Речевое развитие ребёнка при формировании элементарных математических представлений.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Нетребко Светлана Николаевна

Материал предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие ребёнка при формировании элементарных математических представлений.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования рассматривается речевое развитие и владение речью, как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Работая в группе компенсирующей направленности с детьми ОНР мы  большое внимание уделяем речевому развитию при формировании элементарных математических представлений, целью которого является:

-обеспечение целостности в образовательной деятельности через организацию игр и упражнений игрового характера в усвоении ЭМП;

-создание благоприятных условий для развития математических способностей;

-развитие у ребенка интереса к математике посредством речевых игр и упражнений.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, в ходе которой совершенствуется и обогащается.

 В своей практической деятельности речевое развитие детей мы осуществляем не только через мероприятия речевого цикла, но и через другие виды деятельности, так например, в процессе усвоения количества и счета, благодаря речевым играм, дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными (одна машина, две машины, пять машин).

В ходе таких игр и упражнений мы формируем у детей умение образовывать существительные в единственном и множественном числе (гриб –грибы). Они  быстрее сравнивают конкретные множества, усваивают математические выражения: больше, меньше, поровну, а при усвоении порядкового счета учатся различать вопросы: Сколько? Который? Какой? И уже при ответе, правильно согласовывают порядковые числительные с существительным. Это такие игры как: «Сложи из мозаики цифру и прочти про неё стихотворение», дети лепят из пластилина цифры, вырезают их из журнала, выполняя небольшие коллажи, из них сочиняют различные истории. Так же ребята выкладывают цифры из ниток, семян, благодаря чему развиваются не только мыслительные процессы, но и мелкая моторика, что способствует быстрому речевому развитию.

Заучивание стихов, чистоговорок, участие в физминутках, отгадывание загадок в которых присутствуют математические понятия, решение математических задач, способствуют закреплению математических представлений и развитию речи. Например, проводя с детьми физминутку «Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась, три – нагнулась и присела, на четыре – улетела». Так дети быстро знакомились и запоминали цифру четыре.

При ознакомлении ребят с величиной для установления размерных отношений между предметами разной длины (высоты, ширины), знакомство с цифрами, мы так же использовали задачи в стихах «В класс пришла Маринка, а за ней Аринка, а потом пришёл Игнат, сколько стало всех ребят?», или «Четыре в комнате угла, 4 ножки у стола, и по 4 ножки у мышки и у кошки» и т.д,

В образовательной и в совместной деятельности, мы используем различные приёмы: сказки о геометрических фигурах («Как кубвадрат с треугольником подружился», «Превращения волшебного круга» и др.), описательные загадки, пальчиковые игры, например «Рубим мы капусту» и др), рисование геометрических фигур и цифр пальчиками на спине, узнавание фигур с закрытыми глазами, «чудесный мешочек», «математическая коробочка», где дети на ощупь узнают геом.фигуры и цифры из материала различной фактуры. Для формирования предпосылок правильной артикуляции мы используем игры, развивающие кинестетические и тактильные ощущения, например «мешочек загадочных превращений», где дети на ощупь достают предметы и описывают их. Тактильные ощущения у ребят развивает и прием моделирования цифр, геометрических фигур из пластилина. Ведь сдавливания подушек пальцев стимулируют созревание клеток коры головного мозга. Игру "Волшебные резиночки" мы используем для развития, как для математического развития, так и для связной речи. В ходе, которой закрепляем основные цвета и знания разнообразных видов геометрических фигур, линий.  Учим дошкольников фантазировать.

«Игра с прищепками» и  игра с «резиночками», в процессе которых развивается  логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика, скорость реакции, помогает закрепить знание цветов и навыки счета.  Здесь мы решаем сразу несколько задач:

- закрепление понятия о цвете, давая задание - соединить, только красные кружки или красные и желтые; сделать квадрат, треугольник;

- развитие лексического словаря, наполняя его понятиями (красный, синий, зеленый, желтый, круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный, большой, маленький, узкий, широкий и др.);    

- учим классифицировать и дифференцировать по признакам;

-  прививаем навыки логического мышления.

Знакомить детей с занимательным миром математики, нам помогают предметные картинки, мультипрезентации, речедвигательные и графические диктанты и т.д.

У нас в группе, есть определённый уголок под названием «Интеллектуальная мастерская», который включает разнообразие игр логического мышления, внимания, речи, воображения.  Такие игры как: «Логические блоки Дьениша», «Счётовозик», «Цветные счётные палочки Кюизенера» и т. д. Желающие посетить интеллектуальную мастерскую надевают на голову «шапочку Умника» интеллектуала, и надев шапочку дети становятся воображаемыми умниками. В таких играх у них развиваются все психические процессы, формируются волевые усилия, что необходимо в дальнейшем для обучения в школе.

Ведь играя, дети быстрее запоминают геометрические термины: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, 

куб, учатся правильно произносить их и определять геометрическую форму в обиходных предметах, образуя соответствующие прилагательные (тарелка овальная, блюдце круглое и т. п.), быстрее ориентируются и в окружающем пространстве и на листе бумаги, понимают смысл  пространственных и временных…отношений:.слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко,близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра. Применяя в работе с детьми дидактические игры, игры малой подвижности, настольные игры такие как: «Солнышко», «Скульптор», «Контролёр» "Путешествие по азбуке", а также в сюжетно- ролевые игры «Супермаркет», «Заправка», «Семья», «Доктор», мы  . формируем  у них умение передавать в речи местонахождение людей и предметов, их расположение по отношению к другим людям или предметам: Миша позади Кати, перед Наташей; справа от куклы сидит заяц, сзади –мишка, впереди машина и т. п.,  тем самым закрепляем умения понимать и правильно выполнять действия, изменяющие положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от шкафа –стул). При определении временных отношений в активный словарь детей включаются слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Учёными  установлено, что уровень развития речи ребенка прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук, это обусловлено близостью речевого и двигательного центров в коре головного мозга. Несформированность тонкой моторики рук – это неточность движений, трудности в усвоении движений, а, следовательно, и в мыслительном процессе, а поэтому возникает неточность в выборе правильного по описанию, по форме, по цвету предмета, неточность в соотнесении предметов по признакам, количеству или определения той или иной последовательности предметов. Поэтому, для активизации этих центров мы используем пальчиковую гимнастику, а так же кинезеологические упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (цветок распускается, слоники, ладонь- кулак- ребро, лягушка и т.д.) Например, на каждую строчку стиха дети соединяют подушечки одноименных пальцев.

В артикуляционной гимнастике, ребята, выполняя упражнения под счет – используют слуховой и двигательный анализаторы, или считают про себя самостоятельно, заданное количество раз – ведя внутренний контроль и закрепляя порядковый счет.

При отработке артикуляции использование понятий, говоря о языке, «узкий-широкий», «вверх-вниз», «вправо-влево», развивает ориентировочно-пространственное восприятие. При произнесении ребенком звука изолированно или в слогах, словах выполняется задача автоматизации порядкового счета, например, произнеси звук десять раз или слог, слово три раза.

Использование приема сравнения в разных практических действиях детей, например: покажи домик низкий, затем домик выше, переходит в задания с усложнением -  выложи справа высокий домик, а слева низкий; выложи справа высокий желтый домик, а слева синий низкий на этом же примере отрабатываются понятия формы фигур.  Это задания: сложи машину из зеленых квадратов и треугольников; сложи так, чтобы кабина была из красных треугольников, а кузов из желтых квадратов или сложи кабину из маленьких квадратов, а кузов из больших.

Отвечая на вопросы, рассматривая специальные сюжетные картинки математического содержания по теме: «Ориентировка в пространстве», дети оформляют свои мысли в разные по сложности предложениях. Например: «Кукла сидит между зайчиком и собачкой. Кукла сидит выше матрешки, машины и пирамидки». «В лесу дерево выше, чем куст. Цветок ниже куста». В описании сюжетной картинки отвечают на вопросы: «Сколько детей на картинке, посчитай», «Девочка играет, с чем?» и т.д.

Как показывает наш опыт, использование элементарных математических представлений на разных этапах развития речи способствует развитию правильных представлений о позиции  звука в слове, о расположении звука по отношению к рядом стоящему звуку, о количестве звуков в слове, количестве слов в предложении;  активизирует логические связи, что напрямую развивает представления о грамматических конструкциях, т.е. употребление падежных окончаний, согласование существительного с числительным и наоборот, образование притяжательных прилагательных. Безусловно, использование элементарных математических представлений, как часть представлений ребенка о мире, ускоряет процесс обследования речевого развития, помогает на начальных этапах по постановке звукопроизношения, активизации звуков в словах по средствам чистоговорок и считалок, в которых представлен порядковый счет, представления о форме и величине.

Таким образом, использование игровых методов и приемов для формирования элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Познавательно-речевое развитие» /область «Познание» - формирование элементарных математических представлений/ во второй младшей группе "Чудесное дерево"

Программное содержание:Образовательные задачи:-закрепить представление детей о геометрических фигурах,-закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый,-продолжать учить различать кол...

Развитие речи через формирование элементарных математических представлений с учетом ФГОС ДО

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама.Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает речев...

Развитие речи через формирование элементарных математических представлений

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей. Логопед Татьяна Филимошина рассказала, какие упражнения можно делать с малышами дома и во врем...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и формированию элементарных математических представлений «Острова Робинзона Крузо»

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и  формированию элементарных математических представлений «Острова Робинзона Крузо»(подготовительная группа)...

«Интеллектуальное развитие детей, через формирование элементарных математических представлений».

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на меж аттестационный период 2019-2023 г....