Главные вкладки

    РАЗУЧИВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК
    план-конспект занятия по развитию речи на тему

    Швецова Ирина Петровна

    РАЗУЧИВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sost_zagadok.docx21.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: РАЗУЧИВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК

    Цели: раскрыть особенности построения загадок; учить составлять простые загадки по описанию предмета.

    Ход занятия I. Организационный момент. Повторение правил поведения на уроке и перемене.

    П. Актуализация опорных знаний. 1. Игра в вопросы.

    • Чем отличаются гласные звуки от согласных?
    • Сейчас мы с вами поиграем. Я задаю вопрос, а вы должны ответить словом, начинающимся на букву м.
    • Что ты любишь из еды? (Например, мороженое.)
    • Куда ты любишь ходить? (В музей.)

    -        Куда ты собираешься поехать летом? (На море.)
    -Какой вид городского транспорта предпочитаешь? (Мар
    шрутки, метро.)

    • Какие вывески магазинов, учреждений можно встретить в городе? (Метро, милиция, музей, мастерская, мебель, молоко, мясо.)
    • Какие ты знаешь профессии, специальности? (Музыкант, маляр, милиционер, медсестра.)
    • Столица нашей Родины? (Москва.)

    • Что находится в середине земли? (Буква М.)
    • 2. Лексическая работа. На доске слово: МОСКВА.
    • Что вы знаете о Москве?
    • Почему Москву называют столицей нашей Родины?
    • Кто был в Москве? Что интересного видели? Что запомнили?

    -        Кто знает, почему слово «Москва» пишут с большой
    буквы?

    • Напечатайте слово в тетради (для неподготовленных детей -образец в тетради).
    • Подчеркните красным карандашом буквы, обозначающие гласные звуки, синим карандашом - буквы, обозначающие согласные звуки.

    3. Игра «Гласный - согласный».

    -        Я называю слова. Если слово начинается с согласного зву¬

    ка, то вы должны поднять руки вверх, если с гласного звука -

    присесть на корточки. Встали все. Начинаем игру.

    Арбуз, кошка, ведро, ослик, мышка, утка, собака, иголка, ба¬бочка, азбука.

    III. Формирование новых понятий. 1. Работа с загадками.

    -        Вы любите загадки?

    а)        Всю ночь летает,

    Мышей добывает.

    А станет светло,

    Спать ляжет в дупло. (Сова.)

    -        Как вы догадались, что это сова?

    б)        Сердитый недотрога

    Живёт в глуши лесной.

    Иголок очень много,

    А нитки ни одной. (Ёж.)

    -        Докажите.

    в)        Дел у меня немало -

    Я белым одеялом

    Всю землю укрываю,

    В лёд реки убираю,

    Белю поля, дома,

    Зовут меня .... (Зима.)

    г)        Чёрный жилет,

    Красный берет.

    Нос, как топор,

    Хвост, как упор. (Дятел.)

    д)        Гладишь - ласкается,

    Дразнишь - кусается. (Собака.)

    2. Составление загадок.

    -        Сегодня мы научимся составлять загадки сами. Возьмите
    в руки простой карандаш, внимательно рассмотрите его. Что
    можно рассказать о карандаше, какой он?

    Составление загадки.

    -        А вот какую загадку придумали о карандаше:

    Не похож на человечка, Но имеет он сердечко, И работе круглый год Он сердечко отдаёт. Пишет он, когда диктуют, Он и чертит, и рисует, А сегодня вечерком Он раскрасил мне альбом.

    На доске картинка: лиса.

    Аналогичная работа над составлением загадки о лисе. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост - краса. Кто это? (Лиса.)

    Физкультминутка

    Загадаю вам загадку, Становитесь на зарядку. (Ходьба на месте.) Раз - листочки поднимаем. (Руки через стороны вверх.) Два - листочки загибаем. (Руки за спину.) Три - ещё разок свернули, (Обхватилируками плечи.)

    На четыре - развернули. (Руки в стороны.) Буква спряталась внутри. (Приседания.) Кто догадлив? (Прыжки па месте.)

    IV. Формирование практических навыков.

    1.        Самостоятельное составление загадок.

    -        Загадайте предмет, придумайте о нём загадку, а мы отгадаем.

    2.        Чтение учителем рассказа В. А. Осеевой «Сыновья».

    -        Послушайте и подумайте, кого можно назвать настоящим
    сыном.

    СЫНОВЬЯ

    Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

    • Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
    • А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.

    А третья молчит.

    • Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.
    • Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нем особенного нет.

    Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок -за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьем заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

    Спрашивают женщины старичка:

    • Ну что? Каковы наши сыновья?
    • А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу.

    3. Беседа по содержанию.

    • Сколько женщин ходило за водой?        ,
    • О ком они рассказывали друг другу?
    • Что рассказала первая женщина? вторая? третья?

    • Отгадайте загадку: почему рассказывали о трёх сыновьях, а старик увидел только одного сына?
    • Чему учит этот рассказ? Как вы помогаете своим родителям?

    V. Итог занятия.

    -        С каким видом устного народного творчества мы позна
    комились на занятии? Что нужно помнить при составлении за
    гадок?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование мнемосхем при заучивании стихов, составлении загадок.

    Консультация  для педагогов в форме презентации....

    Технология обучения детей составлению загадок

    Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогичес...

    Развитие речи старших дошкольников с ОНР в процессе составления загадок

    Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построени...

    Развитие умственых способностей по средствам составления загадок.

    Цель: учить передавать характерные признаки домашних и диких животных, используя мимику и пантомимику;-развивать наглядно-схематическое, наглядно-образное, логическое, творческое мышление,  произ...

    составление загадок, модели составления метафор

    В презентации указаны методы по развитию творческого воображеня по технолигии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ...