Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Рассматривание картины И. С. Остроухова «Золотая осень»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: формирование у детей связной речи.
Задачи:
- Образовательная: связная речь: учить детей внимательно рассматривать картину, отвечать на вопросы полным предложением, при описании событий указывать место и время действия;
- учить детей выделять предметы на картине, называя их
- Развивающие: тренировать умение понимать оттенки значения слова;
- согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным;
- знания об основных признаках осени.
Воспитательные:
- воспитывать интерес детей к картинам, желание их рассматривать.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе
«Рассматривание картины И. С. Остроухова «Золотая осень»
Цель: формирование у детей связной речи.
Задачи:
- Образовательная: связная речь: учить детей внимательно рассматривать картину, отвечать на вопросы полным предложением, при описании событий указывать место и время действия;
- учить детей выделять предметы на картине, называя их
- Развивающие: тренировать умение понимать оттенки значения слова;
- согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным;
- знания об основных признаках осени.
Воспитательные:
- воспитывать интерес детей к картинам, желание их рассматривать.
Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями на прогулках; рассматривание альбома «Осень»; работа с календарем наблюдения за природой; сбор природного материала (листья, шишки) и изготовление подделок; чтение стихов, поговорок и пословиц о природе.
Материал: картина И. С. Остроухова «Золотая осень», листья из картона желтого и красного цвета.
Ход НОД:
- Орг. Момент:
(Воспитатель и дети располагаются на ковре).
- Ребята, прежде чем мы с вами начнем занятие, давайте мы с вами выполним артикуляционную разминку: «Улыбка», «Окошко».
2. -Молодцы, а теперь послушайте стихотворение и определите о каком времени года в нем говориться?
Улетают птичьи стаи,
Листья с клёнов облетают,
В грязных тучах неба просинь,
Потому что это…
Воспитатель: по каким признакам вы поняли, что это осень?
Дети: улетают птицы…
Воспитатель: А по каким признакам еще можно определить, что наступила осень? (Становится холодно; часто идут дожди; дни становятся короче, а ночи длиннее; солнышко греет уже не так сильно)
Воспитатель: Правильно дети, осенью холодно, несмотря на то, что днем выходит солнышко, утром и вечером холодно. Поэтому люди одеваются теплее. А вы, что одеваете осенью? (Куртки, брюки, шарфы, шапки)
Воспитатель: Природа и люди готовятся к зиме. А кто еще готовится к зиме? Как? (Животные готовится к суровым зимним условиям: белки запасают орехи и жёлуди, а зайцы меняют окрас шерсти с серого на белый, чтобы быть незаметными на снегу. Медведи, барсуки, ежи активно питаются, набирают вес и затем впадают до весны в спячку)
Воспитатель: А что происходит с птицами? (Птицы улетают в теплые края)
Воспитатель: Как называют таких птиц? (Перелетные птицы)
- Воспитатель: Ребята, осень бывает ранняя и поздняя. Раннюю осень, еще называют «золотой». Это самая красивая пора осени.
Воспитатель: А как вы думаете, почему осень называют золотой?
Дети: (Осень названа золотой, потому что на всех деревьях листья меняют зеленый цвет на желтый)
Воспитатель: Правильно. Традиционным цветом осени всегда считался желтый. Именно с желтых листочков на деревьях и начинается эта удивительная пора. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал ей название — золотая. Изменение цвета листвы – это одна из примет осени. Начинается листопад.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое листопад?
Дети: Листопад – это когда листья падают с деревьев.
Воспитатель: А кто им помогает побыстрее упасть.
Дети: Ветер.
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру про разноцветные осенние листья и ветер.
(дети встают в круг и под музыку вместе с воспитателем выполняют движения) https://pinkamuz.pro/search/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0
Ветер по лесу гулял, (бегут по кругу на носочках и взмахивают руками)
Ветер листики считал. (встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на руке)
Вот дубовый,
вот кленовый,
Вот рябиновый – резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист осинки (опускают руки и приседают)
Ветер бросил на тропинку.
- Рассматривание картины И. С. Остроухова «Золотая осень»
Воспитатель обращает внимание на картину
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картину. Написал ее великий русский художник Илья Семёнович Остроухов. Для многих людей осень – это грустная пора, слякоть, грязь, дожди, первые заморозки, отлет птиц, радовавших нас своим чудесным пением, голые деревья, холодные ветра…. Но Илья Семенович показал нам эту пору совсем другой. Художник показал волшебство, очарование и прелесть золотой осенней поры.
Вопросы по картине:
- Какое время года изображено на картине? (Осень)
- Что изобразил художник? (Изображен лес в осеннюю пору)
- Какой период осени изобразил художник? (Золотая осень)
Воспитатель: Осень здесь и вправду золотая – на картине преобладают желтые оттенки. Автор выбрал солнечно-желтые, золотистые цвета. Ими богат осенний лес. Клены, дубы, небольшие кустики покрыты пожелтевшей листвой, однако трава еще сохраняет свежий зеленый цвет.
- Какой изображен день? (Теплый, светлый, осенний день)
- Что мы видим на земле? (Опавшие листья)
- Какое дерево изображено на переднем плане? (На переднем плане изображен клен и березы, склонившиеся над землей)
- Что мы видим на заднем плане картины? (На заднем плане картины располагаются три вековых могучих дуба)
- Что напоминают причудливые стволы деревьев? (Причудливые стволы деревьев напоминают паутину. Сквозь ветви видно голубое небо)
- Кто сидит на лесной тропинке? (Сидят две сороки)
- Что можно разглядеть в глубине картины? (Вдалеке виднеется небольшой светлый участок. Возможно, что так автор изобразил небольшое озеро или пруд неподалеку)
- Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
Воспитатель: Да, ребята, автор метко передал атмосферу спокойствия и умиротворения, царящую в природе. Хочется очутиться между этих деревьев, вдохнуть свежий прохладный осенний воздух, набрать осенних листьев, а иногда так хочет еще и пробежать по лужам.
- Динамическая пауза:
«Дождик»
К нам на длинной тонкой ножке, (скачут на одной ноге)
Скачет дождик по порожке
В лужицах смотри, смотри (приседаю)
Он пускает пузыри.
Стали мокрыми кусты, (поднимают руки вверх и машут ими)
Стали мокрыми цветы, (опускают руки вниз и машут ими)
Серый мокрый воробей (опускают руки вдоль тела и размахивают ими как крыльями)
Сушит перышки скорей.
(Дети присаживаются на ковер)
- Воспитатель:
Листья осенью (что делают) - желтеют, опадают, сохнут, шуршат, шелестят, вянут
Деревья осенью - деревья осенью роняют листья.
Птицы - улетают, перелетают, курлыкают, поют.
Звери осенью - звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Дождь - моросит, льет, идет, капает.
Ветер - тучи разгоняет, листья срывает, дует, воет, завывает.
Д/игра «Какая?»
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а какая бывает погода осенью?
- если идет дождь? - дождливая
- когда дует ветер? - ветреная
- когда холодно? – холодная
- если на улице пасмурно? - пасмурная
- если сыро? - сырая
- если хмуро? – хмурая
- если ясно? – ясная
Воспитатель: Отлично. Вы все правильно говорили, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
- Рефлексия: Что сегодня мы с вами на занятии делали? Как называется картина, которую мы рассматривали? Что Вам больше всего понравилось на занятии выполнять?
- Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! А что вам особенно понравилось сегодня? И я сейчас проверю, как вы запомнили приметы осени. Буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них «Да» или «нет».
Д/и: «Когда это бывает?»
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
Часто – часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно ли нам загорать?
Ну а что же надо делать?
Надо куртки надевать?
Воспитатель: Молодцы! Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Рассматривание картины "Мы играем в кубики, строим дом"
Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Рассматривание картины "Мы играем в кубики, строим дом"...

Конспект занятия по развитию речи "Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень" (старший дошкольный возраст 6-7 лет)
конспект по развитию речи...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе " Рассматривание картины "Дети кормят курицу и цыплят".
Конспект занятия по развитию речи....
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Рассматривание картины «Зимой на прогулке».
Развивающая среда: картина «Зимой на прогулке»....

конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе : " рассматривание картины " КОЗА С КОЗЛЯТАМИ"
конспект...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Рассматривание картин из серии «Домашние животные»
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Рассматривание картин из серии «Домашние животные» Цели: Помочь детям увидеть различия между взрослыми животными и детён...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание картины «Дети играют в кубики»
Цель.Формирование умения рассматривать сюжетную картинку, конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей.Задачи:Способствовать развитию связной речи у детей.Формировать умение рассматрив...
