Конспект занятия "Это слово говорят, когда вас благодарят"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Иваненко Вера Вадимовна

 В наше время утрачивают силу слова благодарности, поэтому дошкольника нужно приучать к элементарным правилам вежливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.odt23.1 КБ

Предварительный просмотр:

                ЗАНЯТИЕ « Это слово говорят, когда вас благодарят»

Цель:

  • развивать умение употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации.
  • Продолжать работу над интонационной выразительностью, учить сочетать движения и речь, развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции.
  • Развивать воображение, коммуникативные навыки, культуру речевого общения.

Ход занятия:

  1. Речевая разминка.

Произнести с разной эмоциональной окраской голоса:

  • Поешь овса из корыта,

Приятного аппетита!

  • Спасибо! - лошадка сказала -

Но этого мне мало!

  1. Речевая ситуация.

        Чтение стихотворения И.Токмаковой

Маша знала слов не мало,

но одно из них пропало.

И оно то как на грех,

Говорится чаще всех!

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом.

Это слово говорят,

 Если вас благодарят.

Но она молчит как рыба,

Вместо каждого...(спасибо).

       Вопросы к детям:

  • как бы вы озаглавили это стихотворение?
  • Какое слово пропало?
  • Какие еще вежливые слова вы знаете, когда благодарите кого-то?

(Спасибо; большое спасибо; благодарю; я вам признателен; Спасибо, вы так любезны; я тронут вашим вниманием и т. д.)

          Сказка «Город Спасибоград»

  • За горами, за долами есть волшебный город Спасибоград. В этом городе живут удивительные люди. Они сказочно вежливы.

А вы когда нибудь бывали

В городе Спасибоград,

Где на Вежливом бульваре

Вежливо благодарят?

За что мы говорим «спасибо»?

За все ,что делают для нас.

И мы припомнить их смогли бы -

Кому сказали? Сколько раз?

      Вопросы воспитателя:

  • Почему так называется город?
  • Смогли бы вы придумать еще какое-нибудь название, связанное с благодарностью?
  • Какие приключения могли бы произойти в этом сказочном городе с вежливыми и невежливыми людьми?
  • А что случилось бы с вами, если бы вы попали в этот волшебный город?
  • Что было бы, если бы люди забыли слова благодарности и не стали говорить их друг другу?
  1. Разыгрывание ситуаций.
  • Ты пообедал. Что ты сделаешь? Что скажешь?
  • У тебя развязался бант. Оля подошла и завязала его. Что должна сказать?
  • Воспитатель попросил отнести книгу в соседнею группу.. Как ты это сделаешь?

     Итог занятия:

 - Ребята, с каким вежливым словом вы познакомились? Почему говорят, что вежливые слова  - это ключики души? Старайтесь научиться вежливо вежливо благодарить своих близких, друзей, не жалейте для них теплых слов.

              ЗАНЯТИЕ «Как обратиться с просьбой к вам?»

Цель:

  • учить детей вежливо обращаться с просьбой к собеседнику. Обьяснить, что просьба должна быть мотивированной.
  • Учить употреблять вежливые формы отказа.
  • Учит интонационно выразительно проговаривать фразы.
  • Развивать воображение, импровизацию в ходе инсценирования, пантомимические навыки.

Материалы: маски зверей.

Ход занятия.

  1. Речевые ситуации.

     Чтение стихотворения «Козлик» Р.Алдонина.

Козлик, козлик, отойди,

У тебя есть рожки.

Козлик, лучше не гляди,

А сойди с дорожки.

Пропусти Мариночку

И ее корзиночку,

Пожалуйста.

Козлик рожками тряхнул,

Показал мне спинку.

Козлик в сторону свернул:

«Проходи Маринка!»

Ты такая славная,

Ты сказала главное -

ПОЖАЛУЙСТА!»

Воспитатель задает вопросы:

  • Почему козлик выполнил просьбу?
  • Удалось ли достичь цели тому, кто обращался с просьбой?
  • Вспомните, как вы обращались с просьбами, какие слова вежливого обращения с просьбой вы использовали?
  • При обращении с просьбой нужно правильно обьяснить ее, обосновать вежливо. А когда просьба бывает невыполнимой?

  1. Упражнение в отказе просьбы.
  • Ребята,как бы вы вежливо отказали в просьбе соседке? Давайте разыграем стихотворение, распределив роли хозяйки лошадки, грубой соседки и остальных соседей.

Мою лошадку пони

Зовут Малютка Грей.

Соседка наша в город

Поехала на ней.

Она ее хлестала

И палкой и кнутом,

И под гору, и в гору

Гнала её бегом.

Не дам ей больше пони

Ни нынче, ни потом.

Пускай хоть все соседи

Придут просить о том!

       Инсценирование обращения соседки, которая наоборот, любит животных, внимательно и ласково к ним относится.  Добрая соседка подзывает детей к себе и предлагает совершить путешествие в весенний лес. Соседка вместе с детьми читает стихотворение, сопровождая его движениями:

Эй,лошадка! И-го-го!

Но, лошадка, но,но!

Скок, лошадка! Скок-скок!

Цок, копытца! Цок-цок!

Выше ножки! Топ-топ!

Веселее! Гоп-гоп!

Тпру, лошадка! Стоп, стоп!

  1. Игровая ситуация.
  • Ребята, вспомните, когда вы обращались к кому либо с просьбой? Всегда ли вы достигали цели? Какие вежливые слова вам помогли?
  • А теперь давайте разыграем по парам задания:

1.Ты пришел домой с прогулки. У тебя мокрые варежки. Кого попросишь о помощи? Как попросишь?

2. Дежурные тебе не положили ложку. Как ты поступишь.

3. Ты не хочешь есть рыбу. Как ты об этом скажешь воспитателю?

4. Попроси родителей купить тебе понравившуюся игрушку.

5. попросите какой- нибудь предмет.

6. Вы забыли варежки, выйдя из группы.

     Анализируя речевые ситуации, обращать внимание детей на использование вежливых слов и на то, насколько просьба мотивирована.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Когда так говорят?»

Задачи:способствовать расширению понятия о переносном значении слова;упражнять детей в употреблении фразеологических оборотов в речи;показать выразительность, яркость русского языка;приобщать к истори...

Ребенок плохо говорит - когда обращаться к логопеду?

Рекомендации родителям детей с проблемами речи....

Ребенок не говорит. Когда бить тревогу?

Когда бить тревогу?Многие родители беспокоятся: «Нет ли у моего ребенка задержки речевого развития, ведь он говорит меньше, чем товарищ по площадке?» Развитие ребенка очень индивидуально, ...

Конспект занятия «Давайте говорить волшебные слова»- акция посвященная всемирному дню "спасибо"

      Проведение акции способствует развитию положительных нравственных качеств, сплочению коллектива, получению положительных эмоций, обучению умений выражать благодарность.Тако...

Методическая разработка учебного занятия по образовательной программе "Художественное слово" (говорим красиво, чисто, ясно)

Данная методическая разработка будет полезна как педагогам дополнительного образования дошкольных учреждений, так и родителям детей дошкольного возраста....

Речевое развитие старших дошкольников. Слова-праздники: когда игра ведет к обогащению речи ребенка

Говорение – это навык, который дети развивают не сразу, а постепенно. Чтобы речь развивалась правильно, важно создать для ребенка среду, где ему будет интересно общаться и выражать свои мысли. К...