Конспект НОД "Знакомство с картиной Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Калинина Эльвира Викторовна

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  по художественно-эстетическому развитию в старшей группе с использованием ТРИЗ-технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalinina_e.v._znakomstvo_s_kartinoy_i.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа город Волгореченск Костромской области»

«Центр развития ребенка – Детский сад №7 «Русалочка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

в старшей группе.

Тема:

Знакомство с картиной Ильи Семёновича Остроухова

«Золотая осень»

   

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Воспитатель:

Калинина  Эльвира Викторовна

                                                                                                               

 

           Цель:

           формирование умения анализировать картину с использованием технологии ТРИЗ.

           Программные задачи:

Образовательная область  «Художественно-эстетическое развитие»:

  • Подвести детей к пониманию того, что художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление;
  • Продолжать развивать эмоционально-эстетические чувства, вкус, суждения при рассматривании картин с изображением природы;
  • Способствовать целостному восприятию картины за счёт использования классических музыкальных произведений;
  • Продолжать учить передавать в рисунке свои впечатления от окружающей действительности  посредством рисования предмета,  
  • Последовательно повышать интерес детей к результатам своей работы.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • Подвести детей к пониманию того, что некоторые понятия можно разделить на группы на основе выявленных признаков.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Воспитывать у детей  ценностные ориентации в поведении и повседневной деятельности;
  • Через красоту природы   воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • Продолжать учить детей  составлять несложные распространённые предложения, отвечать на вопрос полным предложением;
  • Продолжать освоение объяснительной формы речи с элементами доказательства;
  • Пополнить словарный запас детей новым художественным определением «кудрявый» (клён).

Образовательная область  «Физическое развитие»:

  • Обеспечить динамическую активность детей (смена поз, деятельности, динамическая пауза, дыхательная гимнастика)

Методы и приемы:

Словесные методы: создание проблемной ситуации;   сюрпризный момент; перевоплощение; обращение к опыту детей; вопросы поискового характера; использование художественного слова;   беседа.

Использование наглядности: картина для рассматривания.

Практические:  анализ эмоционального состояния, продуктивная деятельность в альбомах.

Метод формирования навыков управляемого воображения (приёмы «деление-объединение», «преобразование признаков времени», «фантазирование»).

Предварительная работа:  рассматривание деревьев на участке (тактильные ощущения – трогаем кору, листья и др.) и  в альбомах «Живая Природа». Рассматривание картин с изображением осенних пейзажей, рисование кленовых листьев  в нетрадиционной технике – ладошками, слушание аудиозаписей музыкальных произведений П.И. Чайковского «Времена года», просмотр презентации «Такая красивая Осень».

Оборудование:   два мольберта, картина И. С. Остроухова «Золотая осень», аудиозапись музыкального произведения П.И. Чайковского «Осень», костюм Осени для воспитателя, альбомы, краски, кисточки для рисования, кленовые листочки разных цветов.

 

Взаимодействие с родителями: 

Организация и проведение итогового мероприятия недели «Чудеса Осени»

               

 (Дети входят в группу, здороваются с гостями  и  встают    возле 2-х  мольбертов. Входит воспитатель в костюме Осени.)

-    Здравствуйте, это детский сад №7, старшая группа?

  • Да
  • Значит, я попала по адресу. Давайте знакомиться.

Хотя… я вас всех знаю. Вы часто ходите в парк и в рощу наблюдать за природой, а таких любознательных ребят я запоминаю сразу. (Перечисляет несколько имен)

  • Ребята, а вы узнали кто я?
  • Вы Осень.
  • Правильно, вот только я Осень не простая, а золотая. Ведь именно этому удивительно красивому и сказочному времени года многие композиторы, поэты, художники посвящали свои произведения.

Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками. Принесла я вам в группу картину Ильи Семёновича  Остроухова «Золотая осень». Все художники очень впечатлительные люди. Они рисуют только то, что тронуло их сердце. Вот и Остроухов выбрал самое красивое время – Золотую осень.

  • Ребята, а как вы думаете, почему же меня, Осень, золотою   называют?
  • Я думаю… (2-3 ответа детей)
  • Молодцы. Вы правильно сказали, я действительно такая…

I

           

-  А теперь давайте внимательно посмотрим на эту картину вместе с моим другом волшебником, которого зовут «Дели-давай». Он всегда приходит в гости с подзорной трубой, внимательно смотрит в неё и делит картину на части. Давайте и мы попробуем это сделать. Наведём резкость (смотрим в трубу-кулачок, поворачиваем кулачки: «чик-чик»,  глядим по сторонам, потом на картину) и внимательно посмотрим на картину.

  • Ребята, что же вы видите на ней?
  • Я вижу на этой картине деревья.
  • А какие это деревья, лиственные или хвойные?
  • Это лиственные деревья.
  • А кто узнал деревья по листьям?

-    Это клёны.

  • А я вижу 2-х сорок (Небо, тропинку, траву, опавшие листья).
  • А кто увидел на картине меня, Осень? Не забывайте про меня.

II

  • Ребята, наш волшебник не только умеет делить, но и объединять все эти части в единое целое. Подумайте и скажите, какие части можно объединить и почему?
  • Деревья и листья.
  • А какое красивое предложение вы бы составили с этими словами?
  • Осенью с деревьев опадают листья.
  • Небо и деревья.
  • Подумайте, какое предложение можно составить с этими словами?
  • Сквозь деревья видно голубое небо, как окошко.
  • Тропинка и сороки.
  • По тропинке важно шагают две сороки и о чём-то разговаривают.
  • Трава и осень.
  • Осенью трава начинает желтеть и увядать.

III

-  А теперь сядьте на стулья так, чтобы всем было удобно. Закройте глаза. Мы мысленно перемещаемся на нашу картину и попадаем в осенний лес.

(Звучит «Осень»   П.И. Чайковского)

  • Ребята, что вы слышите в лесу?
  • Сороки стрекочут, разговаривают, птицы поют, листья шуршат.
  • Теперь давайте глубоко вздохнём и понюхаем воздух. Какие запахи можно почувствовать в осеннем лесу?
  • В лесу пахнет грибами, прелыми листьями.
  • А теперь мысленно дотроньтесь до чего-нибудь в этом лесу. Что вы почувствовали?
  • Кора деревьев шершавая, грибы скользкие, трава мокрая, листья гладкие.
  • А я под листочком нашла муравья и почувствовала, как он пробежался по моей ладони.

(Музыка выключается.)

IV

 

-  Вот сколько интересного мы  узнали про картину «Золотая осень».

                        Закружится ветер под песню дождя,

                        Листочки нам под ноги бросит.

                        Такая красивая эта пора!

                        Пришла к нам опять Чудо-Осень.

                          (Раздаю кленовые листья.)

                        Ветер-непоседа листики срывает

                        И в ладошки ваши письма посылает.

  • Ребята, как вы думаете, какие листья я вам раздала?
  • Это кленовые листья.
  • Быстро вы узнали эти красивые резные листья. Молодцы. А может, кто-то уже догадался, почему я подарила вам именно  кленовые листья?
  • На картине Остроухова нарисованы клёны.
  • Правильно. Ребята, один замечательный поэт сочинил песню и назвал в ней клён «кудрявым». Вслушайтесь: кудрявый клён. Вы согласны с поэтом?
  • Я согласен, потому что листья (крона) клёна похожи на кудри человека, вот и говорят, что клён кудрявый.

     -   Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста, те из вас, кому я подарила   зелёные кленовые листья. В какое время года у клёна зелёные листья?

  • У клёна листья зелёные летом.
  • Подойдите теперь ко мне те, у кого оказались красные, жёлтые, оранжевые листья. А такие листья, когда появляются у клёна?
  • Осенью.
  • Правильно, осенью, но только раннею, когда она только начинается: на улице ещё тепло и много солнца. А теперь подойдите ко мне ребята с коричневыми листьями. Как вы думаете, а такие листья когда появляются?
  • Тоже осенью.
  • Правильно, осенью, но только позднею, когда она заканчивается: солнца почти нет, наступают холода и приближается зима.

Динамическая пауза

А теперь встанем в круг и немного отдохнём.

                      Вот помощники мои - листики осенние.

                      Дунул ветер – полетели (3раза)

                      И на землю тихо сели.

                                              Ветер снова набежал

                                              И деревья закачал.

                                              Листья поднял. Полетели

                                              И опять на землю  сели.

  • Ребята, а как называется явление природы, когда с деревьев падает так много листьев?
  • Это листопад.

VI

-   Ребята, давайте ещё раз подойдём к картине «Золотая осень». Сегодня со мной пришли ещё два волшебника: «Отставай» и «Забегай». Волшебник «Отставай» хочет узнать, а какое время года было до того, как художник Илья Семёнович Остроухов пришёл в лес и нарисовал золотую осень?

  • Было лето.
  • Как вы думаете, а какой был этот лес летом?
  • Он был зелёным. В нём было много птиц. Они пели песни и выводили птенцов.
  • Молодцы. А вот волшебник «Забегай». Он хочет узнать, какое время года наступит после того, как закончится осень?
  • Наступит зима.
  • А что будет с нашим лесом на картине зимой, кто как думает?
  • Деревья будут стоять голые, выпадет снег, будет холодно.

VII

  • Немного мрачновато, правда? К сожалению, так происходит в природе всегда. Но чтобы не грустить, в память о нашей встрече и удивительном времени года – Золотой осени вы сейчас раскрасите в своих альбомах предварительно нарисованные   листья клёна, спрятанные в ладошках.

Пройдите на свои места, сядьте удобно, спины прямые.

  • Ребята, а в какие цвета вы будете раскрашивать свои листья?
  • Я буду раскрашивать жёлтым цветом…

                             

                             (Продуктивная деятельность детей)

           

  • Ну что ж, возьмите альбомы. Давайте отправимся на лесную полянку, где расстелем ковром ваши разноцветные листья. Какие они получились чудесные!

                           

                           (Выделить, кто особо постарался, был аккуратным, смешал цвета.)

    -   Смотрите, какая красота! Даже представить не могу, что её может и не быть. Как вы думаете, ребята, нужно ли беречь природу, лес, которые дарят нам такую красоту?

  • Да.
  • А как вы бережёте свой парк, лес, рощу?
  • Мы не ломаем деревья, не жжём траву. Лес даёт нам красоту, свежий воздух, чудесное пение птиц.
  • Очень приятно, что вы знаете, что природа, лес – это наше настоящее богатство, наша жизнь.

А теперь пришла пора нам с вами прощаться. Вот только, чтобы вы меня не забыли, я оставлю вам в группе картину И.С. Остроухова «Золотая осень». Смотрите на неё и любуйтесь красотой осеннего леса.

Я знаю, что вы умеете сами убирать свои рабочие места: мыть кисточки, сушить на подоконнике рисунки и даже можете собрать на стол опавшие листья клёна.  А я всем говорю: «До свидания».

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Данный конспект бедет полезен воспитателям подготовительных групп. Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Учить детей составлять описател...

Рассматривание картины И. С.Остроухова «Золотая осень».

Рассматривая картину И.С. Остроухова "Золотая осень",- знакомим детей с содержанием картины;- закрепляем умение различать цветовые оттенки осенней листвы;расширяем знания детей об изобразительном иску...

КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И.С.ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И.С.ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»...

Конспект проведения занятия по развитию речи с элементами рисования «Осенние мелодии» Сравнительное рассматривание картин художников И.И.Левитана и И.С.Остроухова» «Золотая осень» воспитателя подготовительной группы МДОУ № 7с Кухаривка Ивченко Н.А.

Программное содержание:- Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы, развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художнико...

Составление рассказа по картине И.С.Остроухова. «Золотая осень»с самостоятельным созданием мнемотаблицы при помощи игр В.В.Воскобовича.

Составление описания пейзажной картины с  опорой на выложенную схему в таблице, с помощью игр В.В.Воскобовича. -учить детей составлять описательный рассказ по картине, придерживаясь единого ...

Беседа с дошкольниками по картине И.С. ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

И.С. ОСТРОУХОВ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»Программное содержание. Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к худо​жественному изображению яркой осенней при​роды, развиват...

Знакомство с картиной И.С.Остроухова "Золотая осень"

Знакомство с картиной И.С.Остроухова "Золотая осень", составление описательных рассказов по картине, рисование пейзажей восковыми мелками и акварелью....