Составление описательного рассказа по картине И.С.Остроухова «Золотая осень» в подготовительной логопедической группе с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных изменениях в природе.

Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном  на ней. Развитие связной речи; речевого слуха; мышления; творческого воображения; тонкой моторики пальцев рук, координации речи с движением;  плавного длительного выдоха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostrouhov_zolotaya_osen_.docx183.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР

Тема. Составление описательного рассказа по картине И.С.Остроухова «Золотая осень»

Ольховик В.Т. , учитель – логопед детский сад №15 «Ладушки» г.Козельск Калужской области

Коррекционно - образовательные задачи.

Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных изменениях в природе.

Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.

Автоматизация правильного произношения всех ранее поставленных звуков.

Коррекционно – развивающие задачи.

Развитие связной речи; речевого слуха; мышления; творческого воображения; тонкой моторики пальцев рук, координации речи с движением; плавного длительного выдоха.

Развитие просодической стороны речи,

Коррекционно – воспитательные задачи.

Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине через классическую музыку и поэтическое слово; воспитание любви к родной природе, восхищения ее красотой; чувства патриотизма.

Оборудование. Моноблок, репродукция картин И.С.Остроухова «Золотая осень», портрет художника, аудиозапись пьесы П.Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года», осенний букет, схемы к рассказам, обруч со свисающими разноцветными осенними листьями, тарелочки из расчета одна на двух детей, разрезные уменьшенные репродукции картины «Золотая осень» И.С.Остроухова, портрет И.Бунина.

Предварительная работа. Разучивание физкультминутки «Листики осенние». Сбор осенних букетов из листьев и цветов на прогулке. Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе, работа с календарем погоды. Наблюдение за изменением окраски листьев деревьев во время экскурсии в парк , подбор определений: золотой, золотистый, алый, багряный, пунцовый, лимонно- желтый. Разучивание стихотворения A Тютчева «Есть в осени первоначальной» на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Тихо звучит «Осенняя песня» Чайковского, дети рассматривают осенний букет (веточка хризантемы, веточка сентябринок, веточка с плодами шиповника, веточка с желтыми кленовыми листьями, веточка с сухими пожухшими листьями …).

Логопед. Чем пахнет осень? ( Осенними цветами; мелким и долгим дождем; урожаем, грибами, листопадом, первыми заморозками…).

Логопед.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…

Вы прослушали стихотворение замечательного русского поэта Ивана Бунина «Листопад», которое нас приглашает в осенний лес. Мы чувствуем буйство осенних красок. Лес похож на – терем, в котором живет Осень.

  1. Основная часть занятия

Сообщение темы занятия

Сегодня мы с вами будем говорить о золотой осени. Рассмотрим картину русского художника Ильи Семеновича Остроухова (обратить внимание детей на портрет художника) и научимся составлять рассказ по картине.

Рассматривание репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень»

Какой период осени изображен на картине И.С.Остроухова? (На картине И.С.Остроухова изображена ранняя осень.)

Какие деревья вы видите на переднем плане картины? (На переднем плане картины мы видим клен и две березы, которые склонились над землей.)

Чем покрыты небольшие кустики ? (Небольшие кустики покрыты пожелтевшей листвой.)

Чем покрыта земля? (Земля покрыта резными листьями клена.)

Что видим в центре картины?( В центре картины видим дорожку, которая уходит вглубь леса.)

Какие птицы сидят на лесной дорожке? (На лесной дорожке сидят две сороки.)

Что виднеется вдалеке картины? (Вдалеке виднеется светлый участок.)

Как вы думаете, что это может быть? (Это может быть озеро или пруд.)

Опишите деревья на заднем плане картины? (Деревья огромные, могучие, корявые и старые. На них еще сохраняется последняя листва.)

Какое небо мы видим в просветах между деревьями? (В просветах между деревьями мы видим серое и пасмурное небо.)

Какие краски использовал художник? (Художник использовал желтые, золотистые, оранжевые, светло – серые и немного темных оттенков.)

Давайте закроем глаза и «пройдем» на лесную дорожку. (Звучит запись П.И.Чайковского «Осенняя песня»)

Что вы почувствовали, а может быть услышали, побывав в лесу? (Ответы детей).

Дети, хотите, я расскажу о своих впечатлениях? (Я очутилась между деревьями. Увидела, что на фоне серого неба листья на деревьях выглядят яркими и как будто светятся. В лесу атмосферу спокойствия и умиротворения. Вдохнув свежий прохладный осенний воздух, появилось желание набрать резных кленовых листьев. Здесь я была наедине с собой.)

Упражнение «Осенний листопад»

Логопед приглашает детей пройти на ковер, на котором дети будут изображать осенний листопад. В руках у него маленький обруч со свисающими разноцветными листьями.

Настало время нам помочь осеннему ветерку, сорвав последние листочки с деревьев. Необходимо подуть на листочки так, чтобы они закружились в листопаде. Встаньте ровно, сделайте вдох через нос, а выдох в губы трубочкой, следите за щеками.

Физкультминутка «Листики осенние»

Мы листики осенние Выполняют движение «фонарики», передвигая руки вверх - вниз.

На ветках мы висим.

Дунул ветер, полетели, Поднимают руки вверх и машут ими вправо -

Мы летели, мы летели влево. Кружатся на месте.

И на землю тихо сели. Приседают, ладони на полу.

Снова ветер набежал Поднимаются.

И листочки все поднял. Поднимают руки вверх.

Мы летели, мы летели Машут руками вправо – влево. Кружатся.

И на землю тихо сели. Приседают, ладони на полу.

Сообщение плана рассказа логопедом (Развитие речевого слуха.)

Логопед. А сейчас вы составите рассказы по картине И.С.Остроухова «Золотая осень». Используйте такой план:

Как называется картина?

Кто написал картину?

Как выглядят деревья на переднем плане картины?

Чем покрыты кусты?

Чем покрыта земля?

Куда ведет лесная тропинка?

Кто сидит на тропинке?

Как выглядят деревья на заднем плане картины?

Какое небо на картине?

Какие краски использовал художник?

Слышится ли что – то в лесу?

З.О.

Х

Picture backgroundPicture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Логопед проговаривает совместно с детьми план к будущим рассказам.

Я надеюсь, что внимательно рассмотрели картину и добавите в рассказы что – то от себя.

Составление рассказов по картине И.С.Остроухова «Золотая осень»

Логопед оценивает рассказ первого ребенка и предлагает детям оценить рассказы своих товарищей.

Упражнение «Собери картину»

На тарелочках перед детьми лежат уменьшенные репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень» разрезанные на восемь частей. Логопед предлагает ребятам, работая в парах собрать картины.

  1. Итог занятия

Назовите имя художника, который написал картину «Золотая осень».

Дети оценивают работу друг друга на занятии.

Чей рассказ вам понравился больше всего и почему?

Логопед оценивает работу детей и предлагает создать книжку с рассказами детей о золотой осени.

Литература

М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Грамматика в картинках. Осень» Санкт – Петербург, «Паритет», 2005Н.НГусарова Беседы по картинке. Времена года. – Спб.: Детство – Пресс,1998

Н.А.Курочкина «Знакомим детей с живописью. Пейзаж» Учебно - наглядное пособие. изд. Санкт – Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2023

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР» изд. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: Просвещение,1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развития речи в Подготовительной к школе группе на Тему: "Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана "Поздняя осень" с использованием наглядного моделирования.

Цель. Формировать связную монологическую речь у дошкольников, при помощи составления описательного рассказа по картине. Воспитательно-образовательные задачи: • Продолжать учить детей составлять описат...

Образовательная область речевое развитие. Составление описательного рассказа по картине "В гостях у волшебницы Осени"

Конспект занятия в подготовительной группе, составлен с учётом ФГОС. Цель: формировать умение составлять описательный рассказ по картинке «В гостях у волшебницы Осени».Интеграция образовательных ...

Составление рассказа по картине И.С.Остроухова. «Золотая осень»с самостоятельным созданием мнемотаблицы при помощи игр В.В.Воскобовича.

Составление описания пейзажной картины с  опорой на выложенную схему в таблице, с помощью игр В.В.Воскобовича. -учить детей составлять описательный рассказ по картине, придерживаясь единого ...

Методическая разработка. НОД «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Конспект составила воспитатель первой квалификационной категории Морозова Татьяна ГеннадьевнаЦель: Формирование умения составлять описательный рассказ по пейзажной картине И. И. Левитана «З...

Составление творческого рассказа по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (с использованием ИКТ).

На подгрупповом занятии по развитию связной речи в подготовительной к школе группе дети с нарушениями речи  составляют творческий рассказ по картине И.И.Левитана "Золотая осень"....