Интегрированное занятия по обучению грамоте. Звук и буква "Р"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

 Выполнила воспитатель Масеева А.А

Тема: «Звук и буква Р»

Группа: подготовительная группа

Интеграция образовательных областей: Физическое развитие, Социально – коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие.

Цель: расширение и совершенствование знаний о звуковой культуре речи.

Задачи:

Образовательные:

-.Закрепление акустических и артикуляционных особенности звука [Р]

-.Определять место звука [Р] в словах (начало ,середина, конец)

-.Знакомство с буквой Р

- Тренироваться в делении слов на слоги.

-.Формировать умение находить правильные слова в конце предложения

-Развивать умение разделять слова на слоги и находить необходимую схему

-.Закрепить умение проговаривать скороговорку на звук [P].

Развивающие:

- Развивать фонематический слух.

- Развивать умение разделять слова на слоги и находить необходимую схему

Воспитательные:

-Вызвать положительные эмоции, удовлетворённость собой.

Методы и приемы:

Практические: артикуляционная гимнастика(чашечка, грибок, дятел, маляр) дидактические  игры «Поймай звук», «Исправь ошибки», «Раздели на слоги», составить букву Р из пазлов, физминутка «Карлсон»

Наглядные: просмотр презентации «Звук и буква Р».

Словесные: слоговые дорожки (чистоговорки),

словесная игра «Найди звук [Р] в начале, середине и конце», чтение скороговорки, чтение стихов.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_zvuk_r.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ

по обучению грамоте

Тема: «Звук и буква Р»

Группа: подготовительная группа

Интеграция образовательных областей: Физическое развитие, Социально – коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие.

Цель: расширение и совершенствование знаний о звуковой культуре речи.

Задачи: 

Образовательные: 

-.Закрепление акустических и артикуляционных особенности звука [Р]

-.Определять место звука [Р] в словах (начало ,середина, конец)

-.Знакомство с буквой Р

- Тренироваться в делении слов на слоги.

-.Формировать умение находить правильные слова в конце предложения

-Развивать умение разделять слова на слоги и находить необходимую схему

-.Закрепить умение проговаривать скороговорку на звук [P].

Развивающие:

- Развивать фонематический слух.

- Развивать умение разделять слова на слоги и находить необходимую схему

Воспитательные:

-Вызвать положительные эмоции, удовлетворённость собой.

Методы и приемы:

Практические: артикуляционная гимнастика(чашечка, грибок, дятел, маляр) дидактические  игры «Поймай звук», «Исправь ошибки», «Раздели на слоги», составить букву Р из пазлов, физминутка «Карлсон»

Наглядные: просмотр презентации «Звук и буква Р».

Словесные: слоговые дорожки (чистоговорки),

словесная игра «Найди звук [Р] в начале, середине и конце», чтение скороговорки, чтение стихов.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование.

Ход НОД:

Деятельность педагога

Деятельность детей

 

Ожидаемые результаты

1.

Мотивационная технология.                      

Воспитатель, говорит о том, что к нам сейчас придет гость с заданиями ( Карлсон)

Отвечают на вопросы.

Создание положительного эмоционального фона.

Воспитатель предлагает послушать  стихотворение, которое прочтет гость (Карлсон читает стихотворение «Барбос»)

Стихотворение «Барбос»

На дворе рычит Барбос. Рр! Рр! Рр!

Он гоняет рыжих ос. Рр! Рр! Рр!

Отчего рычит Барбос? Рр! Рр! Рр!

Осы жалят его в нос. Ррь! Ррь! Ррь!

Дети внимательно слушают и повторяют за Карлсоном звук [P]

Закрепить правильное произношение звука. [Р]

Совершенствовать умение слушать стихотворение  и отвечать на вопросы

Воспитатель сообщает, чем сегодня будем заниматься

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, соглашаются.

Закрепление детьми знаний.

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Артикуляционная гимнастика:

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации и сделать артикуляционную гимнастику

  • чашечка
  •  грибок

-      Дятел

                   -    Маляр

Выполняют артикуляционную гимнастику

чашечка

грибок

Дятел

Маляр

Развивать артикуляционный аппарат .

Артикуляционно-акустический образ звука.

 Воспитатель разбирает  артикуляции по плану и дает характеристику звуку [ Р]

Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает.

Дети вместе с воспитателем разбирают и дают характеристику звуку [Р]

Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей

 Воспитатель предлагает поиграть в игру «Поймай звук»

 (хлопни в ладоши когда услышишь звук [Р])

Дидактическая игра «Поймай звук»

Развивать фонематический слух

Воспитатель предлагает проговорить слоговые дорожки чистоговорки

РА-РО-РУ-РЫ        РО-РУ-РЫ-РА      

пра-про-пру-пры; кро-кру-кры-кра; фру-фры-фра-фро;

Ары – ары – ары – хороши гитары

Ары-ары-ары- дети встали в пары

Уры –уры –уры –петухи и куры

Оры –оры –оры – высоки заборы

Ру –ру- ру –скачет кенгуру

Ра –ра –ра –у лисы нора

Ры –ры –ры –летают комары

Ры –ры –ры – у зайца нет норы

Тры- тры –тры –у Вани три сестры

Тру –тру –тру – пыль везде сотру

Дро –дро –дро –новое ведро

Тра –тра –тра –в детский сад идем с утра

Проговаривание чистоговорок

Совершенствовать умение четко проговаривать слоговые дорожки и чистоговорки

Определи местоположение звука  [Р]

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки, назвать их, и найти звук [Р] в словах (начало, середина и конец)

 Словесная игра     « Найти звук  [Р]» в словах (начало, середина, конец)»

Закрепить умение проводить звуковой анализ и находить звук в начале, середине и в конце слова

3.«Открытие» нового знания

Знакомство с буквой.

Воспитатель знакомит с буквой Р и предлагает  составить её, из пазлов.

Составляют пазл отвечают на вопросы

Развитие логического мышления.

Ознакомление с буквой «Р»

Воспитатель предлагает немного размяться.

Физминутка с Карлсоном

Карлсон всех зовет на крышу. Поднимайтесь все неслышно. Руки выше всех поднять,               На носки всем срочно встать. Выше. Выше…. Опуститесь, Сильно-сильно поклонитесь, Влево, вправо наклонитесь, Повертитесь, улыбнитесь,         А теперь, прошу, садитесь.

Физминутка с Карлсоном

Упражнять выполнять действия в соответствии с текстом

4.

Включение  нового знания в систему знаний и умений

Воспитатель читает стихи, где слова перепутаны и просит исправить её.

У царя золотая … корова.

На лугу пасется … корона.

По небу летит ... карета.

По дороге едет … ракета.

Расцвели на клумбе…козы

В огород забрались …розы

Ползает у речки… мак

Расцветает в поле …рак

Дидактическая игра «Исправь ошибки»

Упражнять в умении внимательно слушать стихи и находить ошибки.

Раздели на слоги

Воспитатель посмотреть на картинки и предлагает поиграть в игру «Раздели на слоги»  

Дидактическая игра «Раздели на слоги»

Тренировать в делении слов на слоги

Скороговорка

Воспитатель предлагает   запомнить скороговорку

Очень рад баран: у барана барабан

Баран в барабан в барабанит.

Барабанит баран в барабан.

Заучивание скороговорки по карточкам-схемам

Формировать умение четко проговаривать скороговорку с помощью карточек-  схем

5

Осмысление

(итог, рефлексия

Воспитатель задает итоговые вопросы по теме

Воспитатель: - Какой звук мы с вами сегодня закрепляли?

Воспитатель: - Звук «Р» - какой?

Отвечают на вопросы.

Дети: - Звук «Р» - согласный, звонкий, может быть твердым - обозначается синим цветом. -Звук «Р» на письме обозначается буквой «Р

Владеть устной речью, умение выражать свои мысли.

Воспитатель:- Ребята, у нас сегодня непростое занятие, к нам на занятия пришел гость. Кто это?

Дети: - Карлосон.

 Воспитатель: - Да, это Карлсон. А кто такой Карлсон?

Дети: - Карлсон, это сказочный герой.

Воспитатель: - Посмотрите, Карлсон для нас принес задания, которые мы должны будем выполнить. Выполним?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Сейчас Карлсон прочитает вам стихотворение. Послушайте его, и вы узнаете, чем мы будем сегодня заниматься.

Карлсон читает стихотворение «Барбос»

На дворе рычит Барбос. Рр! Рр! Рр!

Он гоняет рыжих ос. Рр! Рр! Рр!

Отчего рычит Барбос? Рр! Рр! Рр!

Осы жалят его в нос. Ррь! Ррь! Ррь!

 Воспитатель: -Вы догадались, с какими звуком мы будем сегодня играть? ([p] ).

Воспитатель:- Правильно, сегодня мы будем играть со звуками [p]  и с буквой Р.

Воспитатель спрашивает: -Есть ли этот звук  в имени нашего гостя Карлсона.

Дети: -  Да «Р».

1. Артикуляционная гимнастика:

Воспитатель: -  Карлсон, предлагает  нам вместе,  с ним сделать артикуляционную гимнастику, для того, чтобы наш язычок нас слушался:

  • чашечка
  •  грибок
  • Дятел
  • Маляр

2. Артикуляционно-акустический образ звука.

 Разбор артикуляции по плану

Воспитатель: -Ребята, посмотрите, как  надо правильно произносить звук [Р]

Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает.

 Воспитатель: - Давайте, мы дадим характеристику звука «Р». Звук «Р»,  какой?

Дети: - согласный, твердый, звонкий, обозначается, синим цветом.

Воспитатель: какая связь между  звуком и буквой?                              

Воспитатель:- Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.

3.Фонематический слух:

Воспитатель: - Давайте поиграем с Карлсоном  в игру «Поймай звук»

 (хлопни в ладоши когда услышишь звук «Р»)

а) на уровне ряда звуков:

Р Н Г Р З Р Р В Р Д Р

б) на уровне ряда слогов:

РА - ЛО –ПО- РУ – МЫ – ОР – ВА – РА-РЫ - КО

в) на уровне слов:

арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот.

4.Слоговые дорожки:

Воспитатель : - Ребята, Карлосон  предлагает нам проговаривать слоговые дорожки.

РА-РО-РУ-РЫ              РО-РУ-РЫ-РА      

пра-про-пру-пры; кро-кру-кры-кра; фру-фры-фра-фро;

Ары – ары – ары – хороши гитары

Ары-ары-ары- дети встали в пары

Уры –уры –уры –петухи и куры

Оры –оры –оры – высоки заборы

Ру –ру- ру –скачет кенгуру

Ра –ра –ра –у лисы нора

Ры –ры –ры –летают комары

Ры –ры –ры – у зайца нет норы

Тры- тры –тры –у Вани три сестры

Тру –тру –тру – пыль везде сотру

Дро –дро –дро –новое ведро

Тра –тра –тра –в детский сад идем с утра

5. Определи местоположение звука  [Р]

Воспитатель: -Ребята, посмотрите на картинки. Вот какое задание придумал вам Карлсон. Нужно рассмотреть картинки, назвать их, и найти звук [Р] в словах (начало, середина и конец)

Воспитатель: - А какой буквой обозначается звук [Р] ?

6.Знакомство с буквой.

Воспитатель:-Звуки [ Р ], на письме обозначаются буквой Р. (Показываю букву.)

Карлсон предлагает вам составить её, из пазлов.

Воспитатель:- А сейчас, я вам предлагаю немного размяться.

7. Физминутка с Карлсоном

Карлсон всех зовет на крышу.

Поднимайтесь все неслышно.

Руки выше всех поднять,

На носки всем срочно встать.

Выше. Выше…. Опуститесь,

Сильно-сильно поклонитесь,

Влево, вправо наклонитесь,

Повертитесь, улыбнитесь,

А теперь, прошу, садитесь.

8. Игра «Исправь ошибки»

Карлсон:- Исправьте,  пожалуйста меня,  если я перепутаю слова в конце стихотворения (Карлсон читает стихи, где слова перепутаны)

 9. Раздели на слоги

Воспитатель:- Посмотрите на следующее задание. Здесь нам нужно разделить слова на слоги и найти подходящую схему

10. Скороговорки

 Воспитатель: -Карлсон,  предлагает вам запомнить скороговорку

Очень рад баран: у барана барабан

Баран в барабан в барабанит.

Барабанит баран в барабан.

11. Итог занятия:

Воспитатель: - Какой звук мы с вами сегодня закрепляли?

Дети: - Звук «Р».

Воспитатель: - Звук «Р» - какой?

Дети: - Звук «Р» - согласный, звонкий, может быть твердым - обозначается синим цветом. -Звук «Р» на письме обозначается букой «Р»

Воспитатель: - Ребята, Карлсону  понравилось, что мы с вами выполнили все его задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.

Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки Р-Рь. Сказочные герои в гостях у звука Р".

На занятии дети совершают путешествие в сказку. Играют в игры: "Передай доброту", "Доскажи словечко", "Сложные слова",  "Скажи наоборот". Развивая звуковой...

Презентация к интегрированному занятию по обучению грамоте учителя- логопеда + инструктора по физвоспитанию в старшей логопедической группе на тему: «Звуки ЛЬ- Й». «Йоги»

Материал расширяет кругозор детей, содержит интерактивные задания, способствующие активизации мыслительной деятельности, памяти, внимания....

Занятие по обучению грамоте "Звуки Т и Ть" (1 и 2 занятие)

Разработано для детей компенсирующей группы (ЗПР, РАС) по подготовке обучению грамоте....

Занятие по обучению грамоте «Звуки Р-Л. Дифференциация звуков в словах» в подготовительной группе компенсирующего вида

Цели:Коррекционно-образовательные:- учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Р-Л;- учить звуко-слоговому анализу слов типа ШАРИК;- формировать номинативный и адъекативный слов...