Конспекты занятий по развитию речи "Говоритмика"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Чебыкина Наталья Борисовна

Актуальность данной работы заключается в том,что с помощью этой программы у детей происходит развитие речи и расширяется словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon govoritmika.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь

  1. Тема:  «Бабочка-коробочка»

Цель:  развитие мелкой моторики рук, тренировать межполушарное взаимодействие (игра с ручками «Бабочка-коробочка»), учить детей распознавать цвета.

Оборудование: бабочка-коробочка.

Содержание: знакомство с новым персонажем, рассматривание, ощупывание, проигрывание игру с бабочкой, движение со словами выполняем.

+ игра с движениями и словами «Зайка беленький» (повторение Н.Б.)

  1. Тема:  «Бабочка - коробочка и ее друзья»

Цель: развитие мелкой моторики рук, изучение «большой -маленький» , учить распознавать красный цвет, применение методики «рисование пальцем» ,изучение формы (круг).

Оборудование: бабочка-коробочка, красные круги, черная гуашь.

Содержание: продолжение знакомства с бабочкой - коробочкой, рассказ о том, что у нее есть друзья (маленькие бабочки – коробочки),закрепление цвета (красный) и формы (круг), с помощью черной гуаши ставим точки указательным пальцем , получились маленькие друзья нашего персонажа.

+ лепка «Орешки для белочки» (повторение Н.Б.)

  1. Тема:  «Зеленый луг»

Цель: учить детей отвечать на вопросы педагога, узнавать ранее знакомого персонажа, учить распознавать цвета, описывать персонажа, т.е. его внешний вид, форму. Учить детей складывать кисть в щепоть, развивать мелкую моторику, величина (большой – маленький), количество (один – много)

Оборудование: бабочка – коробочка (большая) ,бабочка – коробочка (маленькая) ,сухой бассейн, зеленая гуашь, листы, поролоновая губка.

Содержание: прилетает бабочка – коробочка (чтение стихотворения), дети рассматривают и описывают ее внешний вид , объясняем ,что ей одной скучно и для нее нужно найти друзей. Достаем сухой бассейн, в котором спрятаны маленькие бабочки – коробочки, дети массажируют кисти рук, находят в нем бабочек (описывают внешний вид и величину). Затем рассказывает детям, что бабочки – коробочки живут на травке и ее нам нужно для них нарисовать.  С помощью поролоновой губки дети рисуют зеленый луг и туда прилетают все бабочки (учить «один – много»)

+ конструирование «Домик для пчелки» (повторение Н.Б.)

Октябрь

  1. Тема: «Листопад, листопад, листья красные летят»

Цель: развитие мелкой моторики рук, учить детей распознавать цвета, соотнесение предметов по цвету.

Оборудование: бабочка – коробочка, листья, сухой бассейн, бумага, гуашь, световые столы.

Содержание: развиваем мелкую моторику рук, играем «бабочки – коробочки», «Осенние листочки», массажируем пальчики в сухом бассейне, рисуем в технике примакивания (складываем пальцы в щепоть), игры со световыми столами.

+ аппликация «Красные листочки» (Н.Б.)

  1. Тема: «Листопад, листопад, листья желтые летят»

Цель: развитие мелкой моторики рук, учить детей в различие цветов (красный, желтый, зеленый), соотношение предметов по цвету, найди лишний листочек, развитие мышления, памяти, воображения.

Оборудование: листья (красные, желтые, зеленые), сухой бассейн, бумага, гуашь, световые столы.

Содержание: развиваем мелкую моторику рук с помощью сухого бассейна, игры «Листья осенние», рисовали в технике примакивания (складываем пальцы в щепоть), игры со световыми столами.

+ аппликация коллективная «Желтые листочки» (Н.Б.)

  1. Тема: «Прогулка в осенний лес»

Цель: тренируем в различие цветов (красный, желтый, зеленый), соотнесение предметов по цвету, учить детей находить лишний листочек, развитие мелкой моторики, памяти, воображения, мышления, речевого дыхания, познакомить с новым словом «Листопад», «Осень».

Содержание: развиваем мелкую моторику рук с помощью игры «Осенние листочки», игра «Найди желтый и красный листочек», игра «Ветерок» (развитие дыхания), игра «Собери листочки по цвету в корзинке», тренируем в умении «один», «много».

+ лепка «Осенние листочки» (Н.Б.)

  1. Тема: «Едем на рыбалку»

Цель: тренируем в различие цветов (красный, синий, зеленый), развитие мелкой моторики, памяти, воображения, координации в движении, ловкости, отработать предлоги «на», «под».

Оборудование: рыбки, бассейн, бабочка – коробочка, листья, маленькие бабочки – коробочки.

Содержание: с помощью игры «Листочки» развиваем крупные движения кистями рук (круговые вращения), по развитию сенсорного восприятия проводили игру «Рыбалка» (надо поймать разноцветных рыбок и назвать цвет), с помощью игры «бабочка – коробочка» изучали предлоги «на», «под» (положи «на» бабочку, «под» бабочку).

+ конструирование « Аквариум для рыбок» (Н.Б.)


Ноябрь

  1. Тема: «Желтая курочка»

Цель: закрепляем цветовое различие (желтый), развитие памяти, мышления, внимания, кругозора, тренировать в различие предлогов «на», «под», развитие мелкой моторики рук, научить различать «большой», «маленький».

Оборудование: световые столы, банка с зернами, изображение курочка с цыплятками, магнитофон, бабочка – коробочка.

Содержание: в гости прилетела бабочка – коробочка, рассмотрели ее, описали форму, цвет, закрепили с помощью игры предлоги «на», «под». Далее рассказываем о курочке с цыплятками (какого цвета, где мама (большая), где цыплята (маленькие), как они разговаривают, где живут, что кушают. Собираем зерна в чашечку (развитие мелкой моторики). Танец цыплят с помощью световых столов, рисуем указательным пальцем круг (большой, маленький).

+ рисование пальчиком и красками ( «Зернышки для курочки») Н.Б.

  1. Тема: «Белая курочка»

Цель: учить различать цвета (белый, черный), развиваем память, мышление, внимание, кругозор, развиваем мелкую моторику, дыхательная гимнастика.

Оборудование: световые столы, банка с зернами, картинка (курочка с цыплятками (белые)), игрушки – звери, снежинки.

Содержание: в гости у леса к нам пришли звери. Дети запоминают их, закрываем тканью, убираем одну игрушку, дети называют кого не стало. Остается зайка, описываем цвет, где живет, что кушает. Дыхательная гимнастика со снежинками (белые). Далее рассматривают картинку «Курочка с цыплятами» (описание «большая», «маленькая», цвет). Проигрываем танец «Цыплята» .Собираем зерна на них. С помощью световых столов рисуем указательным пальцем круг («большой», «маленький»)

+ рисование («Курочка с цыплятками»), рисуем большой и маленький круг с помощью кисти и белой гуаши. (повторение Н.Б.)

  1. Тема: «Черная курочка»

Цель: знакомим детей с черным цветом, развитие памяти, мышления, внимания, кругозора, развитие мелкой моторики рук, учим различать «большой» и «маленький»

Оборудование: световые столы, игрушки зверей на внимание, картинка «черная курица», магнитофон, снежинки, зерна в коробочке.

Содержание: в гости к нам пришла курица («одна», «много», какого цвета? «черная»). Кормим зернами, собираем рассыпанные зерна. Из леса прибежали звери, рассматривают их и запоминаем. Игра «кто спрятался?». Разучиваем стих «Вышла курочка гулять», движения со словами, дыхательная гимнастика. Дуем на снежинки. Рисуем на световых столах большой – маленький круг. Ходим всеми пальчиками по столам.

+ комплексное занятие ( аппликация + рисование «Зернышки для черной курочки») Н.Б.

  1. Тема: «Птичий двор»

Цель:  учим различать цвета (белый, черный, желтый), понятие «один», «много», развивать мелкую моторику рук, мышление, память, воображение.

Оборудование: световые столы, картинки курица с цыплятками 3-х цветов, зерна, баночка, круги 3-х цветов.

Содержание: спрашивали кто пришел в гости (курицы), какого они цвета (3-х цветов), с кем они пришли (с цыплятками). У какой курицы много цыплят? У какой один? У какой нет? Собираем зерна и кормим их. Раскладываем цыплят по цвету (желтых, черных, белых). Повторяем игру со словами «Вышла курочка гулять». Рисуем на световых столах круги (большой, маленький), пальчиковая гимнастика.

+ лепка «Зернышки для курочки» Н.Б.

Декабрь

Тема: «Новый год»

Цель: знакомство с праздником «Новый год», его традициями, ощущения, закрепление цвета, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: дети заходят, рассказывают кто это? (Дед Мороз), что он вам принес? (елочку), рассматриваем, описываем елку, спрашиваем, где иголочки, что они колючие (трогали пальчиком), играем в игру с Дедом Морозом «Заморозь», игра с движениями «Как у нашей елочки».

+ аппликация «Дед Мороз – борода из ваты», рисование «Снежный лес».

Тема: «Игры с Дедом Морозом»

Цель: развиваем мелкую моторику рук, текстильные ощущения (горячее, холодное), разучить с детьми движения со словами, закрепление цвета.

Оборудование: бутылки с водой (горячая, холодная), Дед Мороз, игры.

Содержание: детей встречает Дед Мороз, ребята описывают его внешний вид, какой праздник скоро? (Новый Год). Играет с детьми в игру «Заморозь» (называют свое имя). Игра «Как у нашей елочки». Дедушка устал и начал таять. Игра «Горячее – холодное» (дети находят в бутылках холодную воду и приносят Деду Морозу).

+ аппликация «Дед Мороз – борода из ваты» (Н.Б.)

Тема: «Украшаем елочку»

Цель: развиваем мелкую моторику рук, мышление, память, внимание, речь. Знакомим с антонимами «колючий – пушистый», «широкий – узкий», «высокий – низкий». Развитие текстильных ощущений.

Оборудование: елка (высокая, низкая), ткань + рисование «Елочка для белочки» Н.Б.

Содержание: дети заходят, трогают накрытую тканью елочку (угадывают что это). Рассказывают о ней, какого цвета, какие иголочки (колючие, пушистые). Играем с высокой елочкой (показываем вверх руки), играем с низкой елочкой (руки вниз). Так же «широкая – узкая». Игра с движениями «Как у нашей елочки».


Январь

Тема: «Елочка – зеленая иголочка»

Цель: разучить с детьми игру про елочку, изучить зеленый цвет, текстильные ощущения (трогаем иголочки), учить детей пользоваться прищепками (одевать на елочку), учим «высокий», «низкий».

Оборудование: елочка (высокая, низкая), картонные елочки, прищепки, зайка.

Содержание: дети приходят, видят елочку, рассматривают их, описывают, трогают. Игра «Как у нашей елочки». Находят «высокую», «низкую» елочку (под какой елочкой сидит зайка?)

+ конструирование «Елочка из прищепок»

Тема: «Ежик»

Цель: развиваем память, внимание, продолжаем отрабатывать предлоги (снежинка «на» елочке, «под» елочкой), учим находить высокую, низкую елочку, учим свет (белый, красный), развиваем речь, используя стихи с движениями, развитие мелкой моторики.

Оборудование: елочка (высокая, низкая), еж, сухой бассейн, сугроб, снежинки, тарелочки (красные, белые), прищепки, ежи – ламинированные картинки.

Содержание: рассматривают елочки, находят елочку на которой снежинки. Игра на развитие дыхания (снегопад). Раскладываем снежинки в тарелочку красную. Игра с движениями («Как у нашей елочки»). Найди елочку под которой сугроб. Угадай кто там в сугробе (ежик), а внизу маленькие детки. Игра с мячами «Катится колючий ежик» (описываем цвет, форму). А теперь  давайте нашим ежикам оденем иголочки (дети прицепляютприщепки).

+ рисование «Иголочки для ежика»


Февраль

Тема: «Бабушкины помощники»

Цель: учим домашних и диких животных, «высокий», «низкий» - понятия, развитие внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук, тренировать в различие предлогов «на», «под».

Оборудование: набор (домашние и дикие животные), елка, домик, веревка, платочки, прищепки, покрывало.

Содержание: здравствуйте ребята, в гости пришли животные, давайте их назовем (как разговаривают?), затем игра на внимание «Кого не стало?», далее дети сортируют животных (возьмем домашних животных, отнесем их к бабушке). Поможем бабушке повесить платочки и чтобы их не сдуло ветром, прицепим прищепками.

+конструирование «Домик из палочек» Н.Б.

Тема: «Лесные – домашние животные»

Цель: учим домашних и диких животных, «высокий», «низкий» - понятия. Тренировать в различие предлогов «на», «под», вспомнить игры с движениями. Развитие мелкой моторики рук, внимания, воображения, памяти.

Оборудование: набор (домашние и дикие животные), елка, домик, прищепки, полоски – картонки, покрывало.

Содержание: дети находят «высокую», «низкую» елку. Кто сидит под «высокой» елкой. Дети называют их. Затем идем в гости к бабушке. У нее разбежались домашние животные. Поможем их собрать? Но для этого нужно построить им забор. Дети с помощью прищепок строят забор. Складывают животных и называют их. Повторяем всех диких животных. Игра с движениями. Затем домашних животных. Чем отличаются?

+конструирование «Елочка из прищепок» (Н.Б.)

Тема: «Бабушкины помощники»

Цель: вспомнить с детьми диких и домашних животных, развивать внимание, память, мелкую моторику рук, воображение, развивать уважительное к старшим, сочувствие, помощь, учим красный цвет.

Оборудование: лесные и домашние животные, платок, елка, дом, краски, листы с собачкой, кисточка.

Содержание: дети находят животных под елкой в лесу, называют их. Игра на внимание «Кто спрятался?». Затем дети идут в гости к бабушке, несут ей домашних животных. Бабушка рассказывается, что у нее заболела собачка и просить помочь ей вылечить ее. Рисуем кисточкой, примакивая каждую болячку. Бабушка прощается и говорит им спасибо.

+рисование «Зайка заболел» Н.Б.

Тема: «Доктор Айболит»

Цель: тренировать память, внимание, развивать мелкую моторику рук, вспомнить лесных и домашних животных, учить детей оказывать помощь, прививать любовь к животным.

Оборудование: лесные, домашние животные, елка, домик, платок, краски, кисти, листы для рисования.

Содержание: вспомнили игру с движениями про животных, игра на внимание «Кто спрятался?». Пришел Доктор Айболит, поможем ему вылечить зверей, дети прижигают кистью и краской болячки. Разносят зверей в домик (домашних) и в лес (лесных).

+ рисование «Бабочка», метод примакивания и разглаживания. Н.Б.

Март

Тема: «Подарок для любимой мамы»

Цель: вспомнить лесных и домашних животных, развивать память, внимание, мелкую моторику рук, учимся проявлять заботу о своих близких, тренировать зрительно – моторную координацию, закрепить знания цвета, учимся правильно держать кисточку.

Оборудование: набор (домашние и дикие животные), елка, домик, платок, листы для рисования, 4 цвета гуаши, баночка непроливайка, кисточки.

Содержание: ребята здороваются, называют всех животных, кто как разговаривает, спрашиваем какой скоро праздник? А давайте поздравим мам и нарисуем им красивую кружечку (дети с помощью примакивания закрашивают точки на кружке, выбирая из 4-х цветов).

+ аппликация «Цветочек для мамочки»

Тема: «Сломанный велосипед»

Цель: познакомить детей с геометрическими формами – круг, квадрат. Учить детей пользоваться приемами наложения, воспитывать чувство сопереживания.

Материалы: игрушка зайчик, рисунок велосипед без колес для каждого ребенка, круги и квадраты для каждого ребенка.

Содержание: приходит из леса медведь поиграть в игру. Затем приходит зайка, приносит загадки про велосипед. Ребята угадывают на картинке что это. Давайте поможем зайке найти колеса. Дети выбирают из геометрических форм нужные (круги) и прикладывают к велосипеду в нужные места. Затем приклеивают их клеем (называя эту форму). Затем с помощью пальчиков повторяем, рисуем круг в воздухе («Откуда пальчик начал бежать, там и остановился»).

+аппликация «Одуванчик»

Тема: «Знакомство с квадратом»

Цель: познакомить детей с геометрической фигурой – квадрат. Исследовать его. Игра на развитие внимания, выучить подвижную игру со словами.

Материалы: разрезанные круги, медведь, елка, деревянные круги, квадраты, световые столы, заяц.

Содержание: Ребята подходят к медведю. Где живет? Пальчиковая игра «Мишка». Помогают мишке  собрать разрезанные круги. Называют, какого цвета. Затем среди геометрических фигур находят круги, отдают зайке и отдельно квадраты. Пальчиком проводят по краю. Затем с помощью световых столов обводят форму квадрата.

+конструирование «Собери картинку» с помощью квадратов и кругов.

Мишка ты нас не пугай,

(грозят пальчиком)

Лучше с нами поиграй.

(махи руками на себя)

Круглый мяч возьмем легко,

вверх подбросим высоко.

(имитируем мяч, руки вверх)

Соберем с веточек ягодки малины,

(гладим поочередно каждый пальчик)

сложим эти ягодки в круглую корзину.

(делаем круг перед собой)

А потом домой пойдем,

(шагаем)

и пирог тебе спечем.

(печем пирожки)

Вы послушайте, ребята,

Посмотрите-ка сюда.

Это что за раскоряка?

Это что за ерунда?

(велосипед)

То стоит велосипед,

только толку в этом нет.

У него педали есть,

чем рулить и куда сесть.

Только злой Барбос унес

Пару худеньких колес.

Помогите-ка ребята зайке серому найти ,

те колеса, что катать бы,

зайку серого могли.

Апрель

Тема: «Треугольник – три угла»

Цель: познакомить детей с геометрической фигурой – треугольник. Исследовать его (посчитать углы, обвести контур), вспомнить все знакомые геометрические фигуры, собрать сломанные (из 2-х частей), подобрать крышу к домику и приклеить ее.

Оборудование: геометрические фигуры, домики на листах, крыши, медведь, разрезанные геометрические фигуры.

Содержание: ребята здороваются с педагогом. Спрашиваем, кто к нам пришел? (медведь). Подвижная игра со словами «Мишка ты нас не пугай». Он просит ребят собрать разрезанные геометрические фигуры. Мишке нужно построить дома (ребята подбирают крышу к домику и аккуратно приклеивают).

+ конструирование (собираем домик из геометрических фигур).

Тема: «Игры с фигурами»

Цель: закрепить знаний о геометрических фигурах, научить их раскрашивать пальчиком. Тренировать зрительно – моторную координацию, игра на развитие внимания «Где на картинке спрятался треугольник, круг, квадрат», «Прятки с фигурами».

Оборудование: геометрические фигуры, медведь, гуашь, листы с фигурами по количеству детей.

Содержание: ребят заходят и здороваются с педагогом и медведем. Мишка рассыпал геометрические фигуры, нужно сложить отдельно треугольник, круг, квадрат. Исследуем их. Мишка просит ребят помочь нарисовать, закрасить треугольник. Закрепляем форму и цвет (красный).

+аппликация «Солнышко», закрепление формы (круг) и цвета (желтый).

Тема: «Научим ежика»

Цель: учить детей общаться вежливо, вспомнить «большой – маленький», «высокий – низкий», учить детей собирать из частей целое, узнавать и называть геометрические фигуры, обследовать их.

Оборудование: еж (игрушка), ежата (су-джоки), елка (высокая, низкая), сухой бассейн, геометрические фигуры (разрезанные), геометрические фигуры.

Содержание: ребята заходят и здороваются с ежиком. Ищут ежат в сухом бассейне. Игра «Катится колючий ежик». Затем несут ежиху с ежатами к высокой елочке. Затем собирают разрезанные картинки. Показывают по команде треугольник, квадрат, круг. Игра с ежиком «Правильно – неправильно».

+конструирование «Елочка треугольник», оденем елочку в иголочки


Май

Тема: «Накормим животных»

Цель: вспомнить лесных, домашних животных, понятие «большой – маленький», развитие мелкой моторики, внимания, закрепление знаний формы и цвета, учимся проявлять заботу к животным.

Оборудование: набор (домашние, дикие животные), платок, елки (большая – маленькая),  су-джоки, формы.

Содержание: ребята заходят и здороваются, играют в игру с ежиками. Называют цвет и форму, трогают иголочки. Бабушка испекла печенье, дети называют, какой формы. Пришли гости (животные), надо их найти и назвать, дети берут по животному и кормят их печеньем, лесным квадратное печенье, домашних круглое. Разносят по местам, лесные в лес, домашние домой. Игра на внимание («Кто спрятался?»)

+лепка (печенье из теста – метод выдавливания)

Тема: «Веселое путешествие»

Цель: закрепление пройденного материала

Оборудование: елки, звери, бабушка, платочки, прищепки, веревка, листы – полянки, бабочки, бабочка – коробочка, фрукты, платочек.

Содержание: дети выстраиваются паровозиком. Едем до станции «Полянка». Дети называют фигуры, цвет, рассаживают маленьких бабочек, игра «Бабочка – коробочка». Далее поезд едет до станции «Веселые зверята». Игра – прятки. Затем разносят зверей по домам (лес, дом). Спрашиваем, кто живет под высокой, низкой елочкой. Следующая станция «Деревенька». Помогают бабушке развешать платочки. Игра с прищепками. Прощаются, бабушка угощает их фруктами.

+рисование «Зеленые полянки» (треугольник, квадрат, круг)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...