СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО ОПОРНЫМ КАРТИНАМ.
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Швецова Ирина Петровна

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ

ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sost_ras_po_oprn_kartin.docx48.19 КБ

Предварительный просмотр:

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ

ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ

Цели: учить определять и воспроизводить логику описательного рассказа; сочинять сюжетные рассказы по картинкам в соответствии со структурой содержания.

Ход занятия I. Организационный момент. Повторение правил поведения в школе:

а)        при встрече приветствовать взрослых, товарищей, учителя;

б)        на уроке: при ответе поднимать руку, отвечать стоя, не
выкрикивать; слушать внимательно учителя и одноклассников;

в)        на перемене: нельзя бегать, толкать друг друга.

II. Актуализация опорных знаний. 1. Работа с ребусами.

(Аист, бабочка, усы, вода.)

Учитель печатает на доске слова-отгадки.

  • Напечатайте слова в тетради. Кто не умеет печатать, спишите с доски первую букву каждого слова.
  • Красным карандашом подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки, синим карандашом - буквы, обозначающие согласные звуки.
  • Назовите слова, которые начинаются с буквы, обозначающей гласный звук.
  • Назовите слова, которые начинаются со звука, обозначающего согласный звук.
  • Что можете сказать про аиста? бабочку? усы? воду?
  • Назовите слова, которые могут быть каким-то образом связаны по смыслу (аист - вода, бабочка -усы).

2. Игра «Назовите свой звук».

На столе вперемешку лежат предметы или картинки. Разделившись на команды, дети подходят к столу.

Задание: отобрать предметы, названия которых начинаются на одну букву. (Мячик, машина, кукла, мишка, сапоги.)

  • Есть ли среди оставшихся предметов сказочный предмет? (Сапоги.) В каких сказках встречаются сапоги?
  • Чем сказка отличается от рассказа?

Физкультминутка

Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком поменять руки.) Приседание с хлопками: Вниз - хлопок и вверх - хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши.) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.) И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте: колени высоко поднимать.) Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперёд. (Потягивания -руки вверх, в стороны, вперёд.) И за парты все вернулись -Вновь урок у нас идёт. (Дети садятся за парты.)

III. Формирование новых понятий. Составление рассказа.

-        Сегодня мы научимся правильно составлять рассказ. По
смотрите на картинку. О чём будет этот рассказ?
(О кукле.)

-        Итак, главная героиня - кукла.

1-я картинка. (Девочка играет с игрушками, из них несколько кукол.)

  • Чтобы рассказ был интереснее и понятнее, давайте дадим девочке имя.
  • В любом рассказе есть начало, в котором описывается, где происходят события, с кем, кто главный герой.
  • Придумайте начало по первой картинке.

2-я картинка. (Мама дарит новую красивую куклу.)

  • Что произошло дальше?
  • Как девочка отнеслась к подарку? (Про всех кукол забыла, стала играть только с новой куклой.)

3-я картинка. (Девочка играет с новой куклой, а старые бросила.)

 

4-я картинка. (Новая кукла лежит в стороне, девочка находит старую куклу под столом.)

-        Почему девочка новую куклу оставила в стороне?

-        Что произошло со старыми игрушками?

-        Зачем девочка ищет старую куклу? (Более близкая, дорогая.)

 

5-я картинка. (Девочка моет куклу и стирает одежду.) - Чем закончилась эта история?

  • Кто сможет рассказать полностью всю историю?
  • Понравился ли вам рассказ?

IV. Формирование практических навыков: работа с текстом.

1. Чтение учителем рассказа В. А. Осеевой «Волшебное

слово».

-        Я прочитаю вам рассказ, который называется «Волшебное
слово». Подумайте, почему его так назвали.

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

-        Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо

мальчика, сказал:

  • С тобой что-то случилось?
  • Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.

-        Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился
с кем-то...

-        Ещё бы! - сердито буркнул мальчик. - Я скоро совсем убе
гу из дома.

-        Убежишь?
-Убегу! Из-за одной Ленки убегу. - Павлик сжал кулаки. -

Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!

-        Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

-        Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни
меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...

Павлик засопел от обиды.

  • Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.
  • Никто меня не жалеет, - крикнул Павлик. - Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

-        Что же, не берет тебя брат?

  • А почему вы все спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
  • Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово... Павлик раскрыл рот.

- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни -тихим голосом, глядя прямо в глаза...

-        А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

-        Я попробую, - усмехнулся Павлик, - я сейчас же попро
бую. - Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же

. сгребла их в кучу и накрыла рукой. «Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!..» Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

-        Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

  • Какую тебе?
  • Мне синюю, - робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал её в руках, походил с ней по ком нате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?» Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

-        Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.

Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

-        Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! -
приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки. «Волшебник! Волшебник!» - повторял он про себя, вспоминая старика. За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихонько попросил:

-        Возьми меня, пожалуйста.

За столом все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

  • Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!
  • Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.

-        Пожалуйста, - повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

-        Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

«Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но'в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

2. Беседа по содержанию.

  • Все ли слова вам были понятны?
  • Почему рассказ назвали «Волшебное слово»?
  • Почему Павлик хотел убежать из дома?
  • Почему Лена не давала краску? Бабушка - морковку? Брат не взял покататься на лодке?
  • Какой совет дал ему старик?
  • Как Павлик воспользовался советом?
  • Помог ли ему совет старика? Каким образом?

-        Зачем Павлик снова побежал в сквер?
V. Итог занятия.

-        Какие ещё волшебные слова вы знаете? Почему их назы
вают волшебными?

- В каких ситуациях вы пользуетесь этими словами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа по опорным картинкам на тему "Весна".

Домашнее задание для детей с ЗПР на тему "Весна": закрепление признаков, названий месяцев, составление рассказа-описания по опорным картинкам....

Составление рассказа по опорным картинкам

Составление рассказов с использованием опорных картинок и схем у детей с ОНР...

Составление рассказа по опорным картинкам «Насекомые весной»

Программное содержание: Совершенствовать навык чтения; звуко - буквенного анализа и синтеза слов; развивать фонематическое восприятие; продолжать учить детей составлять рассказ,  подр...

Составление рассказа по опорным картинкам

Составление  рассказа по опорным картинкам на тему "Осень"....

Методика работы по обучению детей составлению рассказа по опорным картинкам

В консультации описана классическая методика работы с детьми по всем возрастным группам. Будет полезна молодым специалистам, а так же воспитателям с целью уточнения методов и приемов....

«Рассказывание по картине. Составление рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»»

Образовательные области: интеграция речевого развития детей дошкольного возраста с социально-коммуникативным развитием.Цель занятия: развитие творческого воображения при составлении описательного расс...