Статья
статья по развитию речи на тему

Публикация "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ, интегрированных в общеобразовательные группы в МДОУ в условиях логопункта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kozlova_tsentr_pmss.docx47.94 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ, интегрированных в общеобразовательные группы МДОУ в условиях логопункта.

                Козлова А.Ф., Федотова Е.А.

Учителя-логопеды МОУ «Центр ПМСС»

Семья является очень важным институтом общества, формирующим речевое, познавательное развитие ребенка. Общение в семье, формы совместной деятельности с близкими, сама система отношений ребенка с семьей оказывают огромное влияние на социальную ситуацию развития ребенка. Родители детей с ОВЗ – особая категория, выстраивать отношения с ними бывает очень непросто. Появление ребенка с отклонениями всегда связано с эмоциональными переживаниями, непониманием либо неприятием объективности, что часто приводит к ситуациям конфликта.

Взаимодействие - это процесс воздействия  объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В основе взаимодействия учителя – логопеда с родителями лежит сотрудничество, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние.

Порой возникают сложности взаимодействия МДОУ и семьи, связанные с неприятием родителями сложности дефекта у ребенка, с их безразличием, недооцениванием своей роли в помощи ребенку, что осложняет построение коррекционной работы. В связи с этим вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия МДОУ с семьей на сегодняшний день является актуальным, появляется необходимость в  подборе современных форм взаимодействия, что  подтверждается Федеральным законом «Об утверждении федеральной программы развития образования», обязывая работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьей.

Взаимосвязь логопеда с родителями детей с ОВЗ осуществляется следующим образом:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В г. Петрозаводске существуют следующие службы помощи детям с ОВЗ: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник», психо-неврологический диспансер, отделение патологии речи в ДРБ, а также МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения».

 Центр ПМСС осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

 1. Оказание помощи детям на логопунктах;

2. Консультативно-коррекционное отделение;

3. Городская ПМПК

4. Служба семейного устройства;

5. Отделение постинтернатного сопровождения.

Как уже отмечалось выше, для присвоения ребенку статуса лица с ОВЗ необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. К сожалению, родители не всегда понимают необходимость прохождения ПМПК, ссылаясь на то, что не хотят менять дошкольное учреждение, объясняя это сложностью  адаптации ребенка к новым условиям в детском саду; ошибочно считают прохождение ПМПК долгим и сложным процессом; неверно полагают, что, имея заключение ПМПК,  перед ребенком автоматически  закроются двери престижных школ. Одна из главных задач  учителя-логопеда -  правильно донести информацию до родителей,  убеждая их в необходимости пройти ПМПК  ребенку, имеющего серьезные речевые и психические проблемы.  В результате грамотно проведенной просветительской работы в этом направлении большинство родителей проходят ПМПК,  и их ребенок получает статус ребенка с ОВЗ. Далее они встают на очередь в речевую группу  в Управлении образования города, но в связи с тем, что с каждым годом возрастает количество детей с ТНР, образуются очереди. Ребенок вынужден ждать , не получая при  этом специализированной помощи.

В настоящее время ситуация изменилась. Согласно принятому Положению о логопункте от 09.09.2016 дети с ОВЗ, интегрированные в общеобразовательные группы, зачисляются на логопедические пункты при МДОУ. На октябрь 2016 года в г.Петрозаводска интегрировано в общеобразовательные группы 236 детей с ОВЗ. На сегодняшний день функционирует 21 логопункт, где получают помощь дети из 72  МДОУ в разных городских округах. На каждого ребенка с ОВЗ, зачисленного на логопункт,  разработаны индивидуальные планы для проведения практической части адаптированной программы на базе МДОУ в соответствии с ФГОС. Логопедический пункт при четкой организации его деятельности обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств, а также играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Данная модель организации коррекционно-логопедической работы с детьми, в том числе и с ОВЗ, органично вписывается в работу дошкольного учреждения любого типа. В современных социально-экономических условиях логопункт является одной из важных форм работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

В связи с тем, что дети на логопункт зачисляются на 15 занятий, а для исправления дефектов речи этого не достаточно,  особая роль отводится вопросам взаимодействия с родителями воспитанников, поиску новых, эффективных форм взаимодействия.

Одной из таких форм является родительский клуб «Мы вместе». Участники клуба – заинтересованные  родители детей с ОВЗ и учителя-логопеды логопункта.  Встречи проходят в домашней дружественной обстановке, создается уютная атмосфера. Родители имеют возможность поделиться своим опытом организации логопедических игр дома по рекомендациям логопеда. Это соответствует принципу открытости работы специалиста МДОУ. Для анализа нашей деятельности нами были разработаны анкеты и опросники для родителей. Также мы использовали анонимные оценки по 10-бальной шкале каждого проведенного мероприятия. В результате таких встреч:

- повысилась ответственность родителей за воспитание детей в семье;

- появилась атмосфера доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, обеспечивающая совместный успех в деле воспитания, обучения детей и главное коррекции речи;

- изменился характер вопросов родителей к учителю-логопеду, что свидетельствует о повышении заинтересованности родителей и их осознанном отношении к речевому развитию ребенка;

- возросла посещаемость родителями мероприятий, проводимых логопедом.

        Конечно, групповая форма работы не исключает и индивидуальной. На консультациях родителям необходимы конкретные примеры актуального речевого развития ребенка, отражение его собственных достижений, а не сравнения с  достижениями других детей. Только после того, как возникнет доверие к специалисту, родители готовы будут работать в группе.  Это и есть взаимодействие, когда каждый участник процесса получает обратную связь, а самое главное – уровень мотивации родителей заметно возрастает.

        Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Ребенку с речевыми проблемами требуется больше времени, внимания, помощь специалистов ему необходима. Но для того, чтобы коррекционный процесс был более эффективным, необходимо сотрудничество родителей такого ребенка с детским учреждением.  Родители  должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка  развивалась правильно и своевременно.

Список литературы:

  1. Бачина О.В., Самородова Л.Н.- Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи.-М.: ТЦ Сфера, 2009.-64с.
  2. Закон об Образовании  от 29.12. 12. № 273;
  3. ФГОС для обучающихся с ОВЗ - приказ №1598 от 19 декабря 2014;
  4. Рогожина О.А.- Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении // Логопед.-№2, 2005.-С.12.17;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...