Составление рассказа по картине И.С.Остроухова. «Золотая осень»с самостоятельным созданием мнемотаблицы при помощи игр В.В.Воскобовича.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Воронова Оксана Ивановна

Составление описания пейзажной картины с  опорой на выложенную схему в таблице, с помощью игр В.В.Воскобовича.

 

-учить детей составлять описательный рассказ по картине, придерживаясь единого плана таблицы.

-Развивать связную речь посредством мнемотехники.

 

-учить передавать смысл предложения с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i.ostrouhova_-zolotaya_osen.doc849.5 КБ

Предварительный просмотр:

Составление рассказа по картине И.С.Остроухова. «Золотая осень».

С самостоятельным созданием Мнемотаблицы.

Подготовила и провела:

Воспитатель 8 группы.

Воронова О. И.

Цель:

 Составление описания пейзажной картины с  опорой на выложенную схему в таблице, с помощью игр В.В.Воскобовича.

 

Задачи:

-обогащать словарь детей новой лексикой;

-воспитывать интерес детей к произведениям живописи;

-развивать у детей зрительное внимание, творческое воображение и логическое мышление;

-учить детей составлять описательный рассказ по картине, придерживаясь единого плана таблицы.

-Развивать связную речь посредством мнемотехники.

-учить передавать смысл предложения с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича.

Оборудование:

Репродукция картины И.С. Остроухова. «Золотая осень»

Портрет художника и репродукции других его картин.

Опорный картинный план, для составления описательного рассказа по картине .

Магнитофон, запись произведения П.И. Чайковского, Времена года или Моцарт «Волшебная осень»

Коврографы, Крестики.2., Соты 1. на каждого ребёнка.

Ход занятия.

I. Интеллектуальная  разминка.

Ребята, давайте вспомним, как называются основные жанры живописи.

Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная лавина, или поле и шалаш-

Обязательно картина называется –пейзаж.

Если видишь на картине, чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу- знай что это-натюрморт.

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед,

Обязательно картина, называется - портрет.

А теперь попробуйте определить , что перед вами: пейзаж, натюрморт или портрет?

 На доску в произвольном порядке выставляются по 1-2 репродукции каждого жанра. Дети определяют.

II. Основная часть занятия.

1.Знакомство с репродукцией картины «Золотая осень»

 

Сегодня на занятии, мы  познакомимся с вами с репродукцией картины  Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень» и составим рассказ о том, что на картине изображено.

Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что ранней осенью, мы идём с вами по лесной тропинке  мимо деревьев, украшенных яркими разноцветными листьями. Подставьте свои лица тёплому солнышку. Представьте, как его лучи ласкают и согревают вас. Что вы слышите? Что вы видите вокруг себя? Какие запахи вы можете почувствовать?

Откройте глаза. Понравилось ли вам путешествие в картину?

Сначала мы должны обратить  внимание на то, что изобразил художник на картине? Оно кроется в названии.

 На картине « золотая осень», изображена ранняя осень, когда деревья, меняют свою зелёную листву на золотую. Деревья отдыхают от летней жары и дышат осенним прохладным воздухом.

Посмотрите на картину и ответьте на вопросы.

- Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?

- Где происходит действие картины?

- Что на ней изображено ( что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане) ?

- какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это определить?

- Почему художник назвал картину «Золотая осень»?

-Какие краски использует художник для изображения осенней природы?

 

А теперь, глядя на картину, мы подберем  подходящие выражения и признаки к словам:

деревья- нарядные, осенние, старые,  с чёрными стволами, одеты в яркие платья из жёлтых листьев.

Листья- жёлтые, золотые.

Трава- ещё зелёная, но уже немного пожелтевшая на солнце.

Послушайте моё предложение..

  1. Художник изобразил на картине, золотую осень.

.         (Повторите пожалуйста вместе со мной предложение)      

Выложите первое предложение тем символом, которое вы считаете наиболее подходящим для этого предложения, в первом  квадрате нашей таблицы.

Художник изобразил на картине, золотую осень.

Обратите внимание на траву. Всё на этой картине золотое? Нет…мы видим что трава ещё не везде успела пожелтеть. Обратите внимание, трава зелёная,  а деревья уже жёлтые. Какое красивое сочетание цветов. Посмотрите…..

2. на зелёной траве, стоят деревья в жёлтых платьях.

 Повторите пожалуйста..( На зелёной траве, стоят деревья в жёлтых платьях.)

Найдите подходящие символы и выложите их во втором квадрате нашей таблицы.

Давайте заглянем в глубь картины. Что мы там видим? А что это за светлая ниточка ( тропинка) Для чего в лесу тропинка? Что бы по неё гулять и дышать свежим прохладным воздухом. Вам нравится гулять в лесу по тропинке? (как приятно гулять по лесу).

Послушайте какое у меня предложение.

3.Мы видим тропинку, по которой так приятно гулять.

Найдите подходящий символ и выложите его в третьем квадрате нашей таблицы.

Что вы видите на тропинке?

На тропинке сидят две сороки. Они общаются  и подбирают упавшие семена с деревьев.

4. На тропинке сороки подбирают семена, которые упали с деревьев. ( повторите пожалуйста предложение)

Найдите подходящие символы для этого предложения.

За тропинкой, мы видим старое, корявое дерево. Оно напоминает лесного сторожа, который следит за порядком в лесу.

5. За тропинкой, мы видим большое, старое дерево.

( повторите предложение).

Какой символ вы выложите в 5 квадрате таблицы?

6. Дерево опустило свои старые, корявые ветки вниз и грустит.

7-е . предложение обобщающее. И оно передаёт общее настроение картины .

Вы видите, для него не осталось ячейки в нашей таблице. Мы просто проводим рукой и говорим….

На картине много тепла и осенней грусти.

Деревья сбросят вскоре свои наряды и уснут зимним сном.

III. Подведение итогов занятия.

Педагог приглашает одного или двух детей, для рассказа по таблице.

Итог: Сегодня на занятии, мы с вами познакомились с репродукцией картины И.С. Остроухова «Золотая осень» и учились составлять рассказ о том, что на картине изображено.

Педагог  благодарит всех детей за старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание картины И. С.Остроухова «Золотая осень».

Рассматривая картину И.С. Остроухова "Золотая осень",- знакомим детей с содержанием картины;- закрепляем умение различать цветовые оттенки осенней листвы;расширяем знания детей об изобразительном иску...

КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И.С.ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И.С.ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»...

Конспект НОД "Знакомство с картиной Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  по художественно-эстетическому развитию в старшей группе с использованием ТРИЗ-технологии....

Составление рассказа по картине Ушаковой. «Зимняя прогулка». с самостоятельным созданием мнемотаблицы при помощи игр В.В.Воскобовича.

Цель: Составление описания пейзажной картины с  опорой на выложенную схему в таблице, с помощью игр В.В.Воскобовича.Задачи:-обогащать словарь детей новой лексикой;-воспитывать интерес детей ...

Беседа с дошкольниками по картине И.С. ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

И.С. ОСТРОУХОВ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»Программное содержание. Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к худо​жественному изображению яркой осенней при​роды, развиват...

Методическая разработка. НОД «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Конспект составила воспитатель первой квалификационной категории Морозова Татьяна ГеннадьевнаЦель: Формирование умения составлять описательный рассказ по пейзажной картине И. И. Левитана «З...

Знакомство с картиной И.С.Остроухова "Золотая осень"

Знакомство с картиной И.С.Остроухова "Золотая осень", составление описательных рассказов по картине, рисование пейзажей восковыми мелками и акварелью....