ООД по развитию речи(Чтение художественной литературы) "Я памятник воздвиг себе нерукотворный"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мугалимова Ирина Вячеславовна

ООД по развитию речи(Чтение художественной  литературы )знакомство с биографией А,С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_rechevomu_razvitiyu_rechi.docx59.84 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по речевому развитию речи(чтение художественной литературы)

Тема: «Я памятник воздвиг себе  нерукотворный»

Цель: познакомить с творчеством А.С. Пушкина, фактами его биографии.

Задачи:

  • познакомить с творчеством А.С. Пушкина, фактами его биографии;
  • учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения, говорить красочно, использовать крылатые фразы, русские пословицы и поговорки;
  • объяснить этимологию устаревших слов, встречающихся в стихах Пушкина; рассказать, почему поэт использовал именно их.
  • приобщать к богатствам русского языка; упражнять в подборе определений к тому или иному предмету, в употреблении синонимов, в образовании глагольных форм;
  • развивать интерес к поэзии, чувство рифмы и стихотворного ритма;
  •  воспитывать интерес и любовь к творчеству Пушкина, любовь к поэзии;
  • чувство прекрасного, умения ценить и понимать поэзию.

Организация непосредственной образовательной деятельности

1-я часть .Рассказ о биографии А. С. Пушкина

         2-я часть. Рассматривание иллюстраций к сказкам и стихам Пушкина.

3-я часть. Чтение стихов Пушкина; «узнавание» детьми уже известных им стихов, посвященных временам года.

4-я часть. Дидактическая игра «Добро и зло» , «Собери золотую рыбку»

Биография Пушкина кратко для детей Родился Пушкин 26 мая (6 июня) 1799г. в Москве. Так как отец Александра - Сергей Львович Пушкин (1767—1848), был светским острословом и ценителем литературы, а дядя - Василий Львович (1766—1830), был известным поэтом, то нет ничего удивительного в том, что будущее Пушкина было предопределено, ведь он с детства вращался в литературной среде.

Происхождение А.С. Пушкина

 Происходит Александр Сергеевич от дворянского рода Пушкиных, честно служившего отечеству, но тем не менее не снискавшего благосклонности правителей, не титулованного и "гонимого".

Детство А.С. Пушкина 

С 1805 по 1810 год летние месяцы будущий поэт обычно проводил у своей бабушки Марии Алексеевны Ганнибал (1745—1818) в подмосковном селе Захарове. В детстве Пушкин был умен и с удовольствием читал книжки, но учился плохо. Бабушка жаловалась на то, что у мальчика нет середины, что он постоянно бросается из одной крайности в другую, то его не расшевелишь, то разойдется так, что не остановишь.

Юность А.С. Пушкина

В 1811-ом году, по настоянию отца и дяди, Пушкин отправляется учиться в Царскосельский Лицей, где и открылся его поэтический дар.

В 1814 году Александра Сергеевича впервые выступил в печати, в Московском журнале «Вестник Европы» было опубликовано его стихотворение «К другу-стихотворцу».

В то время поэт испытывал сильное влияние поэзии Батюшкова, Жуковского, Давыдова. В последствии Пушкин рассказывал, что подражая в молодости Давыдову он "усвоил себе его манеру навсегда".

Молодость А.С. Пушкина

В 1817 году Александр окончил обучение в лицее и переехал в Петербург, где поступил на службу в Коллегию иностранных дел.

В 1820 году завершил свое первое крупное произведение - поэму «Руслан и Людмила». В том же году был сослан в южную ссылку за распространение эпиграмм. Четыре года проведенные в ссылке не пропали для Пушкина даром, в это время им были написаны  «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», начат роман «Евгений Онегин», принесший в последствии автору великую славу.

В 1824 году Александра отправляют в северную ссылку в свое имение - село Михайловское, где и продолжает работать над «Евгением Онегиным», пишет «Бориса Годунова». Там его и застает известие о восстании и казни друзей декабристов.

В 1826 году Николай I вызывает поэта в Москву обещая покровительство, но свобода, дарованная царем была не долгой, уже в 1828 году выходит постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. После чего Александр самовольно уезжает на Кавказ, к своим друзьям.

Зрелость А.С. Пушкина

В 1830 году А.С. Пушкин сватается к Наталье Гончаровой. Перед женитьбой решает посетить деревеньку Кистеневку выделенную ему отцом и находящуюся недалеко от своего имения в Болдино. Там он вынужден задержаться почти на три месяца из за эпидемии халеры в Москве и установленных по всюду карантинов. Этот период в жизни Пушкина назван "Болдинской осенью" т.к. в то время из под пера поэта вышло много замечательных произведений различных жанров, такие как «Повести Белкина», «Маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», - поэма «Домик в Коломне», закончен весь роман «Евгений Онегин» (кроме письма Онегина), повесть «История села Горюхина», «Сказка о попе и работнике его Балде», критические статьи, множество стихотворений. В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.

В 1831 году Пушкин женится на Наталье Гончаровой и переезжает в Петербург. В этот период он написал множество произведений на историческую тему. Это «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева».

Гибель А.С. Пушкина

.

. 27 января 1837 года, на Черной речке в предместье Петербурга состоялась эта роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот.

Прожив 2 дня  Пушкин скончался 29 января 1837 г. в квартире, которую он снимал в доме княгини Волконской на набережной реки Мойки.

Ребята сегодня я хочу вас познакомить с сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»(Чтение сказки) Показ иллюстраций к сказке. Расскажите, как получилось, что рыбка стала служить старику?

-Какие желания старухи выполнила золотая рыбка?

-Как вы понимаете выражение «сидеть у разбитого корыта»?

-Каким вы представляете себе старика? Какой он? (добрый, тихий, беспомощный) Как вы это поняли? Докажите.

-Какой вы представляете себе старуху? (сварливая, жадная, неблагодарная) Докажите.

Дидактическая игра «Добро и зло»

За что наказана старуха? (Золотая рыбка исполняла все желания старухи, но ей все было мало и жадность старухи с каждым разом становилась всё больше и страшнее. Вроде бы старуха уже стала царицей, но этого было для нее мало. Ей надо владеть всем миром. Жадность, не знающая границ, и неблагодарность – именно за это наказана старуха, снова она «у разбитого корыта»)

Дидактическая игра «Собери золотую рыбку» (пазлы)

А теперь каждый из вас тоже сможет попытать свое счастье и загадать желания Золотой рыбке.(Раздаются картинки золотая рыбка)

Подумайте, о чём вы могли бы её попросить. Но никому не говорите.

И так, давайте с вами попытаемся ответить на главный вопрос, в чём же мудрость «Сказки о рыбаке и рыбке»? (В этой сказке хорошо показано какой может быть человек. Он всегда будет желать и добиваться чего-то большего, чем он имеет и может иметь. Редко кто знает меру и границу своих возможностей. А самое страшное – это неблагодарность. Она заставляет нас задуматься, что значит быть жадным, добрым, малодушным, неблагодарным, каким нужно быть, чтобы не остаться «у разбитого корыта»)

А теперь, кто желает рассказать нам эту сказку? Картинки мнемотаблиц.

Сегодня мы только чуть - чуть смогли понять лишь одно из великих произведений А. С. Пушкина. Впереди нас ждут незабываемые встречи с ним и его творчеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по развитию речи "Чтение потешки "Ай качи, качи, качи..."

Данный конспект занятия по развитию речи составлен для детей первой младшей группы....

Занятие по развитию речи "Чтение С. Есенина"

На занятии воспитатель выразительно читает стихотворение.Затеи он спрашивает: «О какой березе говорится в стихотворений С. Есенина?» Подняли руки многие.Алеша. О белой березоньке, как она серебром пок...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи.Чтение рассказа Н.Носова « Фантазёры » в старшей группе.

Программное содержание:1. Образовательные задачи:Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова;Подвести детей к пониманию идеи рассказа;Формировать умение давать краткие ...

Конспект занятия по развитию речи Чтение стихотворения "Снегирек" в первой младшей группе

Конспект комплексного занятия для самых маленьких. Чтение стих-я (немецкой песенки) В. Викторова и лепка ягодок. Дети знакомятся через художественное слово со снегирем, рассматриваем картинку, беседуе...

Интеграция: познавательное развитие, развитие речи, чтение художественной литературы "Зеленая сказка" Н.В. Плещеева, пластинография "Лягушонок"

Интеграция: познавательное развитие, развитие речи, чтение художественной литературы "Зеленая сказка" Н.В. Плещеева, пластинография "Лягушонок"Цель: Закреплять представления о зелё...

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный»

В рамках мероприятия, посвященного дню рождения А.С. Пушкина, дети знакомились с произведениями поэта: читали стихи, рассматривали иллюстрации в книгах, смотрели презентации, рассказывали полюбившиеся...

Развитие речи. Чтение художественной литературы. Тема: Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

Развитие речи. Чтение художественной литературы.  Тема: Чтение сказки «Снегурушка и лиса»Д/и: «Эхо»; «Чудесный мешочек»: помочь детям вспомнить сказку «С...