Занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Пересказ РНС "Три медведя"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки «Три медведя» с опорой на серию сюжетных картинок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_tri_medvedya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки «Три медведя» с опорой на серию сюжетных картинок)

Тема: Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с опорой на серию сюжетных картинок

Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).

2. Закрепление образования названий детенышей диких животных.

3. Развитие связной диалогической и монологической речи: полные ответы на вопросы взрослого; составление предложений по сюжетным картинкам; пересказ отрывка сказки; инсценировка отрывка сказки по ролям.

4. Развитие словесно-логического мышления, зрительной  и слуховой памяти, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики.

Оборудование: серия сюжетных картинок к сказке «Три медведя» (6 штук), картинки с изображением диких животных, мяч, шапочки с изображением трех медведей, платочек для Маши, картинки с изображением диких животных в разных эмоциональных состояниях, наборное полотно, фланелеграф, корзинка.

Ход занятия.

Дети заходят в зал, здороваются, встают полукругом около логопеда.

I. Вводная беседа.

- Ребята, вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? («Колобок», «Как собака друга искала», «Хвосты», «Красная Шапочка» и т.д.)

- Да, сказки любят все дети. Очень часто в сказках главными героями являются животные. Какие бывают животные? (Животные бывают дикие и домашние.)

- Каких диких животных вы знаете? (Медведь, лиса, заяц, волк, еж, белка.) (Картинки выставляются на панно.)

- Молодцы, ребята.

II. Образование названий детенышей диких животных.

- Диких животных вы знаете. Давайте поиграем в игру «Кто у кого?» (Логопед бросает детям мяч и называет взрослого животного, ребенок возвращает мяч и называет детеныша. Картинки выступают в качестве зрительной опоры.)

У медведя – (медвежата)

У ежа – (ежата)

У волка – (волчата)

У белки – (бельчата)

У лисы – (лисята)

У зайца – (зайчата)

III. Сообщение темы занятия. Создание игровой ситуации.

- Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие, а волшебное, сказочное. Я предлагаю вам совершить путешествие в сказочную страну. Попасть туда можно на волшебном ковре-самолете. Посмотрите, ковер-самолет уже готов отправить нас в сказочную страну. Давайте сядем на него.

(Логопед вместе с детьми проходит к «ковру-самолету», садятся кругом.)

IV. Развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики.

- Ребята, чтобы ковер-самолет взлетел, давайте скажем волшебные слова:

(Хором) «Раз, два, три,

В гости к сказке

Нас неси!»

- Вот и взлетел наш ковер-самолет. Посмотрите вниз. Под кустиком спрятался зайчик, только ушки видны. Давайте покажем, какие длинные у зайчика ушки. (Речь с движениями.)

Ушки длинные у зайца,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

- По-моему, мы приближаемся к сказочному  лесу. Вот мы и прилетели. (Логопед вместе с детьми идет к сказочному лесу.)

- В сказочной стране живет много сказок. Сегодня мы побываем в одной из них. Отгадайте, какая это сказка.

Загадка.

«Маша в чаще заблудилась,

К трем медведям в дом явилась.

Суп у Мишки похлебала,

Стульчик маленький сломала»

(Эта сказка называется «Три медведя».)

- Правильно, это сказка «Три медведя». Присаживаетесь на пенечки и слушайте сказку внимательно.

V. Рассказывание сказки логопедом. Соотнесение содержания сказки с сюжетными картинками.

- Я буду рассказывать сказку, а вы – расставлять картинки, соблюдая последовательность событий.

(Картинки предъявляются на фланелеграфе вперемешку. Последовательно выставляются детьми на панно.)

Логопед рассказывает сказку и периодически останавливается в том месте, где заканчиваются события, изображенные на картинке.

- Где эта картинка? Хорошо, правильно. Слушайте сказку дальше.

1

2

3

4

5

6

  1. Маша у домика.
  2. Маша в столовой.
  3. Маша в спальне.
  4. Медведи в столовой.
  5. Медведей в спальне.
  6. Маша убегает.

VI. Беседа по содержанию сказки.

- Ребята, понравилась вам сказка? (Да.)

- Кто герои этой сказки? (Герои сказки три медведя и девочка Маша.)

- Что случилось с Машей в лесу? (Маша заблудилась в лесу.)

- Какой стала Машенька, когда поняла, что заблудилась? (Маша стала грустной. Она испугалась.)

- Ребята, возьмите картинки, которые лежат около пенечков. Покажите, у кого грустное животное. (Дети соотносят эмоциональное состояние героев сказки с изображениями животных на картинках.)

- В чей домик попала Маша в лесу? (Девочка попала в домик трех медведей.)

- Что почувствовала Машенька: она обрадовалась или огорчилась? (Маша обрадовалась)

- Покажите, у кого радостное животное.

- Почему Маша зашла в домик? (Потому что она думала, что там живут люди. Потому что она устала.)

- Как звали медведей? (Медведей звали Михайлов Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.)

- Каким был Михайло Иванович? (Михайло Иванович был большим, грозным, сердитым, злым.)

- Покажите, у кого сердитое животное.

- Как звали медведицу? (Медведицу звали Настасья Петровна.)

- Какая была Настасья Петровна? (Настасья Петровна была добрая, ласковая, заботливая.)

- Покажите, у кого доброе животное.

- Какой был медвежонок Мишутка? (Он был веселый, маленький, забавный, смешной.)

- Покажите, у кого веселое животное.

- Молодцы, ребята. А теперь давайте поиграем в игру «Маша и медведи».

VII. Физ. минутка.

Среди детей выбираются три медведя и Машенька: дети встают спиной к логопеду, закрывают глаза.

Логопед дотрагивается до одного из детей.

Ребенок: «Ой, задели по спине, значит Машенькой быть мне»

Один из детей выбирает медведя: «Ну-ка, нужно посмотреть, будешь ты у нас медведь» (тот, до кого дотронулись, становится медведем)

Выбираем медведицу. Ребенок: «Покружусь и встану прямо, быть тебе медвежьей мамой»

Выбираем медвежонка. Логопед: «Не обидно никому, медвежонком быть ему»

Машеньке повязывается платочек, медведям надеваются на голову маски. Машенька садится на ковер, медведи подражают голосам животных из сказки.

Медведь (грозным голосом): «Кто ел из моей миски?»

Медведица: «Кто сидел на моем стуле?»

Медвежонок: «Кто спал на моей кровати?»

Машенька убегает, медведи ее догоняют.

VIII. Пересказ сказки с элементами драматизации.

- Ребята, мы весело поиграли. А теперь давайте сами попробуем рассказать сказку.

Дети пересказывают сказку, опираясь на расставленные сюжетные картинки до того места, где появляются медведи: картинки 1-3 (по цепочке).

- Давайте покажем, что было дальше (инсценировка, картинки 4-6).

- Понравились ли вам в сказочном лесу? (Да) Но наше время истекло, пора возвращаться в детский сад. (Дети прощаются со сказкой, садятся на ковер-самолет)

- Давайте снова скажем волшебные слова:

«Раз, два, три,

Снова в садик нас неси!»

IX. Итог.

- Где мы сегодня побывали?

- Какие герои сказки вам понравились? Почему?

- Ребята, мне очень понравилось, как вы изображали медведей и Машеньку, как рассказывали сказку. Мы еще побываем с вами в сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи составлено по "Программе коррекционно-развивающей работы в логопедиче...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"

На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...

Конспект открытого коррекционного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: «Великий праздник – День Победы»

Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Великой Отечественной войнеЗадачи:- Закрепить и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны 19...