Конспект занятия по развитию речи "Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень" (старший дошкольный возраст 6-7 лет)
план-конспект занятия по развитию речи

Зуева Елена Алексеевна

конспект по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_razvitie_rechi_6-7_let.docx364.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №21

детский сад «Светлячок»

        

Конспект НОД по развитию речи

Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»

(старший дошкольный возраст 6-7 лет)

Воспитатель: Зуева Елена Алексеевна

г. Сургут 2020

Цель: формирование умения    составлять описательный рассказ по пейзажной картине.

Задачи:

- закреплять представления о сезонных изменениях в природе осенью;

- учить рассматривать картину, формировать умение видеть красоту пейзажа;

- учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из десяти-одиннадцати предложений, соблюдая композицию рассказа, используя в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения;

- формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, приобщать к изобразительному искусству; 

- развивать диалогическую и монологическую формы речи;

- развивать умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже; 

- развивать мыслительную и речевую активность детей;

- обогащать словарный запас детей;

- воспитывать эмоционально-личностное отношение к художественному произведению.

Основная образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Предварительная образовательная деятельность: наблюдения в природе в осенний период, беседа об осеннем времени года, речевые игры «Какой, какая, какое», «Подбери сравнение», чтение стихов русских поэтов об осени (на усмотрение педагога).

Материалы и оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень» (большого размера), портрет художника И.И. Левитана, аудиозапись «Времена года. Осенняя песнь» П. И. Чайковского, аудиозапись «Шум ветра», аудиозапись «Звук дождя», мяч, корзина, зонт, бумажный кленовый лист с текстом стихотворения, бумажные листья деревьев (кленовые, дубовые, березовые, осиновые), раскраски с изображением времени года – осень.

Словарная работа:

Вдохновение, репродукция, пейзаж, березовая роща.

ХОД непосредственно образовательной деятельности

I.Вводная часть.

(Дети вместе с воспитателем становятся в круг)

Воспитатель: Листья с веток облетают,

                          Птицы к югу улетают.

                          «Что за время года?» - спросим.

                          Нам ответят: «Это…»

Дети: Осень

Воспитатель: Утром мы во двор идем-

                         Листья сыплются дождем,

                         Под ногами шелестят

                         И летят, летят, летят…

Воспитатель: - Когда это бывает?

Дети: Осенью.

Речевая игра «Погода осенью».

Воспитатель:

- Ребята, назовите, какая бывает погода осенью?

- Если дет дождь?  (Дети: погода дождливая).

- Дует ветер (Дети: погода ветряная).

- Если на улице холодно? (Дети: погода холодная).

- Если на улице пасмурно (Дети: погода пасмурная),

-  А если на улице хмуро (Дети: погода хмурая),

- Если на улице сыро (Дети: погода сырая),

- Если на улице солнечно (Дети: погода солнечная),

- Если на улице ясно (Дети: погода ясная),

- Если время года - осень, одним словом, как можно сказать? Погода какая? (Дети: погода осенняя).

Речевая игра с мячом «Скажи со словом «осенний» (воспитатель бросает мяч, а дети, при ловле мяча, образовывают прилагательные с правильными окончаниями)

Воспитатель:

- Небо какое? (Дети: небо осеннее).

- Ветер какой? (Дети: ветер осенний).

- Аллея какая? (Дети: аллея осенняя).

- Дерево какое? (Дети: дерево осеннее).

- Лист какой? (Дети: лист осенний).

- Солнце какое? (Дети: солнце осеннее).

- Туча какая? (Дети: туча осенняя).

- Лес какой? (Дети: лес осенний).

- Сапоги какие? (Дети: сапоги осенние).

- Пальто какое? (Дети: пальто осеннее).

- Дождь какой? (Дети: дождь осенний).

II. Основная часть.

1. Создание образовательной ситуации.

(Дети рассаживаются на стулья в полукруг. Воспитатель обращает внимание детей на кленовый лист, лежащий на подоконнике).

 - Ребята, посмотрите, какой красивый листок залетел к нам в окно. Это какой-то необычный листок, на нем написано стихотворение. Послушайте, я вам прочитаю (зачитывает стихотворение, которое написано на кленовом листочке).

Тише, тише, тишина

В гости осень к нам пришла…

Осень не простая, осень золотая.

Краски яркие, цветные

С собой осень захватила.

В парке, в роще, и в лесу –

Всюду видим красоту.

Красота поры осенней -

Ты - источник вдохновенья.

- Ребята, а вы знаете, что такое вдохновение? (Ответы детей).

- Вдохновение – это такое особое состояние человека, когда хочется сделать что-то очень красивое и хорошее. Вот, например, человек любуется красотой природы, и эта красота вдохновляет его на написание стихов, музыки или картин. Красота осенней природы особенно впечатляет всех людей. Многие художники посвятили свои картины этому времени года.

2.  Мотивация детей на предстоящую деятельность.

- Сегодня я предлагаю вам продолжить знакомство с творчеством великого русского художника Исаака Ильича Левитана (дети рассматривают портрет художника), а именно, познакомиться с еще одной картиной этого выдающего художника, поделиться своими впечатлениями о ней.

 Перед нами репродукция картины «Золотая осень».  Напомните, пожалуйста, что значит слово «репродукция»?

Дети: Это значит не настоящая картина, которую писал художник.

 – Верно. Репродукция – это копия картины. Для чего создаются репродукции картин?

Дети: Репродукции картин делают для того, чтобы все люди могли увидеть картину, ведь не все люди могут увидеть настоящую картину в музее.

 – Совершенно верно. Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины Левитана.

3. Рассматривание репродукции картины, беседа по содержанию. (Звучит фоновая музыка «Времена года. Октябрь» П. И. Чайковского).

Воспитатель: Какая же здесь нарисована осень?

Дети: Нарядная, золотая, веселая, красивая.

Воспитатель: Какие цвета использовал художник?

Дети: Много желтых, оранжевых красок

Воспитатель: Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?

Дети: Теплые, радостные веселые.

Воспитатель: Золотая осень восхищала и радовала художника. Давайте внимательно рассмотрим картину. Что интересного, красивого увидел художник?

Дети: Лес, луг, речку.

Воспитатель: Давайте рассмотрим, что изобразил художник на картине близко к нам, на переднем плане.

Дети: Художник нарисовал несколько деревьев.

Воспитатель: Что это за деревья?

Дети: Березки.

Воспитатель: Расскажите о них. Какие они?

Дети: Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричнево-оранжевая.

Воспитатель: А еще дальше, на дальнем плане, что вы видите?

Дети: Видна группа березок.

Воспитатель: Такую группу называют «роща». А листочки на этих березках видны?

Дети: Нет

Воспитатель: Действительно, не видны, ведь деревья далеко, поэтому художник нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане. Воспитатель: А какого цвета трава на лугах?

Дети: Трава коричневого и зеленого цвета. К концу лета она от солнышка подсохла. Благодаря этим оттенкам мы видим, что это осень.

Воспитатель: А теперь обратите внимание на правую часть картины. Что вы видите?

Дети: Речку.

Воспитатель. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все уже, все светлее. Догадайтесь, какая вода в речке на картине? Теплая или холодная?

Дети: Вода в речке холодная.

Воспитатель: Правильно, холодная и об этом говорят синие и фиолетовые тона красок – это холодные тона.

Воспитатель: Что отражается в реке? (небо) Прямо ли течёт река или меняет своё направление?

Воспитатель: А что это за деревце пылает, как свечка у реки? Что можно сказать об этой берёзке? Какая она?

Дети: Она растет дальше от всех деревьев.

Воспитатель: А какого цвета небо изобразил художник?

Дети: Небо голубое, с белыми облаками.

Воспитатель: А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались?

Дети: Есть тени от деревьев. И небо голубое. А в пасмурную погоду небо серое.

Воспитатель: Молодцы. Да, мы видим тени от деревьев, значит - солнышко есть.

Воспитатель: Ребята, а что мы видим на заднем плане? То, что вдалеке?

Дети: Вдалеке мы видим маленькие домики.

Воспитатель: А как называют картины, на которых изображена природа?

Дети: Картины, на которых изображена природа, называется- пейзаж.

4. Физкультминутка «Мы листики осенние»

- Ребята, а теперь представьте себя листиками, воздушными, легкими.

Мы листики осенние,                    (поднять руки вверх) 

На веточках висели.                      (покачать кистями рук) 

Ветер дунул, полетели.                 (покачать руками, наклоны туловища в стороны) 

Мы летели, мы летели,                 (покружиться) 

И на землю тихо сели.                  (присесть, опустив руки) 

Ветер снова набежал                    (встать) 

И листочки вверх поднял.           (поднять руки вверх) 

Закружились, полетели               (качать руками)

И опять на землю сели.               (присесть) 

5. Составление рассказа воспитателем.

Наступила золотая осень. Небо голубое с легкими белыми облачками. Солнца не видно, но оно чувствуется. Переливается на солнце золотая листва деревьев, от них на землю падает густая тень. Березки нарядились в ярко — желтые, золотые платья. Дует легкий прохладный ветерок. Листья плавно летят с веток, кружатся в медленном танце. Между лугов протекает темно — синяя река. Вода в ней уже стала холодной. На берегу реки еще виден яркий осенний цветок. Жаль, что он остается один. Все остальные цветы уже отцвели.

6. Составление коллективного рассказа детьми.

- Ребята, а теперь представьте, что вы попали в эту осень, к этой реке, которая изображена на репродукции. И пусть каждый из вас попробует передать то, что вы видит и чувствует. Расскажите об осеннем дне. Какая погода? Почему? Об осеннем небе и облаках, о солнце, о березах. Что осень сделала с лугом. Какая вода в реке? Что расположено вдали? Какое чувство вызвала у вас эта картина?  

(При составлении коллективного рассказа, дети передают кленовый листочек по кругу друг другу, составляя каждый по предложению).

III. Заключительная часть.

1.  Дыхательное упражнение «Ветер»

- Ребята, прислушайтесь, кажется поднялся сильный ветер. (Звучит аудиозапись «Шум ветра»)

- А как назвать ласково слово ветер?

Дети: Ласково можно сказать – ветерок.

- Как называют сильный, порывистый ветер?

Дети: Сильный ветер называется ураган.

- Представим, что начался сильный ветер, попробуем изобразить его (дети выполняют упражнение на дыхание: глубокий вдох через нос, на выдохе произносят долгий звук «ш», имитируя шум ветра).

- Ребята, начался дождь. (Звучит аудиозапись «Звук дождя», воспитатель раскрывает зонт и все дети прячутся под него).

2. Игра «Собери листья».

 (Воспитатель загадывает загадку и разбрасывает листья из корзины).

Листья солнцем наливались,

Листья солнцем пропитались,

Налились, отяжелели,

Сорвались и полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам

- Ребята, ветер сорвал все осенние листочки с деревьев. Как называется в природе явление, когда опадают листья с деревьев.

Дети: Листопад.

- Давайте каждый из вас возьмет по листочку и скажет и назовет, какой листок у вас в руках.

(Дети собирают осенние листики в корзину, называя их. Листочек с клена-кленовый и т. д.)

 

4. Итог занятия.

- Ребята, что сегодня делали на занятии? (Ответы детей).

- Что нового узнали на занятии, что повторяли? (Ответы детей).

- Какое задание вам понравилось особенно? (Ответы детей).

- Ребята, золотая осень дарит вам свои листочки на память и раскраски с изображением времени года – осень. Все молодцы, старались. Спасибо большое!

Приложение

Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»

C:\Users\Диана\Desktop\314098.jpg

 Портрет художника И. И. Левитана

C:\Users\Диана\Desktop\portrait-isaak-levitan-vasily-polenov-56_43850.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с  общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...

Конспект занятия по развитию речи «Описательный рассказ по картине»

учить составлять небольшой рассказ (из – 2-3 предложений, отражающий содержание картины, учить подбирать определения к словам «снег», «зима», «снежинки»; продолжать учить...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста

тема: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ(на примере работы со словом-доминантой «Печь») ...

Конспект занятия по речевому развитию "Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"

Основная образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие,художественно-эстетическое развитиеФорма организации: фронтальная.Программное содержание:...

Конспект занятия по речевому развитию "Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"

Основная образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие,художественно-эстетическое развитиеФорма организации: фронтальная.Программное содержание:...

Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа по дидактической картине Ежи"

Целью данного конспекта является научить детей внимательно рассматривать картинку, рассуждать над ее содержанием, составлять небольшой рассказ....

Конспект занятия по развитию речи с включением театрализованной деятельности Тема: «Курочка ряба» с детьми младшего дошкольного возраста

Основными принципами проведения театрализованной деятельности являются наглядность в обучении, доступность, проблемность и развивающий и воспитательный характер обучения....