Учимся говорить правильно
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Шабанова Марина Аливердиевна

Учимся говорить правельно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_govorit_pravilno.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Учим говорить правильно»

Третий год жизни - начало речевого общения детей друг с другом. В конце второго года формируется способность давать комплексные ответы (движение, действие плюс слово). В этот период речь широко используется для сопровождения действий, а в конце третьего года даже для планирования предстоящей деятельности: « Я буду тетя докиль» (доктор); «Налисую додик» (нарисую дождик). Раньше о понимании ребенка, его представления зачастую судили по его двигательным ответам, действиям. Теперь, когда активная речь пронизывает всю деятельность ребенка и ! выполняет функции репродукции, воспроизведения, об уровне понимания, восприятия, мышления начинают судить по его высказываниям.

При развитии речи детей третьего года жизни    ставятся следующие воспитательные задачи:

•    Усложнить понимание речи: усовершенствовать зрительное и слуховое восприятие,   научить   детей   слушать   и   воспринимать   несложные рассказы без показа и выполнять словесные поручения взрослого.

•    Усовершенствовать активную речь ребенка: расширить словарь к 3 годам до 1200-1500 произносимых слов, пополняя его разнообразными частями речи; усовершенствовать ее грамматический строй, добиваясь, чтобы   после   2   лет   6   месяцев   дети   использовали   разные   виды

предложений    и    в   ответах    на   вопросы    самостоятельно    могли

ч^

воспроизвести    несложный,    словесно    выразить    или    полученные

впечатления, совершенствовать произношение слов.

•    Обогащать   поводы   пользования   речью,   добиваться,   чтобы   дети использовали речь не только при общении с взрослым, но и друг с другом.

Понимание речи. Некоторые особенности восприятия и мышления у

детей третьего года жизни.

Детей после полутора лет начинают знакомить в доступной форме с элементарными признаками (вкус, цвет, форма, размер) и назначением предметов, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни.

Ответы ребенка могут быть в форме движений, действия и в форме высказываний. «Двигательные» ответы, например, помогают проверить, как ребенок различает цвета.

Необходимо избегать в разговоре с ребенком употребления однообразных, изо дня в день повторяющихся слов, выражений, фраз. Например, вместо обычной фразы «горячо», можно сказать: «Суп горячий, надо есть осторожно», или: « Подожди немного, суп горячий, не обожгись» и т.п. одни и те же мысли, по-разному выраженные взрослыми, не только обогащают словарь ребенка, но и расширяют, углубляют его представления об окружающем. Он начинает сравнивать, сопоставлять различные явления, устанавливать их связь, причину, искать объяснения, т.е. мыслить.

Любое требование, указанное надо объяснить «Надень рукавички, потому что холодно». Это приучает и ребенка мотивировать свои просьбы, желания: «немножко поиграю, потом - гулять».

На занятиях и в самостоятельных играх нужны специальные игрушки-пособия. В этом возрасте ребенок не довольствуется тем, что снимает, нанизывает, открывает, закрывает, вкладывает - это пройденный этап. Ему уже интереснее подбирать игрушки по цвету и размеру.

Важную роль выполняют лото, картинки, особенно такие, по поводу которых можно «рассуждать». Вот на картинке две девочки: плачущая и смеющаяся. Почему она плачет? Что случилось? Взрослый тут же придумывает подходящий ответ: « девочка плачет потому, что щенок утащил

4

и разорвал ее куклу; радуется девочка красивому мячику, который ей купила

мама».

I

Постепенно дети и сами начинают придумывать сюжет.

Дима М (2 года 3 месяца) смотрит на изображение барана и говорит: « он укусил меня за пальчик. Он только маленьких детей кусает».

Взрослый кладет перед ребенком одну за другой две картинки. На одной девочка везет мишку и куклу, на другой только куклу. «Что случилось? Кого потеряла девочка?» - спрашивает воспитатель.

На картинке два дерева с плодами: груша и яблоня. У мальчика в руках корзина с грушами. С какого дерева он их сорвал?

Для ребят после 2 лет 6 месяцев нужны и доступны такие книжки, где сюжет развертывается не на одной, а на нескольких картинках («Теремок», «Курочка Ряба»). Хороши также альбомы и наборы отдельных картинок на определенные темы: о временах года, животных, жизни на даче. способах передвижения.

В те моменты, когда взрослый не может принять участие в рассматривании картинок, высказывания детей могут быть более примитивными. Если взрослый на занятиях и в повседневном общении с ребенком полутора-двух лет не ограничивался названием предметов и действий, а объяснял признаки, назначение предметов, связи и отношения между ними, то вид предмета вызывает ребенка третьего года жизни на более распространенные высказывания, чем только название предмета и

действия.

Дима М. (2 года 3 месяца 24 дня), увидев на картинке чайник, отдергивает руку и произносит: «А ребята обожгутся, как я обжегся» (особенности фонетики в этом и последующих высказываниях не сохранены).

Ира 3. (начало третьего года жизни), увидев бочку, произносит: « Ли-ли-бом, загорелся Кошкин дом». Показывая цыпленка, воспитатель

спрашивает Иру: «Кто это?» Девочка, не отвечая на вопрос, сразу же произносит с жалобной интонацией: «Маленький, мамы его нет».

Рассказы взрослого о предмете настолько ярки, интересны для ребенка, что иногда он вспоминает их даже быстрее, чем название самого предмета.

Диме М. (2 года 1 месяц 5 дней) показывают чашку и спрашивают: «Что это?» он отвечает - не «чашка», а «чай пить, водичку».

Артуру Я. (2 года) показывают нож и спрашивают «Что это?» Он отвечает: «Хлеб резать». На вопрос «Кто это?» вместо «баран» произносит: «он есть морковку», вместо помидор: «Получили с макаронами», вместо вишня «магазин».

Артуру (2 года 4 месяца) показывают морковку. Он называет ее каким-то неразборчивым словом. При вопросе «Что любит зайка?» сразу отвечает: «Морковка».

Вова Г. (2 года 10 месяцев 3 дня) при показе очков (на картинке) и на вопрос «что это?» отвечает: «Часики». На дополнительный вопрос: «Что носят дедушка и бабушка?» тотчас следует ответ: «Очки». Боты называет ботинками. На вопрос: «Что надевают на ножки, когда идут гулять, а на улице дождь?» сразу же отвечает «Боты». Лису называет: «Киска». Воспитательница его опровергает: «Это не киска. Кто хитрый?» Вова сразу отвечает: «Лисичка».

Совершенствуется анализаторская деятельность. Ребенок второго года жизни, например, все цветы, называл «цветочек». На третьем году он узнает и называет некоторые цветы, контрастные по виду, например, ромашку и мак. По-разному называет сходные предметы мебели, одежды, посуды (стул и кресло, хозяйственная сумка и школьный портфель, зимняя шапка и панамка).

Углубляются знания детей о животных, их повадках, о том, что они едят, где живут, о видах пищи, образе жизни. При этом возможно и нужно усложнять ориентировочную деятельность детей, вплоть до решения ими доступных возрасту проблемных задач. Так, при наблюдении за живым

объектом дети получают задание положить перед ним кусочки разной пищи. Это помогает им усвоить, что кролик грызет морковку, а конфету не ест. Котенок лакает молоко, но равнодушен к сладкому.

В конце третьего года жизни дети начинают понимать юмор, смешное. Чаще всего смешным для них бывает то, что выходит за рамки обычных представлений. Например, дети хорошо знают, что собака лает, стережет дом. А если она, одетая в юбочку, танцует перед ними на задних лапках, то это вызывает смех. Но вот по двору бегает котенок с привязанной к хвосту консервной банкой. Банка тарахтит, и животное, обезумев от страха, кидается из стороны в сторону. Необычное зрелище вызывает у детей смех. Но если объяснить, что котенку больно, что нехорошо поступили большие мальчики, то наблюдаемое явление вызовет у ребенка совсем другую

реакцию: сожаление, желание помочь.

Наряду со способностью различать, анализировать у детей третьего года жизни благодаря комплексному типу восприятия совершенствуется способность обобщения. Это выражается в умении безошибочно узнавать предмет в рисунке, игрушке, независимо от цвета, величины, формы, в резком уменьшении примеров полисемантизма в речи.

В.А. Петрова рекомендует занятие «Кто, что делает?» для детей после полутора лет. Однако с большим успехом оно проходит в группе детей третьего года жизни. Подбирают несколько картинок. Мальчик и девочки, изображенные на них, играют в мяч, ходят с флажком и т.п. Рядом на столе лежат нужные для этого предметы: мяч, флажок и др. Картинки сначала подробно рассматривают: кто изображен, что делает, как (высоко) бросают мяч. Потом по очереди детям предлагают взять со столика нужный предмет и воспроизвести с ним действие персонажа, изображенное на картинке.

Способность обобщения выражается у детей и в том, что с помощью взрослого они начинают под одним словом объединять группы предметов. Воспитатель показывает детям мак. На вопрос: «Что это?» Вова (2г. И мес.

26 дн.) отвечает: «Цветочек». Взрослый говорит: «Это мак. Скажи, мак». Вова отвечает: «Мак, цветочек называется».

Дети понимают, что шапка - это и панамка, и берет, и меховая ушанка; игрушки - это лошадь, мяч, кукла, кубики: посуда - чашка, кастрюли, тарелка. Однако сознательное объединение под одним названием нескольких предметов ещё трудно для детей третьего года жизни и наблюдается редко. Легче им удается промежуточная форма, типа перечисления на вопрос: «Что мы едим?», «Что растет на нашем огороде?».

Дети третьего года жизни овладевают умением понимать вопросы «Где? Какой? Откуда? Куда? Зачем?» и отвечать на них. Они могут отгадывать простые загадки, если в тексте содержится более или менее точное содержание отгадки («Кто рано встает, ку-ка-ре-ку поет, деткам спать не дает?», «Хвостик крючком, ушки торчком, у дверей она лежит, Бовин домик сторожит»).

На третьем году жизни совершенствуется умение воспринимать более сложную сюжетную инсценировку с большим числом персонажей и действий. Детям этой возрастной группы на занятиях показывают сказки «Теремок», «Репка», «Аленка и гусенок» и др.

Кроме того, дети начинают овладевать умением понимать рассказы о событиях, знакомых им по прошлому опыту (без показа предметов, игрушек, картин). После 2 лет 6 месяцев они понимают смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в их личном опыте, но состоящих из знакомых им элементов. Поэтому среди специальных занятий по развитию речи рассказывание занимает большое место.

На третьем году эмоциональная жизнь детей значительно разнообразится. Радость, чувство удовлетворения вызывает у них удачное движение, действие, выполнение поручения взрослого, помощь, оказанная другому ребенку.

У них развивается понимание красивого.      Вызывает      приятные

чувства новое платье, бант, красивый букет цветов, праздничное убранство группы.

V

При правильном воспитании у детей появляется желание помочь, участие, жалость. Для воспитания верного отношения к плохому и хорошему, для развития у детей сложных чувств немаловажное значение имеют объяснения взрослого при показе картинок, рассказы, показы инсценировок, если им придается соответствующая эмоциональная окраска.

Прослушав рассказ о Мишке, которого не взяли на праздник из-за того, что он был грязный, они заявляют: «Нехороший? Мишка грязный, надо мыться». Или осуждают собачку, которая сломала куколкин домик: « Где теперь куколка жить будет?»

Замечания, объяснения, похвалы помогают ребенку овладеть определенными нормами поведения, формируют эмоционально отрицательное отношение к плохому. Но добиться этого можно только в случае, если речь взрослого сочетается с подходящей жизненной ситуацией. Взрослый хвалит ребенка, который помог упавшему, обращает внимание на малыша, вернувшегося в группу после долгого отсутствия. Если ребенка приучают не отнимать, а просить игрушку у другого малыша, надо постараться, чтобы он по возможности получил желаемое. В противном случае он перестанет просить и снова начнет отнимать. Надо учитывать и состояние «обиженного». Ведь требование отдать разрушит его интересную игру. Поэтому желающему получить игрушку, подсказывают, что в группе можно найти аналогичную, переключают его внимание на другое.

При воспитании у детей правил поведения, положительных взаимоотношений наблюдается иногда несоответствие требований взрослого, его замечаний и жизненной ситуации. Один ребенок отнимает игрушку у другого. Обиженный, не умея ее защитить, бьет обидчика. Воспитатель говорит: «Ты зачем бьешь Вову? Пожалей его сейчас же». Такое предложение вызывает отрицательную реакцию у ребенка. У него отняли

игрушку, и ему же предлагают пожалеть обидчика. Если же обидчику, который только что бил малыша, предлагают пожалеть его, то он скоро начинает понимать, что этим внешнем проявлением участия он легко может искупить свою вину перед взрослым. Поэтому, отняв игрушку, без всякой подсказки со стороны взрослого обидчик тут же гладит по голове плачущего малыша. Неумелое использование данного педагогического приема воспитывает качества прямо противоположные требуемым, так как ребенок не может установить, когда и зачем нужно совершать те или иные хорошие поступки по отношению к другому ребенку.

Отражая восприятие в речи, ребенок допускает ошибки. Это называние сходных по виду, порою даже по несущественным признакам, предметов одним словом; называние по аналогии с прошлым опытом и др.

Например, ребенок может назвать лейку чайником, ежа мышкой с иголочками, паровоз пароходом и т.д.

На одном из занятий детям показали рисунок с изображением красной майки. На вопрос: «Что это?» некоторые из них ответили: «Платок, флажок, помидорка». Они обобщили красную майку с предметами того же цвета.

Диме М. (2 года 1 месяц) показывают топор и спрашивают: «Что это0» Он отвечает: «Молоток». Не объясняя, воспитатель поправляет: «нет, это топор, скажи «топор». Дима отвечает: «Топор - это молоток».

Вове Г. (2 года 11 месяцев 26 дней) показывают пилу и спрашивают: «Что это?» Он отвечает: « Нож». На предложение: « Скажи «пила», -отвечает: «Это нож-пилка».

Показы картинок, изображающих даже просто отдельные предметы. вызывают у ребенка третьего года жизни оживление в памяти всего, что связано с данным предметом. Это определенное достижение в развитии восприятия, ориентировки в окружающем.

Вместе с тем показы-инсценировки с игрушками, рассматривание сюжетных картинок однотипного содержания могут привести к образованию стойких шаблонов в представлениях (своего рода узкой семантической

микросхемы). Это может затруднять   восприятие       и       воспроизведение

нового материала. Разговаривая со взрослым, отвечая на его вопросы, ребенок постоянно соскальзывает на привычную ему систему соподчиненности.

Воспитатель показывает Диме М. (2 года 2 месяца 28 дней) цыпленка. Дима правильно называет его и добавляет: «А у него нету мамы». Роется в картинках, вытаскивает изображение петуха и говорит: «Это его мама». Воспитатель смеется и, поправляя его, показывает курицу. Но мальчик убежденно произносит: «Это мама». Тогда его спрашивают: «А папа кто?» он отвечает: «Петух». «А маму как звать?» Дима отвечает: «Саша» (имея ввиду свою маму).

Представления о том или другом предмете иногда оказываются перепутанными, непрочными, хотя в ряде случаев до этого ребенок рассказывал о них правильно. Приведем отрывки из записей за малышом первого полугодия третьего года жизни (особенности фонетики не сохранены)

Дима М. (2 года 27 дней) о курице говорит: «Она грызет яблочки». Про зайца: « Он маленький, колючий».

2 года 2 месяца 18 дней. «Заяц, он морковку клюет». Про лейку: «горячо налей».

2 года 3 месяца 18 дней. На вопрос: « Что это?» Вместо «Нож» произносит: «Совок». Подумав, добавляет: «Надо хлеб резать, это не совок, а ножницы».

Знакомство ребенка со сказочными персонажами приводит к тому, что в последующем во всех ситуациях, при любых показах курочка для ребенка - «ряба», мишка - «косолапый», коза - «рогатая», Дед Мороз - «елочку принес» и т.д.

На примере развития понимания речи видно, что на третьем году жизни ребенок проходит большой путь развития. Он вступает в период формирования представлений о мире, об особенностях окружающих его

предметов, их соподчиненности, назначении. Ясно, что ребенка нужно знакомить только с тем, что доступно его пониманию. Требуется время, чтобы полученные впечатления закрепились, связались друг с другом, систематизировались. Это происходит на четвертом году жизни и в последующие периоды дошкольного детства.

«Игры и упражнения для развития речи детей»

Третий год жизни - период настолько быстрого совершенствования грамматического строя, что к концу этого периода речь детей по форме значительно приближается к речи взрослых.

Дети уже пользуются сложными предложениями, но без союзов, появление и закрепление которых происходит во втором полугодии.

Период до 2 лет 6 месяцев, несмотря на отдельные случаи появления сложных фраз, характерен преимуществом простых предложений. Ребенок начинает широко пользоваться вопросительными словами «что? Куда? Где?», появляются и вопросы «Когда? Почему? Как?».

Построением сложносочиненных предложений дети овладевают легче, чем сложноподчиненных. Дело здесь не только в грамматике, а в трудностях овладения временной или причинно-следственной связью, тем более что взрослые, разговаривая с ребенком, стараются не использовать сложных образцов, которые можно было бы заимствовать. Так, вместо фраз: «Сегодня не пойдем гулять, потому что дождь», «Нужно надеть варежки, чтобы не замерзли руки», «Я дам тебе кисель, когда ты съешь котлетку», - многие говорят: «Сегодня не пойдем гулять - дождь идет», «Надень варежки - руки замерзнут», «Съешь котлетку — дам кисель» и т.д.

Употребление сложных грамматических форм является основным показателем освоения грамматического строя речи.

Уже с 2 лет 4 месяцев - 2 лет 6 месяцев дети используют в речи много предлогов, дательный и творительный падежи, а к трем годам ребенок

овладевает основными падежными формами, как предложными, так и беспредложными.

Уже в начале третьего года жизни в речи детей появляются глаголы в будущем времени, расширяются функции наречий, а с 2 лет 4 месяцев - 2 лет 6 месяцев значительно обогащается словарь прилагательных.

Наиболее трудно ребенку дается согласование в роде прилагательных и глаголов прошедшего времени с существительным. Но и этим к концу третьего года жизни дети овладевают.

Объясняя столь быстрое овладение грамматическим строением речи, К.И. Чуковский отмечает, что в возрасте от 2 до 5 лет ребенок обладает необычным чутьем языка и что именно оно и связанная с ним умственная работа создают основу столь интенсивно идущего процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся говорить правильно в 6-7 лет

В данном пособии сделана попытка обобщения моего опыта работы  в специализированной группе для детей с речевыми патологиями.Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопеди...

Учимся говорить правильно.

Обучающий материал, который помогает повысить интерес детей к логопедическим занятиям. Представлены разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения....

Учимся говорить правильно

Игры, дидактические упрожнения на формирование грамматически правильной речи у детей старшего возраста....

Проект "Учись говорить правильно"

Цель проекта: стимулирование произносительной стороны речи, снижение количества детей с нарушением звукопроизношения путем профилактических мероприятий на этапе  становления речи в условиях дошко...

Компьютерная игра для развития речи "Учимся говорить правильно "

Методические рекомендациипо использованию пособия «Учимся правильно говорить» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Пособие «Учимся  правильно  говорить»  предназначено  для  коррек...

"Учись говорить правильно" проект

Характерной особенностью речевого дизонтогенеза у детей с общим недоразвитием речи является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Эти дети нуж...

Семейный праздник "Учимся говорить правильно"

Данное мероприятие способствует повышению интереса родителей воспитанников к логопедической работе дошкольного учреждения....