СКАЗКА. ПЕРЕСКАЗ СКАЗОК
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Швецова Ирина Петровна

СКАЗКА. ПЕРЕСКАЗ СКАЗОК

С ОПОРОЙ НА ИЛЛЮСТРАЦИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: СКАЗКА. ПЕРЕСКАЗ СКАЗОК

С ОПОРОЙ НА ИЛЛЮСТРАЦИИ

Цели: учить пересказывать сказки с опорой на иллюстрации; продолжать сказку по заданному началу; узнавать сказочного героя по описанию его внешних признаков.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к занятию.

-        Новое правило поведения в школе: нельзя опаздывать
на занятия. Как вы думаете, почему?

П. Актуализация опорных знаний.

1.        Игра «Буква потерялась».

-        Отгадайте слова:

епка,    олобок,    орозко,    еремок, _олушка.

  • Вставьте пропущенные буквы. Какие звуки, обозначают эти буквы: гласные или согласные? Докажите.
  • Чем отличаются гласные звуки от согласных?
  • Посчитайте, сколько букв о в этих словах? Сколько букв я?
  • Что объединяет эти слова? (Названия сказок.)
  • Какие ещё сказки вы знаете, в названии которых одно слово?

2.        Словарно-лексическая работа.

  • Напечатайте в тетради слово МОРОЗКО.
  • Сколько букв, обозначающих гласные звуки, в этом слове? Букв, обозначающих согласные звуки?
  • Подчеркните красным карандашом буквы, обозначающие гласные звуки, синим карандашом - буквы, обозначающие согласные звуки.

III. Формирование новых понятий. 1. Игра «Отгадай сказку».

-        Какие сказки вы знаете?
Сказки просят: - А сейчас
Вы, друзья, узнайте нас.

а)        Нет ни речки, ни пруда.
           Где воды напиться?

Очень вкусная вода В ямке от копытца!.. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

б)        А дорога - далека,

А корзинка - нелегка.

Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок...

(«Маша и медведь».) в) Колотил да колотил По тарелке носом -Ничего не проглотил И остался с носом...

(«Лиса и журавль».) - Как вы понимаете выражение «остался с носом»? г) Вымолвил словечко -Покатилась печка. Прямо из деревни К царю да царевне. И за что, не знаю, Повезло лентяю. (Емеля из сказки «По щучьему велению...».)

-        Назовите главных героев сказок. О чём сказки?
2. Работа над сказкой «Курочка Ряба».

-        Кто главные герои? Расскажите сказку.

Разыгрывание диалогов бабы, деда и курочки (можно использовать маски для изображения героев, элементы костюмов). Работа над интонацией.

-        Как вы думаете, чем сказка отличается от рассказа?
3. Составление сказки.

-        Я буду читать сказку, а вы во время пауз (остановок) долж
ны подобрать по смыслу слова, в которых есть звук [ж].

У девочки по имени Женя есть собачка по кличке ... (Жучка). Однажды они пошли в лес. Пока Женя собирала под дубом ... (жёлуди), Жучка гонялась за летающим маленьким ... (жуком). Вдруг Женя услышала лай. Она подбежала к Жучке

и увидела большого колючего ... (ежа) с маленькими ... (ежатами). Женя отозвала Жучку, а ёж и ежата убежали под ёлку.

  • Мы сочинили сказку или рассказ? Почему?
  • Что нужно сделать, чтобы этот рассказ превратить в сказку?

Физкультминутка

Мы по улице гуляем,

(Шагаем на месте.)

Сами вывески читаем.

(Наклоны головы вправо-влево.)

Это - «эс», а это - «ка»,

(Повороты туловища влево-вправо.)

«Ж» похожа на жука.

(Хлопок руками спереди-сзади.)

Вот четыре буквы: «Воды».

(4 хлопка в ладоши.)

Вот ещё четыре: «Моды».

(4 хлопка в ладоши.)

«Воды» - «моды» - «лимонад»!

(Приседания.)

Мы читаем всё подряд.

(Хлопок руками спереди-сзади.)

Вот блестит, белее снега,

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Слово горькое: аптека.

(Повороты туловища влево-вправо.)

Рядом сладкие слова:

(Прыжки на месте.)

Фрукты. Пряники. Халва.

                                                      (Шагаем на месте.)

IV. Формирование практических навыков.

1.        Игра «Отгадай героя сказки».

-        Кому принадлежат эти слова?

«По щучьему велению, по моему хотению...» (Емеля.) «Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Надо колбасой на язык класть, так вкуснее!..» (Кот Матроскин.) «Пустяки, дело житейское...» (Карлсон.) «Не пей, козлёночком станешь...» (Сестрица Алёнушка.)

2.        Рассказывание сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».
Звучит песня Красной шапочки (ел.  Ю.  Михайлова,  муз.

А. Рыбникова из кинофильма «Приключения Красной Шапочки»).

  • Героиня какой сказки исполняла эту песню?
  • Я начну сказку, а вы продолжите.

Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше её и на свете не было. Мать любила её без памяти, а бабушка - ещё больше.

Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой, нарядной красной шапочке. Соседи так про неё и говорили:

  • Вот Красная Шапочка идёт! Как-то раз...
  • Что было дальше?

3.        Чтение учителем сказки «Лиса и журавль».

-        Сейчас вы прослушаете текст. Подумайте, можно ли на
звать его сказкой?

ЛИСА И ЖУРАВЛЬ Лиса с журавлём подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:

-        Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошёл журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

-        Покушай, голубчик-куманёк, сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал - ничего не попадает!

А лисица лижет себе да лижет кашку, так всё сама и съела. Кашу съела и говорит:

  • Не обессудь, куманёк. Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает:
  • Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

-        Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдёт, и этак, и лизнёт его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюёт себе да клюёт, пока всё не съел.

-Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пришла несолоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.

4. Беседа по содержанию.

  • Это сказка? Понравилась ли вам сказка? Докажите, что это сказка.
  • Какие слова вам непонятны были при чтении сказки?
  • Как вы понимаете выражения «званый пир», «взяла досада», «несолоно хлебавши»? Лексическая работа со словами: потчевать, куманек, кума, стряпала, не обессудь, окрошка.

-        Кто главные действующие лица?
  - Как угощала лиса журавля?

  • Как вы думаете, понравился ли обед журавлю? Почему?
  • Как журавль встретил лису? Почему он так поступил?
  • А как бы вы поступили на месте журавля?
  •  V. Итог занятия.
  • Что больше всего понравилось на занятии?
  • Что нового узнали? Чем сказка отличается от рассказа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста”

Консультация для воспитателей“Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста”...

«Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста пересказу сказок, рассказов»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытыв...

Использование моделирования в обучении пересказу сказок и коротких рассказов детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В последнее время снижается уровень языковой культуры общества. Это сказывается и на уровне речевого развития детей. Более 60 % детей, посещающих детский сад и 40% детей - дошкольников, имеют патологи...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК И КОРОТКИХ РАССКАЗОВ

—Объект исследования: процесс обучения пересказу сказок и коротких рассказов детей дошкольного возраста с отклонениями в эмоциональном развитии.—Предмет исследования: методические основы обучения дете...

СКАЗКА. ПЕРЕСКАЗ СКАЗОК С ОПОРОЙ НА ИЛЛЮСТРАЦИИ

СКАЗКА. ПЕРЕСКАЗ СКАЗОК С ОПОРОЙ НА ИЛЛЮСТРАЦИИ ...

"Приемы обучения пересказу и приема активизации детей старшего дошкольного возраста при пересказе сказок"

Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическо...