Главные вкладки

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО ОПОРНЫМ КАРТИНАМ.
    план-конспект занятия по развитию речи на тему

    Швецова Ирина Петровна

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ

    ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sost_ras_po_oprn_kartin.docx48.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ

    ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ

    Цели: учить определять и воспроизводить логику описательного рассказа; сочинять сюжетные рассказы по картинкам в соответствии со структурой содержания.

    Ход занятия I. Организационный момент. Повторение правил поведения в школе:

    а)        при встрече приветствовать взрослых, товарищей, учителя;

    б)        на уроке: при ответе поднимать руку, отвечать стоя, не
    выкрикивать; слушать внимательно учителя и одноклассников;

    в)        на перемене: нельзя бегать, толкать друг друга.

    II. Актуализация опорных знаний. 1. Работа с ребусами.

    (Аист, бабочка, усы, вода.)

    Учитель печатает на доске слова-отгадки.

    • Напечатайте слова в тетради. Кто не умеет печатать, спишите с доски первую букву каждого слова.
    • Красным карандашом подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки, синим карандашом - буквы, обозначающие согласные звуки.
    • Назовите слова, которые начинаются с буквы, обозначающей гласный звук.
    • Назовите слова, которые начинаются со звука, обозначающего согласный звук.
    • Что можете сказать про аиста? бабочку? усы? воду?
    • Назовите слова, которые могут быть каким-то образом связаны по смыслу (аист - вода, бабочка -усы).

    2. Игра «Назовите свой звук».

    На столе вперемешку лежат предметы или картинки. Разделившись на команды, дети подходят к столу.

    Задание: отобрать предметы, названия которых начинаются на одну букву. (Мячик, машина, кукла, мишка, сапоги.)

    • Есть ли среди оставшихся предметов сказочный предмет? (Сапоги.) В каких сказках встречаются сапоги?
    • Чем сказка отличается от рассказа?

    Физкультминутка

    Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком поменять руки.) Приседание с хлопками: Вниз - хлопок и вверх - хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши.) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.) И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте: колени высоко поднимать.) Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперёд. (Потягивания -руки вверх, в стороны, вперёд.) И за парты все вернулись -Вновь урок у нас идёт. (Дети садятся за парты.)

    III. Формирование новых понятий. Составление рассказа.

    -        Сегодня мы научимся правильно составлять рассказ. По
    смотрите на картинку. О чём будет этот рассказ?
    (О кукле.)

    -        Итак, главная героиня - кукла.

    1-я картинка. (Девочка играет с игрушками, из них несколько кукол.)

    • Чтобы рассказ был интереснее и понятнее, давайте дадим девочке имя.
    • В любом рассказе есть начало, в котором описывается, где происходят события, с кем, кто главный герой.
    • Придумайте начало по первой картинке.

    2-я картинка. (Мама дарит новую красивую куклу.)

    • Что произошло дальше?
    • Как девочка отнеслась к подарку? (Про всех кукол забыла, стала играть только с новой куклой.)

    3-я картинка. (Девочка играет с новой куклой, а старые бросила.)

     

    4-я картинка. (Новая кукла лежит в стороне, девочка находит старую куклу под столом.)

    -        Почему девочка новую куклу оставила в стороне?

    -        Что произошло со старыми игрушками?

    -        Зачем девочка ищет старую куклу? (Более близкая, дорогая.)

     

    5-я картинка. (Девочка моет куклу и стирает одежду.) - Чем закончилась эта история?

    • Кто сможет рассказать полностью всю историю?
    • Понравился ли вам рассказ?

    IV. Формирование практических навыков: работа с текстом.

    1. Чтение учителем рассказа В. А. Осеевой «Волшебное

    слово».

    -        Я прочитаю вам рассказ, который называется «Волшебное
    слово». Подумайте, почему его так назвали.

    ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

    -        Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
    Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо

    мальчика, сказал:

    • С тобой что-то случилось?
    • Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.

    -        Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился
    с кем-то...

    -        Ещё бы! - сердито буркнул мальчик. - Я скоро совсем убе
    гу из дома.

    -        Убежишь?
    -Убегу! Из-за одной Ленки убегу. - Павлик сжал кулаки. -

    Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!

    -        Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

    -        Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни
    меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...

    Павлик засопел от обиды.

    • Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.
    • Никто меня не жалеет, - крикнул Павлик. - Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»

    Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

    -        Что же, не берет тебя брат?

    • А почему вы все спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
    • Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово... Павлик раскрыл рот.

    - Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни -тихим голосом, глядя прямо в глаза...

    -        А какое слово?

    Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

    Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

    -        Я попробую, - усмехнулся Павлик, - я сейчас же попро
    бую. - Он вскочил и побежал домой.

    Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же

    . сгребла их в кучу и накрыла рукой. «Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!..» Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

    -        Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...

    Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

    • Какую тебе?
    • Мне синюю, - робко сказал Павлик.

    Он взял краску, подержал её в руках, походил с ней по ком нате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

    «Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?» Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

    -        Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.

    Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

    -        Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! -
    приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

    Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки. «Волшебник! Волшебник!» - повторял он про себя, вспоминая старика. За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихонько попросил:

    -        Возьми меня, пожалуйста.

    За столом все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

    • Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!
    • Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.

    -        Пожалуйста, - повторил Павлик.

    Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

    -        Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

    «Помогло! Опять помогло!»

    Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но'в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

    2. Беседа по содержанию.

    • Все ли слова вам были понятны?
    • Почему рассказ назвали «Волшебное слово»?
    • Почему Павлик хотел убежать из дома?
    • Почему Лена не давала краску? Бабушка - морковку? Брат не взял покататься на лодке?
    • Какой совет дал ему старик?
    • Как Павлик воспользовался советом?
    • Помог ли ему совет старика? Каким образом?

    -        Зачем Павлик снова побежал в сквер?
    V. Итог занятия.

    -        Какие ещё волшебные слова вы знаете? Почему их назы
    вают волшебными?

    - В каких ситуациях вы пользуетесь этими словами?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Составление рассказа по опорным картинкам на тему "Весна".

    Домашнее задание для детей с ЗПР на тему "Весна": закрепление признаков, названий месяцев, составление рассказа-описания по опорным картинкам....

    Составление рассказа по опорным картинкам

    Составление рассказов с использованием опорных картинок и схем у детей с ОНР...

    Составление рассказа по опорным картинкам «Насекомые весной»

    Программное содержание: Совершенствовать навык чтения; звуко - буквенного анализа и синтеза слов; развивать фонематическое восприятие; продолжать учить детей составлять рассказ,  подр...

    Составление рассказа по опорным картинкам

    Составление  рассказа по опорным картинкам на тему "Осень"....

    Методика работы по обучению детей составлению рассказа по опорным картинкам

    В консультации описана классическая методика работы с детьми по всем возрастным группам. Будет полезна молодым специалистам, а так же воспитателям с целью уточнения методов и приемов....

    Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа.

    Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа....