Рекомендации для воспитателей по использованию коммуникативных игр в условиях ДОУ
консультация по развитию речи на тему

Симоненко Ольга Владимировна

Преимущества игрового общения перед дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей по  использованию коммуникативных игр в условиях ДОО

В последнее время очень многие педагогические и образовательные издания часто публикуют информацию о преимуществе игрового общения перед обучающим. И это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается более спонтанно именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко, раскованно.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры для детей 3-4 лет при использовании в работе воспитателя коммуникативных игр [5, с. 123]:

  • Эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.  
  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
  • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
  • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.  

В соответствии с ФГОС ДО игры для детей 3-4 лет должны выполнять следующие воспитательные задачи.

Сюжетно-ролевые игры. Способность возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

На основе этого были составлены рекомендации для воспитателей.

Организация коммуникативных игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях:

  • подготовка к проведению коммуникативной игры
  • проведение игры
  • анализ игры

В подготовку к проведению коммуникативной игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения коммуникативной игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого материала для выбранной игры;
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение коммуникативных игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.
  • определение роли воспитателя в игре, его участи в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  • подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе. Коммуникативная игра выступает и как средство взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Под социальной активностью понимается такая ее совокупность, которая выражается в разнообразной деятельности ребенка:

  • умственной – в потребности в приобретении новых знаний; умении рационально и самостоятельно использовать знания при решении умственных задач, проявлении смекалки, находчивости, настойчивости, наблюдательности;
  • двигательной – в стремлении к выполнению игровых действий, целенаправленных действий с дидактическим материалом;
  • трудовой – в интересе к труду взрослых, механизмам и машинам; потребности к готовности трудиться; желании выполнять в игре роли разных профессий; помощи в труде старшим;
  • эстетической – в понимании и оценке красоты предметов и явлений;
  • нравственной – в проявлении любви к родному краю; доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражающейся в сочувствии, сопереживании, сострадании, бескорыстной помощи; бережном отношении к предметам, игровому материалу; потребности следовать правилам поведения;
  • коммуникативной – в желании обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

Рекомендации по использованию коммуникативных игр в процессе общения со взрослыми

  1. Систематически планировать проведение коммуникативных игр в целях ознакомления с правами детей. Использовать в работе игры с различными усложнениями. Организовать игры с целью обучения детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения
  2. Педагог, родители должен формировать навыки игрового взаимодействия в коммуникативных играх.
  3. Обогащать, уточнять, конкретизировать, закреплять знания.
  4. При организации коммуникативных игр по правовому педагогу необходимо учитывать особые формы руководства ими со стороны взрослого. На первых порах овладения детьми новыми видами игр наиболее эффективным условием их развития является совместная игра взрослого с детьми, в которой взрослый выступает в роли ведущего. Дети с помощью ведущего успешно выполняют игровые действия. Выигрыш в игре не следует выделять.

  1. Постепенно воспитатель должен стимулировать самостоятельность детей в игре. Необходимо иметь достаточное количество игрового материала, чтобы избежать конфликтных ситуаций, которые, как правило, разрушают игру детей.
  2. Очень важно стимулировать высказывания детей, обмен мнениями между участниками игры. Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы дети получали удовлетворение от поиска решения игровых задач.
  3. Не стоит лишать ребенка права на проявление любых эмоций, ведь взрослые препятствуют развитию способности действовать, в соответствии с этим пониманием.
  4. Положительный настрой, который стоит за поступками и высказываниями собственных мнений.
  5. Для того чтобы организовать с ребенком игру с определенной познавательной задачей, определенными правилами и действиями, полезно подсказать ребенку содержание, основанное на имеющихся у него знаниях об окружающей жизни или о литературных героях. Например, наши дети знают многие мультипликационные фильмы, художественные произведения детских писателей.

Формы взаимодействия:

  • выставки совместного творчества;
  • изготовление поделок, игрушек для коммуникативных игр;
  • «вечера общения» «Поиграй со мною, мама /папа»;
  • беседы с участием родителей для знакомства детей с различными профессиями;
  • совместные праздники, развлечения, викторины;
  • совместный труд с целью создания комфортной развивающей среды в группе и на участке.

Виды игр:

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные явления, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные.

В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определенное программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитии способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.

Картотека игр (приложение 2)

Рекомендации по использованию коммуникативных игр в процессе общения со сверстниками

        Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Выделим лишь наиболее распространенные её виды:

1. Сюжетно-ролевая игра - основной вид игр дошкольников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие, большинство из которых  знакомят детей с различными профессиями [20,c.5].

2. Подвижные игры - здесь дети очень активны и непоседливы, могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила [20,c.7].

3. Дидактические игры тоже очень важны для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающем мире, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано» и другие [20,c.8].

4. Настольно-печатные игры - это игры малой подвижности, большую направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Домино» и др. [20, c.8].

5. Театрализованные игры – это игры, помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, развивающие речь и творческие способности детей [20,c.8].

Картотека игр (приложение 3)

Рекомендации для воспитателей по использованию коммуникативных игр в процессе взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками

  1. Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.
  2. Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
  3. Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
  4. Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
  5. Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».
  6. Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.
  7. Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).
  8. Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).
  9. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
  10. Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.
  11. Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
  12. Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей «Формы работы с родителями в условиях детского сада»

Методические рекомендации для воспитателей «Формы работы с родителями в условиях детского сада»...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Методические рекомендации направлены на помощь в развитии у детей дошкольного возраста социально-речевых умений, самостоятельности мышления, умении активизировать самостоятельную и творческую деятельн...

Методические рекомендации для воспитателей Тема: «Социально-коммуникативное развитие ребенка - дошкольника средствами музыкально – театрализованной деятельности»

Цель: дать понятие об эффективности использования музыкально – театрализованной деятельности в решении проблемы приобретения дошкольниками  социально - коммуникативных навыков....

Рекомендации для воспитателей по развитию коммуникативной компетенции дошкольников

Рекомендации для воспитателей1. «Метод принятия роли»Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризмаЦель: - приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать е...