся!

Ф-. Почему? (Дети отвечают.)

Ф- Ребята, а что бы правильно ухаживать за посудой нужно знать, какая посуда бывает.  А раз вы такие умные, расскажите пожалуйста мне. (Федора просит детей рассказать ей о посуде).

(На мольберте вывешиваю иллюстрации с картинками посуды)

Ф- Вот на нижней полочке стояла у меня посуда в которой я еду себе готовила (кухонная)

На верхней полочке стояла у меня посуда для чаепития (чашка, сахарница, чайник).

А вот на средней полочке не помню, какая посуда у меня стояла (тарелка, вилка, ложка).

Молодцы! Теперь я знаю, что посуда разная бывает, чтобы правильно чистить и ухаживать за ней, я должна знать из чего она сделана? Вы все такие умные и все знаете, расскажите-ка мне.

Вот тарелочка, какая она? Из чего она сделана? Вот стакан из чего он сделан? Какая она?  (стеклянная). Вот ложечка, какая она? Из чего она сделана (металлическая) Вот доска разделочная, а какая она? (пластмассовая).

  Из чего она сделана? (пластмасса).

Ф- Ой, какие молодцы! Спасибо вам ребятки. Теперь я знаю из чего она сделана, буду ухаживать за ней.

Ой устала я, отдохну немного.

А мы ребята тоже с вами разомнемся.

Физкультминутка  (с клависами)

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Многое вы про посуду знаете ребята, помогите мне вернуть посуду.

В- Как же Федоре помочь?

Ф- Чтобы посуда вернулась ко мне, нужно выполнить несколько заданий.   

      Поможете?.....

В центре «Веселый карандаш» Вам необходимо будет собрать разбитую посуду и украсить её.

В центре «Считайка» нужно помочь посчитать сколько всего чашек и блюдец .

В центре «Поваренок». Ребята вам нужно помочь приготовить угощения для гостей бабушки Федоры.

Выбор центров. Работа в центрах (дети делятся по подгруппам).

«Весёлый карандаш»

Собрать разбитую посуду и украсить тарелки.

Проводятся игра «Собери посуду из частей».

 Федора: Ну вот – одни осколочки остались (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.
Ну, вот, мы посуду всю собрали, а посуда не возвращается.

Федора: Помню я свой любимый чайник, так и вижу его перед собой! Бывало, стоит на плите, бурлит, пыхтит. Ребята, напомните мне, как бурлит чайник?

Проводится дыхательная гимнастика «Чайник кипит».

 Ф-Ничего себе, прям как мой самовар кипит.

- Как называется посуда, которую вы сложили из осколков? (гжельская)

 - Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе. На столе, стоят изделия из гжели. Дети рассматривают, любуются. (напоминает историю появления гжельских изделий: - Где изготавливают эту посуду? (в поселке Гжель).   Но расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»? Быль – это то, что было в действительности.

 В некотором царстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Они посуду из белой глины, обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стали дальше думать как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками вдалеке синий лес виднеется , синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Ф-Жалко, только, что тарелочка всего одна – больно уж я люблю гостей приглашать, а тарелок на всех не хватает. Как быть? Вы мне поможете украсить остальные тарелки? Ваши тарелки будут наверняка ещё более красивыми.

 (Проблемная ситуация). Предполагаемое решение: подарить для меня еще тарелки украсив их.

Пальчиковая гимнастика

Прежде чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Дружно мы потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу нам пора.

Учим придерживать лист бумаги левой рукой, следит за осанкой детей.  Наблюдает за работой детей, говорит, что надо работать аккуратно, не пачкая рабочее место, одежду. По окончании работы вытираем пальчик салфеткой. Затем все рассматривают работы, любуются ими.

У нас на столе (гуашь, ватные палочки). - Рассмотрим роспись поближе.

(элементы росписи). Показ поэтапного рисования. (схема поэтапного рисования)

Ф-Можно ватной палочкой нарисовать по середине тарелочки цветочек-синим цветом. Обмакиваю ватную палочку в гуашь и рисую точку, затем ватной палочкой нарисуем волнистые дуги. Получился маленький цветочек. Посмотрите, как это делается. (Показ.) Затем ее закрасим синим цветом. Добавим по краям листочки синего цвета. А край тарелки украсим волнистыми линиями и точками.

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Ай, спасибо, мастера,

за вашу работу, за старания.

В центре «Считайка»

 «Вы помните, какое горе случилось с Федорой?» «Посуда убежала!». «Правильно, но сейчас посуда к ней вернулась.  Она о ней заботится, моет её, чистит, протирает. Вот на столе стоит корзина, корзинке лежат блюдца с чашками»

Достаю чашки.

«Ребята, сколько всего чашек?  «Пять!». «Правильно!». «Ребята посчитайте блюдца, сколько всего блюдец? (пять!) «Правильно! Что можно сказать о количестве чашек и блюдец?». («Их поровну!»). «Молодцы! Ребята, а у Федоры ещё нашлась чашка!»

ставлю ещё одну чашку.

В: «Чашек стало поровну?» 

(«Нет!»)

 «Сколько стало теперь чашек?» 

 «шесть!»

Затруднение в игровой ситуации.

«А как сделать, чтобы было поровну?». «Сколько у нас блюдец?»

 («Пять!)

 «А чашек?»

(«Шесть!»)

 «Как получилось шесть чашек?»

 «К пяти чашкам добавили, ещё одну получили всего шесть чашек» 

  «Правильно!»

(Воспитатель добавляет ещё одно блюдце).

 «Теперь поровну по шесть?»

 («Да!»)

 «Молодцы, хорошо считать умеете.

В центре «Поваренок»

Тут ребята нам с вами нужно помочь приготовить угощения для гостей бабушки Федоры.

(Родитель:) На столе лежат: тесто песочное, формочки и скалки.

Для начала вымоем ручки с мылом, наденем фартуки и колпачки. Возьмем в руки скалки и начнем раскатывать тесто. Затем по вырезаем формочки для печенья. Замечательные угощения получились у нас, наше печенье мы отдадим на кухню, чтобы его спекли. Молодцы ребята!

Активизируется мыслительная деятельность,  отвечают на вопросы воспитателя, участвуют в диалоге, принимают задание, здороваются

 

Ответы детей

дети делятся по подгруппам).

(дети делятся по подгруппам).

Собирают посуду из частей

(Дети выдувают воздух через соломинки для коктейля в стаканчики с водой). Отвечают на вопросы, рисуют ватными палочками узор, Дети играют пальчиковую игру, проводят дыхательную гимнастику

Ответы детей, дети считают

раскатывают тесто и вырезают формочки

Мольберт, шаблоны кухонной, чайной и столовой посуды.

Ноутбук, видеозапись мультфильма «Федорино горе»

Стеклянный стакан, пластмассовая разделочная доска, металлическая ложка

Листочки с шаблонами чашек, гуашь, стаканчики с водой, ватные палочки, влажные салфетки

шесть чашек, шесть блюдец

Тесто песочное, скалки, формочки, фартуки, колпачки по количеству детей

Заключительная часть.

Рефлексия.

Место группового сбора

 

Ребята пора бабушке Федоре уходить предлагаю вам показать и рассказать, чем мы сегодня занимались.

Федора –Ребята ко мне гости должны прийдти, я должна поспешить. Я очень рада что вы мне помогли.  и обещаю Вам что буду беречь посуду.

 «Что мы сегодня делали?» (ответы детей) «Что узнали нового?» (ответы детей) «Что понравилось больше?» (ответы детей).

 До свидания!

Дети рассказывают чем занимались и прощаются

Читают стихотворение дружно все вместе

Прощаются

Прощаются и выходят в приемную.

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес

 сейчас готовить буду.
Соберу на стол  посуду.
Вот,  КАСТРЮЛЯ,  ПОВАРЁШКА,
СКОВОРОДКА,  ВИЛКА,  ЛОЖКА.

Небольшой столовый  НОЖИК
Мне понадобится тоже.
Вот, с узорами  ТАРЕЛКИ,
ЧАШКА  с  БЛЮДЦЕМ  на салфетке.

И, конечно, неслучайно 
На плите дымится  ЧАЙНИК -
Кукол чай пить усажу,
О  ПОСУДЕ  расскажу.

Так же выразить слова благодарности организаторам  данного конкурса. Было сделано все,  чтобы    три конкурсных дня стали одними  из самых ярких и добрых в жизни конкурсантов. Так же за предоставленную возможность профессионального роста и открытия для себя секретов педагогического мастерства.

каждый из нас приобрёл дополнительный опыт в работе и, что немаловажно

. За время своей педагогической деятельности я твердо усвоила одно правило – педагог должен совершенствоваться, иначе он перестает быть педагогом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР

Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР ...

Открытый урок чтения по сказке К.И. Чуковского "Федорино горе"

Конспект открытого урока «Федорино горе»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –детский сад комбинированного вида № 27г. Екатеринбург ул. Опалихинская 29 а. тел. Факс: 245-45-41...

План-конспект открытого занятия по сказке К.И Чуковского "Федорино горе"

В материале представлен план-конспект  занятия по сказке "Федорино горе" с использованием театрализованной деятельности для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект открытого занятия по образовательной области "Познание" на тему " В гостях у Хозяйки Медной горы"

Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.Обучение детей классификации камней по различным признакам ( цвет, форма,характер поверхности,вес, температура, плавучесть)...

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Федорено горе»

«Федорено горе»Цель: Вызвать у детей интерес к учебной деятельности.Задачи: ·        Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения; закрепить знания н...

Открытое занятие для педагогов "Федорино горе" по приобщению детей к русскому народному творчеству в старшей группе 2016 год

открытое занятие для педагогов "Воспитатель года" по приобщению детей к русскому народному творчеству....

Открытое занятие Путешествие в сказку Корнея Чуковского " Федорино горе"

Тема моего НОД  Путешествие в сказку Корнея Чуковского « Федорино горе» идёт в соответствии с тематическим планированием « Человек и предметный мир»....