Конспект НОД "Знакомство с картиной Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе с использованием ТРИЗ-технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalinina_e.v._znakomstvo_s_kartinoy_i.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа город Волгореченск Костромской области»
«Центр развития ребенка – Детский сад №7 «Русалочка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
в старшей группе.
Тема:
Знакомство с картиной Ильи Семёновича Остроухова
«Золотая осень»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Воспитатель:
Калинина Эльвира Викторовна
Цель:
формирование умения анализировать картину с использованием технологии ТРИЗ.
Программные задачи:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Подвести детей к пониманию того, что художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление;
- Продолжать развивать эмоционально-эстетические чувства, вкус, суждения при рассматривании картин с изображением природы;
- Способствовать целостному восприятию картины за счёт использования классических музыкальных произведений;
- Продолжать учить передавать в рисунке свои впечатления от окружающей действительности посредством рисования предмета,
- Последовательно повышать интерес детей к результатам своей работы.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Подвести детей к пониманию того, что некоторые понятия можно разделить на группы на основе выявленных признаков.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Воспитывать у детей ценностные ориентации в поведении и повседневной деятельности;
- Через красоту природы воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Продолжать учить детей составлять несложные распространённые предложения, отвечать на вопрос полным предложением;
- Продолжать освоение объяснительной формы речи с элементами доказательства;
- Пополнить словарный запас детей новым художественным определением «кудрявый» (клён).
Образовательная область «Физическое развитие»:
- Обеспечить динамическую активность детей (смена поз, деятельности, динамическая пауза, дыхательная гимнастика)
Методы и приемы:
Словесные методы: создание проблемной ситуации; сюрпризный момент; перевоплощение; обращение к опыту детей; вопросы поискового характера; использование художественного слова; беседа.
Использование наглядности: картина для рассматривания.
Практические: анализ эмоционального состояния, продуктивная деятельность в альбомах.
Метод формирования навыков управляемого воображения (приёмы «деление-объединение», «преобразование признаков времени», «фантазирование»).
Предварительная работа: рассматривание деревьев на участке (тактильные ощущения – трогаем кору, листья и др.) и в альбомах «Живая Природа». Рассматривание картин с изображением осенних пейзажей, рисование кленовых листьев в нетрадиционной технике – ладошками, слушание аудиозаписей музыкальных произведений П.И. Чайковского «Времена года», просмотр презентации «Такая красивая Осень».
Оборудование: два мольберта, картина И. С. Остроухова «Золотая осень», аудиозапись музыкального произведения П.И. Чайковского «Осень», костюм Осени для воспитателя, альбомы, краски, кисточки для рисования, кленовые листочки разных цветов.
Взаимодействие с родителями:
Организация и проведение итогового мероприятия недели «Чудеса Осени»
(Дети входят в группу, здороваются с гостями и встают возле 2-х мольбертов. Входит воспитатель в костюме Осени.)
- Здравствуйте, это детский сад №7, старшая группа?
- Да
- Значит, я попала по адресу. Давайте знакомиться.
Хотя… я вас всех знаю. Вы часто ходите в парк и в рощу наблюдать за природой, а таких любознательных ребят я запоминаю сразу. (Перечисляет несколько имен)
- Ребята, а вы узнали кто я?
- Вы Осень.
- Правильно, вот только я Осень не простая, а золотая. Ведь именно этому удивительно красивому и сказочному времени года многие композиторы, поэты, художники посвящали свои произведения.
Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками. Принесла я вам в группу картину Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень». Все художники очень впечатлительные люди. Они рисуют только то, что тронуло их сердце. Вот и Остроухов выбрал самое красивое время – Золотую осень.
- Ребята, а как вы думаете, почему же меня, Осень, золотою называют?
- Я думаю… (2-3 ответа детей)
- Молодцы. Вы правильно сказали, я действительно такая…
I
- А теперь давайте внимательно посмотрим на эту картину вместе с моим другом волшебником, которого зовут «Дели-давай». Он всегда приходит в гости с подзорной трубой, внимательно смотрит в неё и делит картину на части. Давайте и мы попробуем это сделать. Наведём резкость (смотрим в трубу-кулачок, поворачиваем кулачки: «чик-чик», глядим по сторонам, потом на картину) и внимательно посмотрим на картину.
- Ребята, что же вы видите на ней?
- Я вижу на этой картине деревья.
- А какие это деревья, лиственные или хвойные?
- Это лиственные деревья.
- А кто узнал деревья по листьям?
- Это клёны.
- А я вижу 2-х сорок (Небо, тропинку, траву, опавшие листья).
- А кто увидел на картине меня, Осень? Не забывайте про меня.
II
- Ребята, наш волшебник не только умеет делить, но и объединять все эти части в единое целое. Подумайте и скажите, какие части можно объединить и почему?
- Деревья и листья.
- А какое красивое предложение вы бы составили с этими словами?
- Осенью с деревьев опадают листья.
- Небо и деревья.
- Подумайте, какое предложение можно составить с этими словами?
- Сквозь деревья видно голубое небо, как окошко.
- Тропинка и сороки.
- По тропинке важно шагают две сороки и о чём-то разговаривают.
- Трава и осень.
- Осенью трава начинает желтеть и увядать.
III
- А теперь сядьте на стулья так, чтобы всем было удобно. Закройте глаза. Мы мысленно перемещаемся на нашу картину и попадаем в осенний лес.
(Звучит «Осень» П.И. Чайковского)
- Ребята, что вы слышите в лесу?
- Сороки стрекочут, разговаривают, птицы поют, листья шуршат.
- Теперь давайте глубоко вздохнём и понюхаем воздух. Какие запахи можно почувствовать в осеннем лесу?
- В лесу пахнет грибами, прелыми листьями.
- А теперь мысленно дотроньтесь до чего-нибудь в этом лесу. Что вы почувствовали?
- Кора деревьев шершавая, грибы скользкие, трава мокрая, листья гладкие.
- А я под листочком нашла муравья и почувствовала, как он пробежался по моей ладони.
(Музыка выключается.)
IV
- Вот сколько интересного мы узнали про картину «Золотая осень».
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит.
Такая красивая эта пора!
Пришла к нам опять Чудо-Осень.
(Раздаю кленовые листья.)
Ветер-непоседа листики срывает
И в ладошки ваши письма посылает.
- Ребята, как вы думаете, какие листья я вам раздала?
- Это кленовые листья.
- Быстро вы узнали эти красивые резные листья. Молодцы. А может, кто-то уже догадался, почему я подарила вам именно кленовые листья?
- На картине Остроухова нарисованы клёны.
- Правильно. Ребята, один замечательный поэт сочинил песню и назвал в ней клён «кудрявым». Вслушайтесь: кудрявый клён. Вы согласны с поэтом?
- Я согласен, потому что листья (крона) клёна похожи на кудри человека, вот и говорят, что клён кудрявый.
- Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста, те из вас, кому я подарила зелёные кленовые листья. В какое время года у клёна зелёные листья?
- У клёна листья зелёные летом.
- Подойдите теперь ко мне те, у кого оказались красные, жёлтые, оранжевые листья. А такие листья, когда появляются у клёна?
- Осенью.
- Правильно, осенью, но только раннею, когда она только начинается: на улице ещё тепло и много солнца. А теперь подойдите ко мне ребята с коричневыми листьями. Как вы думаете, а такие листья когда появляются?
- Тоже осенью.
- Правильно, осенью, но только позднею, когда она заканчивается: солнца почти нет, наступают холода и приближается зима.
Динамическая пауза
А теперь встанем в круг и немного отдохнём.
Вот помощники мои - листики осенние.
Дунул ветер – полетели (3раза)
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И деревья закачал.
Листья поднял. Полетели
И опять на землю сели.
- Ребята, а как называется явление природы, когда с деревьев падает так много листьев?
- Это листопад.
VI
- Ребята, давайте ещё раз подойдём к картине «Золотая осень». Сегодня со мной пришли ещё два волшебника: «Отставай» и «Забегай». Волшебник «Отставай» хочет узнать, а какое время года было до того, как художник Илья Семёнович Остроухов пришёл в лес и нарисовал золотую осень?
- Было лето.
- Как вы думаете, а какой был этот лес летом?
- Он был зелёным. В нём было много птиц. Они пели песни и выводили птенцов.
- Молодцы. А вот волшебник «Забегай». Он хочет узнать, какое время года наступит после того, как закончится осень?
- Наступит зима.
- А что будет с нашим лесом на картине зимой, кто как думает?
- Деревья будут стоять голые, выпадет снег, будет холодно.
VII
- Немного мрачновато, правда? К сожалению, так происходит в природе всегда. Но чтобы не грустить, в память о нашей встрече и удивительном времени года – Золотой осени вы сейчас раскрасите в своих альбомах предварительно нарисованные листья клёна, спрятанные в ладошках.
Пройдите на свои места, сядьте удобно, спины прямые.
- Ребята, а в какие цвета вы будете раскрашивать свои листья?
- Я буду раскрашивать жёлтым цветом…
(Продуктивная деятельность детей)
- Ну что ж, возьмите альбомы. Давайте отправимся на лесную полянку, где расстелем ковром ваши разноцветные листья. Какие они получились чудесные!
(Выделить, кто особо постарался, был аккуратным, смешал цвета.)
- Смотрите, какая красота! Даже представить не могу, что её может и не быть. Как вы думаете, ребята, нужно ли беречь природу, лес, которые дарят нам такую красоту?
- Да.
- А как вы бережёте свой парк, лес, рощу?
- Мы не ломаем деревья, не жжём траву. Лес даёт нам красоту, свежий воздух, чудесное пение птиц.
- Очень приятно, что вы знаете, что природа, лес – это наше настоящее богатство, наша жизнь.
А теперь пришла пора нам с вами прощаться. Вот только, чтобы вы меня не забыли, я оставлю вам в группе картину И.С. Остроухова «Золотая осень». Смотрите на неё и любуйтесь красотой осеннего леса.
Я знаю, что вы умеете сами убирать свои рабочие места: мыть кисточки, сушить на подоконнике рисунки и даже можете собрать на стол опавшие листья клёна. А я всем говорю: «До свидания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»
Данный конспект бедет полезен воспитателям подготовительных групп. Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Учить детей составлять описател...
Рассматривание картины И. С.Остроухова «Золотая осень».
Рассматривая картину И.С. Остроухова "Золотая осень",- знакомим детей с содержанием картины;- закрепляем умение различать цветовые оттенки осенней листвы;расширяем знания детей об изобразительном иску...
КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И.С.ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И.С.ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»...
Конспект проведения занятия по развитию речи с элементами рисования «Осенние мелодии» Сравнительное рассматривание картин художников И.И.Левитана и И.С.Остроухова» «Золотая осень» воспитателя подготовительной группы МДОУ № 7с Кухаривка Ивченко Н.А.
Программное содержание:- Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы, развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художнико...
Составление рассказа по картине И.С.Остроухова. «Золотая осень»с самостоятельным созданием мнемотаблицы при помощи игр В.В.Воскобовича.
Составление описания пейзажной картины с опорой на выложенную схему в таблице, с помощью игр В.В.Воскобовича. -учить детей составлять описательный рассказ по картине, придерживаясь единого ...
Беседа с дошкольниками по картине И.С. ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
И.С. ОСТРОУХОВ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»Программное содержание. Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы, развиват...
Знакомство с картиной И.С.Остроухова "Золотая осень"
Знакомство с картиной И.С.Остроухова "Золотая осень", составление описательных рассказов по картине, рисование пейзажей восковыми мелками и акварелью....