Занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по лексической теме "Фрукты"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Фрукты»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_frukty.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Фрукты»

Тема: «Фрукты»

Цели: 1. Уточнить и закрепить знания детей о фруктах.

2. Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, относительные прилагательные (яблочный, грушевый, сливовый и т. д.).

3. Закрепить умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными в роде, числе, числительные 1, 2, 5 с существительными.

4. Способствовать развитию связной речи путем договаривания предложений, составления описательного рассказа.

5. Развивать тактильное восприятие, память, мышление, внимание.

Оборудование: предметные картинки с изображениями фруктов, плюшевая игрушка Ежик, натуральные фрукты, «Чудесный мешочек», фишки,  картинка с изображением корзины, предметные картинки с разным количеством фруктов (1, 2, 5), письмо в конверте, план-схема для составления описания фруктов речевой материал, мяч, наборное полотно.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Сядет на свое место тот, кто отгадает загадку.

Само с кулачок, красный бочок,

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко.   (Яблоко)

Он и сочен и душист,

А снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья,

Для тебя и для меня.   (Апельсин)

Сорвали детишки

Синие шишки.

Шишки гладенькие,

Внутри сладенькие.   (Сливы)

После каждой правильно отгаданной загадки логопед вставляет на наборном полотне картинку.

- Что это? (Это фрукты)

- Назовите другие фрукты. (Груша, банан, персик, абрикос, лимон, мандарин, вишня, киви).

 II. Уточнение и закрепление знаний о фруктах.

- Ребята, где растут фрукты? (Фрукты растут на деревьях)

- Когда они созревают?  (Фрукты созревают летом и осенью)

- Чем полезны фрукты? ( Во фруктах много витаминов)

- В каком виде их едят? Что можно приготовить из фруктов? (Фрукты едят сырыми, варят из них компоты, варенья, выжимают сок.)

III. Создание игровой ситуации.

- Дети, а вы любите фрукты? Я думаю, что сочные, сладкие, вкусные фрукты любят не только ребятишки, но и разные звери. Сегодня к нам в гости из леса пришел Еж (выставляется игрушка). Он предлагает вам поиграть в интересные игры.

IV. Развитие внимания, зрительной памяти.

Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?» (с 6-8 картинками)

- Ребята, поиграем в игру «Чего не стало?»: запомните картинки с фруктами («Ночь» - закрыть глаза; «День» - открыть: чего не стало?)

- Нет груши, нет яблока, нет абрикоса (р. п. сущ. ед. ч.) и т. д.

Аналогично проводится игра «Что изменилось?»

- Молодцы, ребята, вы очень внимательны.

V. Формирование грамматического строя речи.

1) Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (игра с мячом «Назови ласково»).

- У Ежа в лесу есть младший братец – Ежик. Давайте поиграем в игру «Назови ласково»: Я называю большие фрукты для Ежа, а вы – маленькие для Ежика (договаривание предложений)

У Ежа лимон, а у Ежика - …(лимончик)

Яблоко – яблочко;

Апельсин – апельсинчик;

Абрикос – абрикосик;

Груша – грушка;

Банан – бананчик;

Вишня – вишенка;

Мандарин – мандаринчик.

2) Согласование числительных один, два, пять с существительными («Сосчитай фрукты в корзине у Ежа»)

- Еж готовил на зиму запасы и собрал в корзину много фруктов. Посчитайте их. (Выставляется изображение большой корзины и картинки с разным количеством фруктов: 1, 2, 5)

- У Ежа в корзине пять груш (одно яблоко, два абрикоса и т. д.)

3) Согласование притяжательных местоимений с существительными в роде, числе («Лото»).

У каждого ребенка на столе лежат 3 картинки с изображениями фруктов, фишки,  логопед поднимает картинку и называет ее.

- Дети, Еж  принес вам игру «Лото». Чтобы закрыть картинку фишкой, нужно назвать фрукт и сказать,  чей он.

- Яблоко.

- Это мое яблоко.

- Сливы.

- Это мои сливы и т. д.

VI. Физ. минутка: игра «Хитрый ежик»

- А теперь поиграем в игру «Хитрый ежик». Встаньте в круг.

Хитрый ежик-чудачок

Сшил колючий пиджачок.                 Дети стоят в кругу. Сначала

Ходит еж в саду по травке,                в роли «ежика» выступает

Натыкает на булавки,                        взрослый, затем – дети.

Грушу, сливу – всякий плод

Что под деревом найдет,                   Когда «ежик» дотрагивается

И с подарочком богатым                    до ребят, они называют фрукт.

Возвращается к ребятам.

VII. Образование относительных прилагательных.

Дети остаются в кругу, проводится игра «Назови, какой сок?»

- Из фруктов можно приготовить разные соки. Давайте скажем, какие (с мячом)

Сок из яблок (какой?) –  яблочный сок;

Сок из груш - …

Сок из слив - …

Сок из вишни - …                        Садятся на свои места

Сок из лимонов - …

Сок из абрикосов - …

Сок из мандаринов - …

Сок из персиков - …

Сок из апельсинов - ….

- Дети, у Ежа в лесу есть друг – медвежонок Мишутка. Он приглашает вас в гости и пишет в  письме, какие угощения  приготовит к вашему приезду. Послушайте, все ли верно он написал.

«Здравствуйте, дети!

Я приглашаю вас в гости. К вашему приезду я сварю из яблок яблочный компот. Я испеку с персиками яблочный торт. Я сделаю из малины яблочное желе. Я отожму из  вишен яблочный сок. Я сварю из слив яблочное варенье.

Ваш друг Мишутка»

Дети исправляют ошибки в письме.

VIII. Составление рассказа-описания фрукта.

- Ребята, Ежу очень понравилось играть с вами в разные игры. В подарок он принес вам мешочек с разными фруктами. Попробуйте угадать на ощупь, какие фрукты принес Еж в мешочке.

Игра «Чудесный мешочек» (развитие тактильного восприятия)

Ребенок ощупывает фрукт и пытается угадать его.

- Молодец, Даша, ты угадала фрукт. Расскажи о нем (в качестве наглядной опоры выставляется план-схема для описания фруктов)

Фрукт

Форма

Цвет

Какой на ощупь

Вкус, запах

В каком виде едят

Это апельсин. Он круглый, оранжевый. Апельсин шершавый, твердый. На вкус апельсин сладкий, сочный, душистый. Из него делают сок, едят сырым.

IX. Итог.

Еж благодарит детей за интересные игры, дарит им мешочек с фруктами в подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедической НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по лексической теме «Космос»

Конспект логопедической НОД направлен на развитие лексико=грамматических категорий и связной речи детей с ОНР. Информация также будет полезна для педагогов ДОУ....

Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи составлено по "Программе коррекционно-развивающей работы в логопедиче...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...