Конспект тематического мероприятия для старших дошкольников "Путешествие с фольклором"
методическая разработка по развитию речи на тему

Фомичева Светлана Александровна

Автором представлен материал по закреплению представлений о малых фольклорных форм и развитию речи старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_meropriyatie_puteshestvie_s_folklorom.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Конспект тематического мероприятия для старшей группы

 «Путешествие с фольклором»

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Цель:

Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм.

Задачи:

Образовательная.

Закрепить малые фольклорные формы.

Развивающая.

Формировать умение различать загадку, потешку, пословицу;

Развивать речь, ее выразительность посредством фольклора;

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Воспитательная.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Предварительная работа:

- проведение занятий, бесед, викторин по данной тематике;

- знакомство с литературой о фольклоре, жанрах русского фольклора;

- чтение сказок;

- отгадывание загадок;

- чтение и заучивание пословиц и потешек;

- игры: дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, словесные, настольно-печатные;

- слушание народных музыкальных произведений.

Методы и приёмы:

Словесные: беседа; рассказывание; отгадывание загадок; чтение сказок, пословиц, поговорок, потешек;

Практические: Физ.минутка «Бабушка Яга»; русская народная игра «Золотые ворота».

Наглядные: иллюстрации к сказкам, картинки для составления загадок.

Материалы и оборудование: ёлочки, пенёк, грибок из картона, имитация озера с кувшинками, посылка – сюрприз.

Формы организации совместной деятельности

Детская

деятельность

Формы и методы

организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка «Бабушка Яга»

Игровая

Русская народная игра «Золотые ворота»

Коммуникативная

Словесная игра «Закончи предложение»; отгадывание загадок; рассказывание потешек.

Музыкально-художественная

Музыкальное сопровождение под музыку Е.Теличеева «Лес».

Продуктивная

Рисование героев сказки «Теремок».

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель приглашает детей в зал и говорит слова приветствия:

Доброе утро, добрый час!

Очень рада видеть вас!

«Доброе утро!» - нам птицы щебечут.

«Доброе утро!» - нам шепчут деревья.

«Доброе утро!» - нам солнышко светит.

«Доброе утро!» -  Здравствуйте, дети!

Дети входят в зал и садятся на стульчики.

Создан интерес к предстоящей деятельности.

2

Воспитатель обращает внимание детей на посылку – сюрприз от лесовичка. В письме он написал, что когда читал книгу, налетел сильный ветер и все листочки у книги разлетелись. Воспитатель предлагает детям отправиться в сказочный лес и  помочь лесовичку найти листочки из его книги. А дорогу туда покажет волшебный клубок, который прислал лесовичок.

Дети соглашаются.

Воспитана доброта, сочувствие, желание помочь.

3

Лесовичок предлагает детям посмотреть нужную страницу около пенька.

Дети соглашаются.

Поддержан интерес к предстоящей деятельности.

4

Воспитатель читает, что написано на странице:

«У меня не усы, а усищи, не зубы, а зубищи»,

«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылези – все будет сработано», и предлагает ответить на вопросы: почему решили, что это сказки?; из какой сказки эти слова и кто их говорит?

Дети отвечают на вопросы.

Развито умение отвечать на вопросы по содержанию, закреплено знание русских народных сказок.

5

Лесовичок предлагает детям посмотреть листок из книги около дерева.

Дети соглашаются.

Поддержан интерес к предстоящей деятельности.

6

Воспитатель читает и предлагает отгадать «сказочные загадки»:

1. В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь».)

2. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети? (Козлята.)

3. Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит. («Лисичка со скалочкой».)

4. Дом построили друзья, жили весело, пока не пришел под вечерок Мишка, Мишенька-дружок. Был и низок и высок, расчудесный… («Теремок».)

5. Носик круглый, пятачком.

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)

6. Назовите имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом. (Баба Яга.)

Дети отгадывают загадки.

Развито логическое мышление, умение отгадывать загадки.

7

Воспитатель предлагает поиграть:

В темном лесе есть избушка,

Встала задом наперед.

В той избушке есть старушка –

Бабушка Яга живет.

Дети водят хоровод сначала спиной к центру круга, потом лицом.

Нос крючком, глаза в полоску

И, как уголь, все горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят!

Ух, сердитая какая!

Дети показывают длинный нос, щурятся, руки сжимают в кулаки, подносят к глазам. Резко выпрямляют пальцы, хмурятся, широко, широко раскрывают пальцы над головой, хмурятся.

И поломана нога,

Не простая – костяная…

Вот вам Бабушка Яга!

Дети прыгают на одной ноге. Прихрамывают, топают, разводят руки в стороны.

Физкультминутка «Бабушка Яга»

Снято мышечное и умственное напряжение.

8

Лесовичок предлагает детям посмотреть листок из книги около озера.

Дети соглашаются.

Поддержан интерес к предстоящей деятельности.

9

Воспитатель читает пословицу и  просит объяснить ее значение: «Без труда не вынешь рыбку из пруда»

Дети объясняют значение пословицы.

Развито логическое мышление, развит словарный запас.

10

Воспитатель предлагает детям вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки:

• Щи да каша (еда наша)

• Что на уме (то и на языке)

• Хорошо в гостях, (а дома лучше)

• Старый друг (лучше новых двух)

• Ученье – свет (а не ученье – тьма)

• Сделал дело (гуляй смело)

• Всякому мила (своя сторона)

Словесная игра «Закончи предложение»

Закреплено знание пословиц и поговорок.

11

Лесовичок предлагает детям посмотреть листок из книги около грибка.

Дети соглашаются.

Поддержан интерес к предстоящей деятельности.

12

Воспитатель читает потешку:

Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашёл,

Сидит грызёт.

Ай, кто-то идёт!

и предлагает детям, рассказать потешки какие они знают.

Дети рассказывают потешки.

Закреплено знание потешек, сформировано умение выразительно рассказывать потешки.

13

Воспитатель предлагает детям поиграть в русскую народную игру: дети выстраиваются в «ручеек»

Тра-та-та, тра-та-та

Отворяйте ворота,

Золотые ворота,

Приходите к нам сюда.

Пропускаем раз, пропускаем два,

А на третий раз,

Не пропустим вас.

П/И «Золотые ворота».

Снято мышечное и умственное напряжение.

14

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: что было на страничках? как можно это назвать одним словом?

Дети отвечают.

Закреплено значение слова фольклор.

15

Воспитатель напоминает детям про книжку – раскладушку по сказке «Теремок», которую они делали со своими родителями и предлагает подарить ее лесовичку.

Дети соглашаются.

Поддержан интерес к предстоящей деятельности.

16

Лесовичок благодарит за помощь и подаренную книгу. Воспитатель хвалит детей за их знания и предлагает вернуться из сказочного леса в детский сад.

Дети соглашаются.

Закреплен интерес к образовательной деятельности.

17

Воспитатель предлагает поделиться впечатлениями о путешествии.

Дети высказывают свои впечатления.

Активизирован словарный запас по теме, продолжено развитие памяти и внимания.

Список литературы:

1. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.

2. Русское народное творчество в детском саду. А.П. Усова.

3. http://www.maam.ru/detskijsad/detskii-folklor-malye-folklornye-formy.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического мероприятия для старших дошкольников "Зима"

Автором представлен конспект тематического мероприятия по времени года зима, направленный на формирование умений и навыков работы со схемами и пиктограммами....

Конспект тематического мероприятия по правилам дорожного движения «Светофорик» в старшей группе детского сада

Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире...

Сценарий тематического мероприятия для старших дошкольников "Блокадное детство"

День воинской славы в России стал праздником в 1995 году.Этот день 27 января был днём освобождения города Ленинграда от блокадного кольца. В память о героизме ленинградцев, в числе героев были дети и ...

Музыкально - тематическое мероприятие в старшей группе№2 "Широкая Масленица"

Знакомить детей с народными календарно - обрядовыми праздниками.....

методическая разработка "День Победы" (тематическое мероприятие в старшей группе)

Данная публикация содержит материалы для знакомства дошкольников с историей нашей страны....

Конспект тематического мероприятия, посвященного 76 годовщине Победы над фашизмом "Путь к Победе", для детей старшего дошкольного возраста

laquo;Путь к Победе»(Конспект тематического мероприятия, посвященного 76 годовщине Победы над фашизмом)Подготовила старший воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад № 59»Петлина Св...

Конспект тематического мероприятия в старшей группе, посвященной Дню Победы "Помним, гордимся, Благодарим"

Тематиеское мероприятие, посвященное Дню Победы. Можно использовать для старшей и подготовительной групп, данное мероприятия....