Занятие по развитию речи в старшей группе «Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шеина Людмила захарьевна

Цель. Учить составлять рассказ по картинкам – символам. Закрепить представлений детей об осенних изменениях в природе (пасмурно, идет мелкий дождь, опадают листья, становится холодно, солнце греет слабо, дует сильный ветер, с деревьев опадают листья). Закрепить знания о подготовке животных к зиме. Закрепление знаний об изменении в одежде людей осенью, об играх детей в осенний период. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: картинки - символы с изображением признаков осени, красивые листочки, мяч, письмо, чудо – дерево.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие «Осень. Рассказывание по картинкам - символам».

Цель. Учить составлять рассказ по картинкам – символам. Закрепить представлений детей об осенних изменениях в природе (пасмурно, идет мелкий дождь, опадают листья, становится холодно, солнце греет слабо, дует сильный ветер, с деревьев опадают листья). Закрепить знания о подготовке животных к зиме. Закрепление знаний об изменении в одежде людей осенью, об играх детей в осенний период. Воспитывать любовь к природе.

Ход занятия

        - Ребята, я сегодня хочу пригласить вас в очень интересное путешествие – познавательное и увлекательное. Но к каждому путешествию нужно подготовиться, настроиться. Давайте сейчас с вами встанем посвободнее и настроимся на наше путешествие.

Запоминает наша голова (руки к голове, наклоны головой)

Важные поступки, умные слова.

Слушаем внимательно, (руки к ушам)

Смотрим обязательно… (руки к глазам)

Друг друга не перебиваем, (грозить пальцем)

Для ответа руку поднимаем, (поднять руку, согнутую в локте)

Знаний много получаем! (хватательные движения руками)

- Молодцы! Скажите мне пожалуйста, какое у нас сейчас время года? (дети: поздняя осень).

- Значит путешествие наше будет?.. (осеннее).

-  Начать наше путешествие я хотела с рассказа о осени по картинкам – символам. Приготовила их, положила на стол, но они куда-то исчезли, а вместо них появилось дерево. Листочки на нем висят и еще письмо какое-то. Написано: «детский сад». Прочитаем его и может поймем, что случилось с нашими картинками?

«Осень скоро закончится и на прощанье я очень хочу с вами поиграть. Листочки непростые. Это заколдованные картинки – символы. Чтобы их расколдовать, необходимо выполнить мои задания». И подпись: Проказница Осень.

- Вы согласны поиграть с Осенью? Все задания выполним? Картинки расколдуем? Рассказ составим о Осени? (Да!)

- Присаживайтесь поудобней и сорвем первый листочек. Задание №1 – нужно расколдовать предложение «На землю падают желтые листья.»

Для этого нужно назвать осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

-Молодцы! А мы про эти месяцы стихотворения знаем! Дети читают стихотворения).

- Молодцы! Расколдовали картинку. Здесь спряталось предложение «На землю падают желтые листья! (Вешаем на доску).

- И так, расколдовываем второе предложение: «Солнышко редко выглядывает из-за туч.» Для этого нужно подобрать к словам признак предмета. На какой вопрос отвечает признак предмета? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

Вопросы: Осень какая? Листья осенью какие? Небо осенью какое? Осеннее солнце какое? Дождь осенью какой? Тучи осенью какие?

- Молодцы! Расколдовали картинку – символ. Предложение «Солнце редко выглядывает из-за туч» прикрепляем на доску.

- Сорвем следующий листочек. Здесь заколдовано предложение «Часто идет холодный дождь.»

Чтобы его расколдовать, нужно поиграть в игру «Скажи наоборот». Для этого давайте образуем круг. Я вам буду кидать мяч и называть слово, а вы возвращаете мне мяч и называете слово наоборот. Например, «тепло» - «холодно».

Слова для игры: осенний, холодный, твердый, темный, сухой, осенний, северный, короткий, высокий…

- Молодцы! Листик расколдовали, предложение тоже: «Часто идет холодный дождь.» (Вешаем на доску).

- Садимся на место и срываем еще один заколдованный листок. В нем спряталась картинка –символ с предложением «Дует холодный ветер.» 

Для этого нужно придумать к слову действие предмета? На какой вопрос отвечает действие предмета? (Что делает? Что сделал? Что будет делать?)

Слушайте внимательно. Солнце что делает? Желтые листья с деревьев что делают? Листья в воздухе что делают? Серые тучи по небу что делают? Осенний дождь что делает?

- Молодцы! Расколдовали картинку. Какое предложение на картинке? «Дует холодный ветер.» (Вешаем на доску).

- следующий листок срываем и заданье выполняем! В нем заколдовано предложение «Деревья стоят без листьев.»

И мы с вами отправляемся гулять в лес. А если это лес, где растут одни березы, значит это лес какой? – Березовый. Если одни ели? – Еловый. (Слова для игры: сосны, клены, дубы, каштаны, липы…)

- И эту картинку расколдовали «Деревья стоят без листьев.» (Вешаем на доску).

Ну, а коли мы в лесу, самое время грибы собирать.

Физкультминутка

Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)

И грибы в лесу нашли. (Умеренные приседания)

Наклонялись, собирали, (наклоны вперед)

По дороге растеряли! (разведение рук в стороны)

- Молодцы! В лесу погуляли, грибы собирали, теперь присаживаемся на стульчики и расколдовываем следующую картинку: «Перелетные птицы улетели на юг.» Задание – слово поделить на слоги. Я называю названия птиц, а вы с помощью хлопков поделите слова на слоги. (Ласточка, стриж, соловей, чиж, зимородок, кукушка, скворец, аист, жаворонок, журавль.)

- Молодцы! С этим заданием вы тоже справились. Расколдовали картинку «Перелетные птицы улетели на юг.»

- Следующий листик срываем, задание выполняем! Заколдована картинка- символ «Животные готовятся к зиме.» Проказница Осень предлагает нам поговорить о животных и сравнить их. Давайте поговорим про лису и про зайца.

Варя и Вадим, расскажите нам об этих животных!

Варя: Это – лиса. У лисы большой, пушистый хвост, а у зайца какой хвост?

Вадим: У зайца хвост короткий, но зато у него длинные уши. А у лисы какие уши?

Варя: У лисы уши маленькие. У лисы пушистая ражая шерсть, а у зайчика какая шерсть?

Вадим: У зайки летом шерстка серая, а зимой - белая. А у лисы шубка меняет цвет?

Варя: У лисы шубка не меняет цвет. У нее под шерсткой вырастает теплый пух.

- Молодцы! Все рассказали о этих животных. А мы еще хотим рассказать про белочку и ежика.

Расскажите о них Матвей и Ярослав.

Ярослав: Белочка – маленький пушистый зверек, а ежик пушистый?

Матвей: Ежик не пушистый, у него вместо меха на теле колючки. Ежик серого цвета, а белочка какая?

Ярослав: белочка летом рыжая, а зимой серая. Белочка делает на зиму запасы, а ежик делает запасы?

Матвей: Ежик не делает запасы на зиму, он зимой впадает в спячку.

- молодцы! Про животных рассказали. Картинку расколдовали «Животные готовятся к зиме.» (Вешаем на доску).

- Еще один листок сорвем. В нем предложение «Люди надели теплую одежду.» нужно назвать , какие теплые вещи мы надеваем на прогулку. Для этого поиграем в игру «Передай мяч». Становитесь в круг и будем передавать мяч друг другу по кругу и называть предметы теплой одежды.

- Молодцы! Тепло оделись? – Да. Картинку расколдовали «Люди надели теплую одежду.» (Вешаем на доску).

- Расколдуем последний листочек «Дети играют и гуляют под зонтом.»

Для этого надо поиграть в игру «Доскажи словечко». Последнее слово называет тот, на кого я покажу.

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются… дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, …летят.

Под ногами коврик новый:

Желтый, розовый… кленовый.

Все летит, должно быть это

Улетает наше… лето.

- Молодцы, и эту картинку расколдовали! «Дети играют и гуляют под зонтом.» (Вешаем на доску).

- Все картинки расколдованы, схемы найдены. Присаживайтесь за стол и попробуем по схемам рассказать об осени. Но сначала послушайте мой рассказ по схемам.

На землю падают желтые листья. Солнышко редко выглядывает из-за туч. Часто идет холодный дождь. Дует холодный ветер. Деревья стоят без листьев. Перелетные птицы улетели на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду. Дети играют и гуляют под зонтом.

- Кто хочет рассказать рассказ о осени по схемам? (2 – 3 ответа)

- Ребята, мы справились со всеми заданиями, которые нам Проказница Осень задала. Давайте теперь вспомним, что же интересного было в нашем путешествии?

- Ответы детей

- Мне тоже очень понравилось наше путешествие, вы хорошо потрудились, друг друга не перебивали. Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи в старшей группе «Осеннее путешествие в лес».

Всем родителям хочется, чтоб их дети стали высокообразованными, умными людьми. Умственное развитие детей тесно связано с развитием их речи. Освоение языка, его грамматического строя, словаря, чистое з...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень золотая»

Цель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе Задачи: 1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимна...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Осенний Этюд"

Открытое занятие по развитию речи проводилось с детьми 5 лет с общим недоразвитием речи  (первый год обучения). Основная цель- закрепление изученного материала об осени, развитие связной речи дет...

Занятие по развитию речи в старшей группе "Осень. Составление рассказа"

Конспект занятия по развитию речи "Осень. Составление рассказа"....

Занятие по развитию речи в старшей группе "Осеннее путешествие в лес"

материал поможен воспитателям в проведении занятий...

Конспект образовательной деятельности занятия по развитию речи в старшей группе "Осень в гости к нам пришла"

Данный конспект составлен для детей старшего дошкольного возраста, где показано, как обучить ребят составлять небольшие рассказы об осеннем времени года с помощью мнемотаблиц, а так же запоминании и р...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Осень"

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме: «Осень» у детей старшей группы.Задачи:1. Продолжать работу над развитием понимания ...