конспект ООД в средней группе "Бережливая Марья Искусница"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Оболенская Светлана Михайловна

Мир Вам, гости дорогие!

Вы явились в добрый час –

Встречу тёплую такую

Мы готовили для Вас.

Всем гостям места приметные

В горнице мы отведём –

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с Вами входит в дом!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berezhlivaya_marya_iskusnitsa.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Бережливая  Марья Искусница».

Ход занятия

Воспитатель. Мир Вам, гости дорогие!

Вы явились в добрый час –

Встречу тёплую такую

Мы готовили для Вас.

Всем гостям места приметные

В горнице мы отведём –

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с Вами входит в дом!

Но ещё не все гости собрались – жду я ребятишек – девчонок и мальчишек!

Под весёлую русскую народную музыку в зал входят дети

Воспитатель. Ребята, когда мы приходим в гости или к нам приходят гости, что мы с вами говорим? (Здравствуйте!)

 - А что означает слово «Здравствуйте»? (Ответы детей.) 

 - Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.

- Ребята, а кто мне скажет, как называется наша страна, в которой мы живём?

Правильно, мы живем в России. Раньше наша родина называлась Русь. Сегодня мы с вами отправимся в гости к Марье Искуснице и посмотрим, как жили люди давным-давно. Для этого мы возьмемся за руки, закроем глаза. Превращение начинается.

(Дети становятся в круг, берутся за руки, раскрываются шторы и открываются декорации русской избы.)

 -Куда же это мы  с вами попали? (в русскую избу). Правильно!

Марья Искусница:  Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные. Проходите, посмотрите. Ребята сегодня вы пришли ко мне в гости, я живу в старинной избе.  

Воспитатель: Марья Искусница, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне.

Марья Искусница:  Познакомимся с жилищем наших прадедушек и прабабушек. Узнаем, как они жили, чем занимались, как весело и задорно умели отдыхать. Русский народ славен дружбой и трудолюбием. Почему так говорят?

Дети: Дружно строили дома, вместе косили сено, вместе убирали урожай.

Марья Искусница: Правильно, вместе делали одно дело. Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда друг другу в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, и жилось в них хорошо.

Как называлась самая лучшая комната в избе?

Дети: Самая лучшая комната в избе – горница.

Марья Искусница:  Кого в ней принимали?

Дети: В горнице принимали гостей.

Марья Искусница:  Что было главным в горнице?

Дети: Печь.

Марья Искусница: Правый от печки угол назывался закуток. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления еды. (Показывает закуток в «избе»). Закуток – это отгороженное место, отдельный уголок. Хозяйка здесь готовила еду.

Другой, левый от печки угол, назывался красным, красивым. Это было особое место для гостей. Вот и вас я посадила в красный угол.

Воспитатель: Наши дети уже многое знаете о русской избе и домашней утвари – предметах, которые окружают человека, помогают ему в домашнем хозяйстве.

Выходите играть в интересную игру, а в какую – пока не скажу. Выходите, вставайте в круг.

Дети встают в круг.

Воспитатель: Мы с вами знаем много загадок о русской избе. Давайте поиграем с Марьей Искусницей - будем загадывать  загадки. И поможет нам в этом бубен. А  Марья Искусница сама найдёт  предметы-отгадки в  горнице.

«Игра с бубном»

Дети передают бубен из рук в руки, и  произносит считалку:

Ты катись, весёлый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот загадку скажет нам!

Ребёнок, на котором закончилась считалка, загадывает загадку, Марья Искусница показывает предмет-отгадку.

Загадки:

Под крышей четыре ножки,

А на крыше – горшок да ложки.

Сама не ест, а других кормит.

Бычок рогат, в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает.

Толстая Федора

Наедается не скоро.

Но зато, когда сыта –

От Федоры теплота.

Набита пухом

Лежит под ухом.

Два братца

Друг на друга глядятся,

А вместе не сойдутся.

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт.

Он по горнице гуляет,

Пыль и мусор собирает.

Сверху дыра, снизу дыра,

А в середине – огонь и вода.

Чёрный конь

Скачет в огонь.

Никогда не ест,

А только пьёт, да кипяток льёт

Марья Искусница:  Молодцы, ребята, много загадок знаете про предметы, которые и в старину и по сей день, помогают человеку в хозяйстве. Мы с вами вспомнили, как обустроена горница, и что в ней находится.

Марья Искусница:   Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, пряли, вышивали, И все эти предметы делались тщательно, с любовью, были не только полезными, но и красивыми. Любой труд был почётен: и взрослый, и детский. Дети всегда были хорошими помощниками взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «Мал, да удал!». Приучали к труду и мальчиков. В 7-8 лет мальчика сажали на коня, он учился ездить верхом и управлять лошадью. Летом ребята отвозили родителям в поле еду, гоняли лошадей на водопой. С ранних лет мальчики пасли скот и ухаживали за ним, ловили рыбу.

  К труду девочку приучала мама. Девочки помогала матери готовить, убирать избу, училась прясть, вязать, вышивать.

  - Посмотрите, ребята, что это лежит у меня на полу? (Коврики.)

 - Такой длинный коврик в старину называли половиком или дорожкой. Раньше женщины сами вязали крючком или ткали на специальных станках дорожки. Посмотрите, какие они красивые, в полоску и с узорами!

 - Как вы думаете, а для чего использовали половики? (Ответы детей.)

 - Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами. Красивые половички наши прабабушки вязали спицами  и крючком из старых вещей. Нарезали их на тоненькие длинные полоски и катали их в клубочки. Вязали половички круглые и прямоугольные.

Воспитатель: Какая интересная выставка у вас оформлена!

Марья-искусница: У меня побывало много народу, мастеров-умельцев, и каждый из них оставил мне на память свои поделки.  Обратите внимание на эти поделки. Их выполнили такие дети, как вы. Это были давние гости, сейчас они уже учатся в школе.

- Ведь я знаю, что у вас умелые руки. Давайте дружно возьмемся за дело. И сплетем

Воспитатель: Ну, что ребята пришло время  возвращаться нам из старины в наше время и в наш детский сад. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, и скажем раз-два-три домой попади.

- Понравилось вам путешествие? (да). 

- Как называется жилище из бревен, которые строили на Руси? (русская изба)

-  Каким ремеслом занимались люди в старину? (шили, вязали, плели лапти, пряли пряжу).

- Что было главным  украшением избы? (красный угол, печка).

- Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект занятия в средней группе по теме «Овощи и фрукты» (средняя группа)

Конспект занятия в средней группе по теме«Овощи и фрукты» (средняя группа) Цель:Закреплять умение различать овощи и фрукты. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать память, м...

Конспект НОД В средней группе на тему: «Беседа к 23 февраля в средней группе»

Конспект НОДВ средней группена тему:«Беседа к 23 февраля в средней группе»...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика." план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...