Звуковая культура речи: звук Р, Рь
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Тимербаева Гульнара Робертовна

 

Цель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в словах и предложениях.

 

 

Задачи:

Образовательные:

-подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику.

- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребенка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя.

- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие

Развивающие:

- способствовать развитию у детей  умения  слушать и понимать заданный вопрос.

- способствовать развитию  воображения.

- способствовать развитию фонематического слуха, подвижность языка.

Воспитательные:

-  способствовать воспитанию у детей  усидчивость, самостоятельность, умение слушать взрослого, соблюдать правила игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский

район Республики Башкортостан

Конспект

Организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Развитие речи»

Раздел: Развитие речи

Тема: Звуковая культура речи: звук Р, Рь

Возрастная группа: средняя

Выполнил: воспитатель

Тимербаева Гульнара Робертовна

Стаж в данной должности 9 лет

Имеющаяся категория: первая

г. Туймазы 2018.

Тема:  «Звуковая культура речи: звуки р, рь».

Цель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

-подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику.

- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребенка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя.

- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие

Развивающие:

- способствовать развитию у детей  умения  слушать и понимать заданный вопрос.

- способствовать развитию  воображения.

- способствовать развитию фонематического слуха, подвижность языка.

Воспитательные:

-  способствовать воспитанию у детей  усидчивость, самостоятельность, умение слушать взрослого, соблюдать правила игры.

Интегрированные области.

Активизация словаря: светофор, Чебурашка.

Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, заучивание чистоговорок.

Средства реализации: конверт, дорожная карта, мягкая игрушка Чебурашка, фигурка машинка.

Ход занятия.

Воспитатель.

Собрались ребята в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель:

Дети, сегодня почтальон доставил в д /сад конверт.  Нас приглашает на День рождения всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте, кто это?

Этот маленький зверек,
Не волчонок, не хорек,
В телефонной будке жил,
И со всеми он дружил.
У него большие уши,
И у Гены друг он лучший,
И смешной, как неваляшка,
Кто же это? ...

Дети. Чебурашка.

Воспитатель. Молодцы! Верно. Это Чебурашка. Чтобы мы не заблудились в пути,  Чебурашка прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигаться.

                          Показать  детям  карту

Артикуляционная  гимнастика.

(Часики, качели, блинчик, вкусное варенье, шарик, дудочка, грибочек)

Молодцы, наш язычок проснулся, а теперь давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
-
Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
-
Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
-
Водички: с-с-с-с-с…
-
Комарика: з-з-з-з-….

Знакомство со звуком.

Воспитатель. Все молодцы! Пора в дорогу.

Так как дорога предстоит дальняя, то отправимся мы в путь не пешком, а на автомобиле (на карту поставить маленькую машинку). Давайте научимся петь песенку мотора. Р-р-р-р-р-р

Ротик свои мы открываем,

Язычок приподнимаем,

В бугорочки упираем,

Краешки к зубам прижмем,

Да и сильно дуть начнем.

(Зубы не сомкнуты. Язык поднят к верхнему нёбу.

Пускаем сильную воздушную струю. Язык вибрирует).

Развитие фонематического слуха

Воспитатель. Ой, дети, посмотрите, на пути встал светофор.

               Красный глаз его горит –

               Ехать дальше не велит!

- Скажите, а в слове Светофор есть звук Р? (Ответы детей), давайте повторим это слово.

- Дети, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание:

а)  Чистоговорки:

Ра, ра, ра — вот высокая гора.

Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.

Ро-ро –ро – есть у мальчика ведро

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ра, ра, ра — дальше нам идти пора.

б) – Следующие задание. Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Найди ошибку». Слушайте и запоминайте! Где ошибка? Отвечайте!

  • Огород, рука, селдечко – где не верное словечко?
  • Тряпка, курица, челвяк –что я говорю не так?
  • Перчатка, рыба, калусели –ошибку вы найти сумели?
  • Прятки, пряник, шалик, рай – где ошибка? Отвечай!

Какой звук я произносила не правильно? (звук Р) (ответы детей).

Молодцы, дети! Справились с заданиями. Посмотрите, дети, включился зеленый свет! Значит,  можно двигаться дальше. РРРРРРР

Ой посмотрите! Здесь знак. (Подарок).

Воспитатель. Дети, вы не знаете, что этот знак может обозначать?

Дети: Подарок.

Воспитатель.  Да, правильно. На День рождения без подарка идти не хорошо. Я предлагаю вам выучить маленькое стихотворение для Чебурашки.

Роет землю серый крот

Разоряет огород.

Воспитатель. Скажите мне пожалуйста в каких словах  встречается звук «Р», повторите громко и тихо.

Воспитатель. Мы долго путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся в бабочек.

Физминутка «Бабочка».

Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствии с текстом.

Утром бабочка проснулась,                                                                                     Улыбнулась, потянулась.                                                                                                             Раз – росой она умылась,                                                                                                     Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела

На четыре – полетела.

Автоматизация звука Р в слогах и словах.

Воспитатель. Продолжаем движение по дорожке к Чебурашке.

Старуха Шапокляк (поставить на карту фигурку).

 Воспитатель. Дети, вы  знаете эту вредную старушку? Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей и сможем добраться  до домика Чебурашки.

в) – Следующее задание. 

Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.

Слова:  Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, воробей.

Воспитатель. Дети, вы молодцы! Справились со всеми заданиями на отлично, поэтому  Старушка Шапокляк  решила сама  освободить дорогу. Двигаемся вперед.

 «Дверь распахивается», и перед взором детей появляется  Чебурашка.

Воспитатель  и Дети.  С Днем рождения, Чебурашка!!!

Воспитатель. Дети, Чебурашка рад, что вы смогли преодолеть все препятствия и поздравить его с Днем рождения.

 Расскажите Чебурашке  с каким звуком вы сегодня знакомились. Дети, а ведь Чебурашка нам тоже приготовила задание.

Задание от Чебурашки «Скажи наоборот».

Жара - холод

Худой - толстый

Близко – далеко

Умный – глупый

Чисто – грязно

Солнце – луна

Весёлый – грустный

Толстый – светлый

Большой – маленький

Добрый – злой.

Молодцы дети! Справились с заданием.

Итог занятия

Какой звук сегодня мы закрепляли?

С кем и чем мы встречались на пути?

Что вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".

Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...