Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему: «О дружбе и товариществе»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Шадрунова Надежда Владимировна

Цель: Формировать и расширить представления детей о взаимоотношениях людей, о дружбе и товариществе.

Задачи:

Образовательные:  - формировать представления детей о дружбе и товариществе, подчеркнуть черты характерные другу.

Развивающие: - развивать связную речь детей, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом, способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.

Воспитательные: - формировать у детей качеств присущих друзьям, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_rasskaz.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему: «О дружбе и товариществе»

Цель: Формировать и расширить представления детей о взаимоотношениях людей, о дружбе и товариществе.

Задачи:

Образовательные:  - формировать представления детей о дружбе и товариществе, подчеркнуть черты характерные другу.

Развивающие: - развивать связную речь детей, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом, способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.

Воспитательные: - формировать у детей качеств присущих друзьям, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Словарная работа: Доброжелательный, отзывчивый, заботливый, ответственный, внимательный, надёжный, искренний, смелый, честный, добрый, гостеприимный, весёлый,  великодушный, щедрый, преданный, справедливый.

Оборудование: аудиозапись В. Шаинского «Дружба верная»,  рассказ И.Туричина «Дружба», сюжетные картинки, выставка книг о дружбе; карточки с пословицами о дружбе, магнитная доска, аудио-проигрыватель.

Предварительная работа:  Чтение рассказов и сказок о дружбе и товариществе В.Осеевой «Синие листья», Н.Носова «Волшебное слова»,  Н.Носова «Огурцы», Л.Толстого «Два товарища», Г.Циферова «Когда не хватает игрушек», Н.Кузнецова «Мы поссорились с подружкой», Н.Купина «Хорошо или плохо?», М.Пляцковского «Урок дружбы», М.Пляцковского «Настоящий друг», С.Михалкова «Друзья в беде познаются», народных сказок «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый да ласковый». Прослушивание песен, просмотр мультфильмов, заучивание пословиц и стихов о дружбе.

Организационный момент

Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить с вами о дружбе и товариществе.

Давайте поприветствуем друг друга.

(Дети становятся в круг и повторяют за воспитателем)

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Я люблю свой детский сад,

В нем полным-полно ребят,

Может сто, а может двести,

Хорошо, когда мы вместе.

Все на месте? Все ли тут?

Повернулись, оглянулись,

И друг другу улыбнулись!

Воспитатель. Молодцы ребята. Ребята, вам уже много раз читали и рассказывали о хороших друзьях, взрослые вам говорили о том, что нужно дружить друг с другом.

Вопросы и задания:

  • Что такое дружба? А вы как думаете, что значит дружить? ( Помогать, доверять друг другу, беречь, советоваться друг с другом…)
  • Уверена, что у каждого из вас есть друзья. Подумайте и скажите, почему их можно так назвать? (С кем интересно играть в игры, кто всегда поможет и никогда не обидит, кто  учит тому, что умеет сам, делиться всем, что у него есть)
  • Какие рассказы, песни, пословицы и мультфильмы о дружбе вы знаете?
  • Какими качествами должен обладать ваш друг? (Быть смелым, добрым, умным, честным, справедливым, надёжным, заботливым, вежливым, правдивым, гостеприимным, искренним, ответственным, храбрым, отважным,  весёлым, щедрым, скромным, отзывчивым…)
  • Есть ли у вас друзья? Были в вашей жизни моменты, когда друг пришёл вам на помощь? Расскажите, как это было, и как он вам помог? (Выслушиваются 3-4 рассказа детей).
  • Откуда берутся друзья? Как вы познакомились со своим другом или подругой?  Попробуйте объяснить пословицу: «Потерял друга – ищи, а нашёл – береги».

Обобщить ответы детей:

  • Тот кто хорошо дружит, не ссорится, делится игрушками, вежливо разговаривает, помогает товарищу, заметив его ошибку, а не жалуется на него воспитателю, того и можно назвать настоящим  другом.
  • Настоящий друг обязательно заметит, кто заплакал или загрустил, придумает, как развеселить своего товарища, поиграет с ним.
  • Хорошими друзьями можно называть таких детей, которые вместе дружно играют, помогают, заботятся, умеют уступать друг другу.

Физминутка « Игра на пальцах»

Дети рассаживаются на коврике.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать.

(Пальцы обеих рук соединяются в замок)

(Ладони прижаты друг к другу)

(Подушечки пальцев постукивают друг о друга)

(Руки вниз, встряхивают кистями)

Ребята, теперь вы знаете, кого можно назвать настоящим другом.

Я прочитаю рассказ И.Туричина «Дружба», а вы внимательно послушайте и ответьте на мои вопросы. Чтение произведения.

Вопросы к детям:

  • Правильно ли автор назвал свой рассказ « Дружба»? Как бы вы назвали его?
  • Почему Серёжа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?
  • Можно ли назвать Серёжу настоящим другом? Хотели бы вы иметь такого друга? Почему?
  • А как бы вы отнеслись к Серёже, если бы вы были на месте Васи и Бори?
  • Какие советы можно дать Серёже, чтобы дети стали с ним дружить?
  • Может ли человек быть совсем без друзей? Почему?

Ребята, а какие пословицы вы знаете о дружбе?

«Без друга в жизни туго», «Друзья познаются в беде», «Дружбу помни, а зло забывай», «Крепкую дружбу водой не разольёшь», «Дружба  - в делах помощница».

Выучить новую пословицу: « Птица сильна крыльями, а человек дружбой».

Ребята, давайте вспомним о муравье, попавшем в беду.

Физкультурная пауза «Друзья помогли».

От друзей муравьишка отстал.

Ой-ой-ой, ой-ой-ой.

Ножку тонкую он поломал.

Ай-ай-ай, ай-ай-ай!

Травкой быстро её обмотал,

В муравейник скорей побежал.

Ну, а солнце за лес уж зашло.

Ох-ох-ох!

Стало сразу так страшно, темно.

Хорошо, что друзья помогли,

Муравьишку домой принесли.

МО – ЛОД – ЦЫ!

(Дети приставляют ладони к щекам)

(Ритмично покачивают головой)

(Ритмично сгибают и разгибают ноги)

(Ритмично бегут на месте)

(Делают ритмичную пружинку)

(Ритмично закрывают глаза ладонями)

(Соединяют ладошки)

(Делают ритмичные хлопки)

Давайте вместе с вами внимательно рассмотрим картинки и определим, где дети дружно играют, а на каких картинках изображены дети, которые ссорятся.

Рассматривание сюжетных картинок.

«Дети дружно играют с игрушками», «Дети ссорятся из-за игрушек», «Дети играют в песочнице», «Дети ссорятся из-за игрушек в песочнице».

После обсуждения изображений, воспитатель спрашивает, какие картинки им понравились больше всего и почему.

Итог занятия:

 - О чём сегодня беседовали? Как вы думаете, зачем человеку нужны друзья? (Ответы детей)

В заключение занятия педагог предлагает детям прослушать музыкальную композицию (В.Шаинский «Дружба верная»).

Приложение 1

Рассказ И. Туричина «Дружба»

Однажды Вася принёс во двор пожарную машину. Подбежал к нему Серёжа и говорит:

- Мы ведь друзья! Давай вместе играть в пожарных.

- Давай, - согласился Вася. Серёжа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на верёвочке пожарную машинку.

- Пожар! Пожар! – кричит Серёжа. Подбежали к ним другие ребята, и говорят:

- Мы тоже пожарные! Мы тоже хотим играть в пожарных! Серёжа заслонил машину от ребят, и отвечает:

- Я - Васин друг! И я один буду в его машину играть! Ребята обиделись и ушли.

На следующее утро Боря принёс во двор паровоз с вагончиками. Подбежал к нему Серёжа.

- Я твой друг! Мы с тобой друзья! Поиграем вместе в машинистов?

-Давай, - согласился Боря. Стали они в машинистов играть. Пришёл Вася…

 А меня возьмёте?

-Нет, не возьмём, - сказал Серёжа.

- Почему? Удивился Вася. — Ты же мой друг. Ты сам вчера говорил!

- То было вчера, - сказал Серёжа. - Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз. Сегодня я с ним дружу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Правила дружбы»

- чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей; - обсуждение различных ситуаций о дружбе;- прослушивание песен по теме;- просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Приключения кот...

Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста «О дружбе и друзьях»

Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста«О дружбе и друзьях»...

Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему: «О правдивости»

Цель:  закрепить и обобщить представления детей о том, почему нужно быть правдивыми, формировать умение понимать основную мысль художественного произведения (В, Осеева «Что легче?», А...

Картотека нравственно-этических бесед для детей старшего дошкольного возраста

В картотеке собраны нравственно-этические беседы для детей старшего дошкольного возраста....

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Правила дружбы»

Цель: обобщить знания детей о дружбе, воспитывать доброжелательное отношение к людям, формировать положительные дружеские взаимоотношения со сверстниками, побуждать их к добрым пос...