Главные вкладки

    Конспект тематического мероприятия для старших дошкольников "Путешествие с фольклором"
    методическая разработка по развитию речи на тему

    Автором представлен материал по закреплению представлений о малых фольклорных форм и развитию речи старших дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл itogovoe_meropriyatie_puteshestvie_s_folklorom.docx25.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

    структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

    Конспект тематического мероприятия для старшей группы

     «Путешествие с фольклором»

    Интеграция образовательных областей:

    Познавательное развитие;

    Социально-коммуникативное развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие;

    Физическое развитие.

    Цель:

    Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм.

    Задачи:

    Образовательная.

    Закрепить малые фольклорные формы.

    Развивающая.

    Формировать умение различать загадку, потешку, пословицу;

    Развивать речь, ее выразительность посредством фольклора;

    Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

    Воспитательная.

    Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

    Предварительная работа:

    - проведение занятий, бесед, викторин по данной тематике;

    - знакомство с литературой о фольклоре, жанрах русского фольклора;

    - чтение сказок;

    - отгадывание загадок;

    - чтение и заучивание пословиц и потешек;

    - игры: дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, словесные, настольно-печатные;

    - слушание народных музыкальных произведений.

    Методы и приёмы:

    Словесные: беседа; рассказывание; отгадывание загадок; чтение сказок, пословиц, поговорок, потешек;

    Практические: Физ.минутка «Бабушка Яга»; русская народная игра «Золотые ворота».

    Наглядные: иллюстрации к сказкам, картинки для составления загадок.

    Материалы и оборудование: ёлочки, пенёк, грибок из картона, имитация озера с кувшинками, посылка – сюрприз.

    Формы организации совместной деятельности

    Детская

    деятельность

    Формы и методы

    организации совместной деятельности

    Двигательная

    Физкультминутка «Бабушка Яга»

    Игровая

    Русская народная игра «Золотые ворота»

    Коммуникативная

    Словесная игра «Закончи предложение»; отгадывание загадок; рассказывание потешек.

    Музыкально-художественная

    Музыкальное сопровождение под музыку Е.Теличеева «Лес».

    Продуктивная

    Рисование героев сказки «Теремок».

    Логика образовательной деятельности

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Ожидаемые результаты

    1

    Воспитатель приглашает детей в зал и говорит слова приветствия:

    Доброе утро, добрый час!

    Очень рада видеть вас!

    «Доброе утро!» - нам птицы щебечут.

    «Доброе утро!» - нам шепчут деревья.

    «Доброе утро!» - нам солнышко светит.

    «Доброе утро!» -  Здравствуйте, дети!

    Дети входят в зал и садятся на стульчики.

    Создан интерес к предстоящей деятельности.

    2

    Воспитатель обращает внимание детей на посылку – сюрприз от лесовичка. В письме он написал, что когда читал книгу, налетел сильный ветер и все листочки у книги разлетелись. Воспитатель предлагает детям отправиться в сказочный лес и  помочь лесовичку найти листочки из его книги. А дорогу туда покажет волшебный клубок, который прислал лесовичок.

    Дети соглашаются.

    Воспитана доброта, сочувствие, желание помочь.

    3

    Лесовичок предлагает детям посмотреть нужную страницу около пенька.

    Дети соглашаются.

    Поддержан интерес к предстоящей деятельности.

    4

    Воспитатель читает, что написано на странице:

    «У меня не усы, а усищи, не зубы, а зубищи»,

    «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылези – все будет сработано», и предлагает ответить на вопросы: почему решили, что это сказки?; из какой сказки эти слова и кто их говорит?

    Дети отвечают на вопросы.

    Развито умение отвечать на вопросы по содержанию, закреплено знание русских народных сказок.

    5

    Лесовичок предлагает детям посмотреть листок из книги около дерева.

    Дети соглашаются.

    Поддержан интерес к предстоящей деятельности.

    6

    Воспитатель читает и предлагает отгадать «сказочные загадки»:

    1. В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь».)

    2. Ждали маму с молоком,

    А пустили волка в дом.

    Кем же были эти

    Маленькие дети? (Козлята.)

    3. Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит. («Лисичка со скалочкой».)

    4. Дом построили друзья, жили весело, пока не пришел под вечерок Мишка, Мишенька-дружок. Был и низок и высок, расчудесный… («Теремок».)

    5. Носик круглый, пятачком.

    Им в земле удобно рыться,

    Хвостик маленький крючком,

    Вместо туфелек – копытца.

    Трое их – и до чего же

    Братья дружные похожи.

    Отгадайте без подсказки,

    Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)

    6. Назовите имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом. (Баба Яга.)

    Дети отгадывают загадки.

    Развито логическое мышление, умение отгадывать загадки.

    7

    Воспитатель предлагает поиграть:

    В темном лесе есть избушка,

    Встала задом наперед.

    В той избушке есть старушка –

    Бабушка Яга живет.

    Дети водят хоровод сначала спиной к центру круга, потом лицом.

    Нос крючком, глаза в полоску

    И, как уголь, все горят.

    Ух, сердитая какая,

    Дыбом волосы стоят!

    Ух, сердитая какая!

    Дети показывают длинный нос, щурятся, руки сжимают в кулаки, подносят к глазам. Резко выпрямляют пальцы, хмурятся, широко, широко раскрывают пальцы над головой, хмурятся.

    И поломана нога,

    Не простая – костяная…

    Вот вам Бабушка Яга!

    Дети прыгают на одной ноге. Прихрамывают, топают, разводят руки в стороны.

    Физкультминутка «Бабушка Яга»

    Снято мышечное и умственное напряжение.

    8

    Лесовичок предлагает детям посмотреть листок из книги около озера.

    Дети соглашаются.

    Поддержан интерес к предстоящей деятельности.

    9

    Воспитатель читает пословицу и  просит объяснить ее значение: «Без труда не вынешь рыбку из пруда»

    Дети объясняют значение пословицы.

    Развито логическое мышление, развит словарный запас.

    10

    Воспитатель предлагает детям вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки:

    • Щи да каша (еда наша)

    • Что на уме (то и на языке)

    • Хорошо в гостях, (а дома лучше)

    • Старый друг (лучше новых двух)

    • Ученье – свет (а не ученье – тьма)

    • Сделал дело (гуляй смело)

    • Всякому мила (своя сторона)

    Словесная игра «Закончи предложение»

    Закреплено знание пословиц и поговорок.

    11

    Лесовичок предлагает детям посмотреть листок из книги около грибка.

    Дети соглашаются.

    Поддержан интерес к предстоящей деятельности.

    12

    Воспитатель читает потешку:

    Зайчишка-трусишка

    По полю бежал,

    В огород забежал,

    Морковку нашёл,

    Сидит грызёт.

    Ай, кто-то идёт!

    и предлагает детям, рассказать потешки какие они знают.

    Дети рассказывают потешки.

    Закреплено знание потешек, сформировано умение выразительно рассказывать потешки.

    13

    Воспитатель предлагает детям поиграть в русскую народную игру: дети выстраиваются в «ручеек»

    Тра-та-та, тра-та-та

    Отворяйте ворота,

    Золотые ворота,

    Приходите к нам сюда.

    Пропускаем раз, пропускаем два,

    А на третий раз,

    Не пропустим вас.

    П/И «Золотые ворота».

    Снято мышечное и умственное напряжение.

    14

    Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: что было на страничках? как можно это назвать одним словом?

    Дети отвечают.

    Закреплено значение слова фольклор.

    15

    Воспитатель напоминает детям про книжку – раскладушку по сказке «Теремок», которую они делали со своими родителями и предлагает подарить ее лесовичку.

    Дети соглашаются.

    Поддержан интерес к предстоящей деятельности.

    16

    Лесовичок благодарит за помощь и подаренную книгу. Воспитатель хвалит детей за их знания и предлагает вернуться из сказочного леса в детский сад.

    Дети соглашаются.

    Закреплен интерес к образовательной деятельности.

    17

    Воспитатель предлагает поделиться впечатлениями о путешествии.

    Дети высказывают свои впечатления.

    Активизирован словарный запас по теме, продолжено развитие памяти и внимания.

    Список литературы:

    1. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.

    2. Русское народное творчество в детском саду. А.П. Усова.

    3. http://www.maam.ru/detskijsad/detskii-folklor-malye-folklornye-formy.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект тематического мероприятия, посвящённого Дню матери

    Материал может послужить опорой в организации мероприятий, посвящённых Дню матери...

    Конспект тематического мероприятия для старших дошкольников "Зима"

    Автором представлен конспект тематического мероприятия по времени года зима, направленный на формирование умений и навыков работы со схемами и пиктограммами....

    Конспект тематического мероприятия по правилам дорожного движения «Светофорик» в старшей группе детского сада

    Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире...

    Сценарий тематического мероприятия для старших дошкольников "Блокадное детство"

    День воинской славы в России стал праздником в 1995 году.Этот день 27 января был днём освобождения города Ленинграда от блокадного кольца. В память о героизме ленинградцев, в числе героев были дети и ...

    Музыкально - тематическое мероприятие в старшей группе№2 "Широкая Масленица"

    Знакомить детей с народными календарно - обрядовыми праздниками.....

    методическая разработка "День Победы" (тематическое мероприятие в старшей группе)

    Данная публикация содержит материалы для знакомства дошкольников с историей нашей страны....

    Музыкально - тематическое мероприятие в старшей группе "Пасха"

    Лрииобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника "Пасха - Светлое христово Воскресение"....