Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Каменская Екатерина Владимировна

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме«Осень» у детей старшей группы.

Задачи:

1. Продолжать работу над развитием понимания детьми словообразования и обогатить словарь детей существительными: предзимье, листобой, предзимье.

2. Продолжать формировать умение подбирать прилагательные к существительным (слова-признаки, отвечающие на вопросы: Какой? Какое? Какая? Какие). Упражнять в притяжательных прилагательных («Чей, чьи?»)

Предварительная работа.

Чтение сказок«Медведь и мужик»«Вершки и корешки». Дидактические игры по словообразованию «Какой? Какая? Какое?»«Найди лишний»«Один-много»«Весёлый счёт». На прогулках наблюдения сезонных изменений в природе осенью. Рассказывание по сюжетным картинам «Осень».

Методы и приемы: дидактическая игра, речевая подвижная игра, психогимнастика, показ, объяснение.

Материалы: сюжетные картинки с изображением осенних признаков; кленовые листья, изображение кадушки и бочонка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyati_osen.docx442.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №17 «Пчёлка»

Утверждено

Заведующим МБДОУ

«Детский сад №17»

Конспект занятия

по развитию речи

«Осень»

для детей старшей группы

Подготовила воспитатель:

Каменская Екатерина Владимировна

2020

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме«Осень» у детей старшей группы.

Задачи:

1. Продолжать работу над развитием понимания детьми словообразования и обогатить словарь детей существительными: предзимье, листобой, предзимье.

2. Продолжать формировать умение подбирать прилагательные к существительным (слова-признаки, отвечающие на вопросы: Какой? Какое? Какая? Какие). Упражнять в притяжательных прилагательных («Чей, чьи?»)

Предварительная работа.

Чтение сказок«Медведь и мужик»«Вершки и корешки». Дидактические игры по словообразованию «Какой? Какая? Какое?»«Найди лишний»«Один-много»«Весёлый счёт». На прогулках наблюдения сезонных изменений в природе осенью. Рассказывание по сюжетным картинам «Осень».

Методы и приемы: дидактическая игра, речевая подвижная игра, психогимнастика, показ, объяснение.

Материалы: сюжетные картинки с изображением осенних признаков; кленовые листья, изображение кадушки и бочонка.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня в гости залетел листик. Интересно почему он к нам залетел (Потому что наступила осень).

В: -Как вы думаете от какого дерева этот листик оторвался (Клена)

В: - Листья каких деревьев вы знаете (Березовые, рябиновые, дубовые, осиновые)

В: -Сейчас мы поиграем с кленовым листочком.

Речевая подвижная игра (малой подвижности) в кругу с осенним листочком:

Цель: совершенствование у детей умения подбирать слова-признаки

«Ты лети, лети, листок

Не по пням, не по дорожкам, а по детским по ладошкам.

Как в ладошки попадешь, признак осени назовёшь»

В: - Какие признаки осени мы знаем? Какая осень(золотая, красивая, холодная)

-Какое осенью становится небо(хмурым, пасмурным, серым, низким, угрюмым)

-Какие осенью листья(Желтые, красные, оранжевые, листья стали сухими, потемневшими)

- Как называется явление, когда листья опадают? (листопад)

- Птицы собираются в стаи и улетают на юг. Ка называются такие птицы? (перелётные: гуси, грачи, журавли)

-А какие птицы зимуют с нами? (голуби, вороны, синички, снигири)

В: - Дети, вы знаете осенние месяцы? Назовите их. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

В: - В старину СЕНТЯБРЬ месяц называли ХМУРЕНЬ.

В: - Ребята, как вы думаете, с чем связано такое название «хмурень»? (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.)

В: - ОКТЯБРЬ раньше называли ЛИСТОБОЙ или ЛИСТОПАД.

В: А вот интересное название - листобой: какие 2 словечка спрятались в этом длинном слове? (листья, бой).

-И получилось какое слово? (листобой)

-Что значит «листобой», как вы понимаете? (листья о землю падают, бьются)

-А в наше время каким словом мы заменяем слово «листобой» («листопад»).

 - НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы.

В: - Почему называли воротами зимы? (Сильные ветры со снегом, снег ложиться и не тает больше)

-Еще называли ноябрь - ПРЕДЗИМЬЕ.

-Какое знакомое слово слышится? (Зима).

-Как вы думаете, что обозначает слово «предзимье»(Это время перед зимой).

Психогимнастика

Цельразвитие у детей психомоторных функций, умения применять эмоциональные состояния.

«Дождь стучит по мокрым крышам (Дети стучат пальчиками одной руки по ладошке другой)

Ветер всю листву сорвал. (Дуют)

Знать, сентябрь из дома вышел (Пальчики «идут» по ладошке)

Разворчался, осердчал» (Хмурятся).

В- Осень в народе называли «Осень – припасиха» — время, когда люди собирали урожай и делали себе припасы на зиму. Как вы думаете какие припасы на зиму делают люди (Солят капусту, огурцы, помидоры. Маринуют салаты из овощей, варят компоты из фруктов и ягод).

-А что еще варят из ягод (Варенье)

Дидактическая игра «Какое варенье?»

Цель: закрепление у детей умения подбирать слова-признаки (прилагательные к именам существительным)

Варенье из клубники- клубничное

Варенье из черники – черничное

Варенье из брусники – брусничное

Варенье из ежевики – ежевичное

Варенье из малины – малиновое

Варенье из вишни – вишнёвое

В: - Раньше варенья не варили. Для варенья необходим сахар, а он был очень дорогой. Поэтому ягоды просто сушили, а некоторые виды (бруснику, клюкву) мочили - заливали водой. Моченые ягоды могли стоять в деревянных кадушках (показ) до самой весны и не портится. Вместо сахара добавляли мед! Хранили мед в бочонках(показ)

В: - Ой, редетибята, а где же наш кленовый листочек? Наверное, спрятался куда-то. Давайте поищем его (Дети ищут и находят за шторой на подоконнике)

В: - Да он здесь не один, а со своими друзьями! А, давайте посчитаем сколько их (Дети считают: - Один кленовый лист, два кленовых листа, три кленовых листа, четыре кленовых листа, пять кленовых листьев, десять кленовых листьев)

В: - Дети, вы сегодня молодцы!

 Давайте вспомним и расскажем кленовым листочкам о чем мы сегодня говорили? (Высказывания детей)

Сюрпризный момент:

В: - Дети, посмотрите, осень приготовила нам подарки за то, что мы всё-всё про неё знаем! (Воспитатель показывает корзину с грушами)

C:\Users\Admin\Desktop\открытое занятие\RZRKE1811.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\открытое занятие\QGGG7120.JPGC:\Users\Admin\Desktop\открытое занятие\PTBCE6861.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...