Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи по теме:
    конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Звуки и буквы", "Звук Н"

    ЛЕСИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

    Закрепление звука "Н"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл n.docx653.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи для детей 6-8 лет

    с использованием коллажа на тему:»Звуки и буквы».

     Звук «Н».

    Цель: закрепление звука «Н».

    Задачи:

     - учить выделять звук «Н» в ряду других звуков;

     - учить давать характеристику звукам в слове;

     -учить выделять количество слогов при помощи гласных;

     - развивать зрительное и слуховое внимание, память;

     - воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении цели.

    C:\Users\User\Desktop\39.jpg

    Перед ребёнком кладётся коллаж. Педагог вместе с ребёнком рассматривают его.

    П: Посмотри внимательно на коллаж и скажи, с какой буквой мы сегодня будем работать?

    Р: С буквой «Н».

    П: Правильно! Давай дадим характеристику звуку «Н».

    Р: Звук «Н» - согласный, звонкий, непарный.

    П: Молодец! Его можно смягчить?

    Р: Можно, гласным второго ряда, звуком «И» и мягким знаком.

    П: Умница! Найди на коллаже букву «Н».

    Р: Буква «Н» находится между звонком и ананасом.

    П: Правильно! Вот так пишется буква «Н». Из скольких элементов состоит буква «Н»?

    Р: Из трёх.

    П: Хорошо! Посмотри внимательно на коллаж и скажи, что ты видишь на самом первом рисунке?

    Р: Это две катушки с нитками.

    П: Верно! Обрати внимание, что нитки соединились так, что стали похожи на нашу букву «Н».

    Р: Да! Похожи!

    П: Скажи, какая позиция звука «Н» в слове нитки?

    Р: Звук «Н» в слове мягкий, потому что после него стоит гласный «И».

    П: Ты молодец! Запиши слово «нитки» в тетрадь. Подчеркни соответствующим цветом букву «Н».

    Ребёнок записывает, педагог контролирует.

    П: Каким цветом ты подчеркнул букву «Н»?

    Р: Зелёным, потому что здесь звук «Н» мягкий.

    П: Хорошо. А для чего нужны нитки?

    Р: Нитки нужны, чтобы зашить дырку. Из ниток можно вязать носки, шарф.

    П: Как называется профессия человека, который шьёт одежду?

    Р: Швея, портной.

    П: Молодец! Давай посмотрим на следующую картинку. Что ты видишь?

    Р: Это плёнка.

    П: Хорошо! Скажи, сколько слогов в слове «плёнка»?

    Р: Два слога, потому что там две гласные.

    П: Верно! Какая позиция звука «Н» в этом слове?

    Р: Твёрдая.

    П: А почему твёрдая? Там же есть звук «Ё»?

    Р: Он стоит перед звуком «Н»  и поэтому смягчать не может.

    П: Абсолютно верно! Ты молодец! Для того, чтобы согласный стал мягким, гласный звук «Ё» должен стоять после согласного. Скажи, а здесь есть мягкие согласные?
    Р: Да, есть. Звук «л» стал мягким за счёт звука «ё» и стал «ль».

    П: Молодец! Запиши слово «плёнка» в тетрадку.

    Ребёнок записывает слово, педагог контролирует правильность написания.

    П: Какой карандаш нам понадобится, чтобы обозначить звук «Н» в этом слове?

    Р: Синий, потому что звук «Н» твёрдый.

    П: Молодец! Скажи. Для чего нужна плёнка?

    Р: Плёнку вставляют в фотоаппарат и фотографируют.

    П: Верно! Давай смотреть дальше. Что нарисовано справа от плёнки?

    Р: Яблоня.

    П: Какая позиция звука «Н» в этом слове?

    Р: Мягкая, потому что следующая буква второго ряда  Я.

    П: Молодец! Запиши слово «яблоня» в тетрадь и подчеркни соответствующим цветом букву «Н».

    Ребёнок записывает, педагог контролирует.

    П: Хорошо! Давай посмотрим на следующую картинку. Что ты видишь?

    Р: Это рябина.

    П: Какая позиция звука «Н» в слове?

    Р: Твёрдая. После него стоит звук «А» - он гласный первого ряда и смягчать не может.

    П: Молодец! А скажи, сколько слогов в слове «рябина»?

    Р: Три, потому что три гласных звука.

    П: Правильно! Придумай слово, где слогов будет на один больше, чем в слове «рябина». Значит сколько там должно быть слогов?

    Р: Четыре.

    П: Правильно!

    Ребёнок думает и называет слово. В случае затруднения, педагог помогает ребёнку.

    Р: Снегурочка, сковорода.

    П: Верно. Запиши эти слова в тетрадь – рябина, снегурочка.

    Ребёнок записывает. Педагог контролирует.

    П: Хорошо! Что ты видишь под нитками?

    Р: Это машина.

    П: Верно! Скажи, какой по счёту звук «Н» в этом слове?

    Р: Пятый звук.

    П: Пятый, верно. А сколько слогов в этом слове?

    Р: Три, потому что три гласных буквы.

    П: Правильно! Запиши это слово в тетрадь.

    Ребёнок записывает, педагог контролирует.

    П: Хорошо! Обозначь, пожалуйста все гласные звуки. Какой цвет тебе понадобится?

    Р: Мне нужен красный цвет. Им мы обозначаем гласные. Здесь гласные «а», «и», «а».

    П: Хорошо! Придумай мне, пожалуйста, три слова, чтобы они начинались на такой же слог, как начинается слово машина. Какой здесь первый слог?

    Р: Слог «ма».

    П: Подумай и назови.

    Ребёнок думает, в случае затруднения, педагог подсказывает.

    П: Молодец! Что находится на коллаже справа от машины?

    Р: Звонок.

    П: Какая позиция «Н» в этом слове?

    Р: Твёрдая. Следующий звук «О» первого ряда.

    П: Измени слово так, чтобы звук «Н» стал мягким.

    Р: Звонки. После него стал звук «И» и смягчил его.

    П: Умница! А что ты сделал, чтобы звук «И» появился в слове?

    Р: Изменил слово – был один звонок, а стали звонки. Их стало больше.

    П: А для чего нам нужен звонок?

    Р: Звонок нужен для подачи сигнала. Чтобы люди могли услышать и освободить путь, когда кто-то едет. Звонок также нужен, чтобы звонить в дверь или по телефону.

    П: Очень хорошо! Запиши слово «звонок» в тетрадь. Обозначь все буквы цветами.

    Ребёнок выполняет. Педагог контролирует.

    Посмотри на коллаж и скажи, что находится справа от буквы «Н».

    Р: Ананас.

    П: Что такое «ананас»?

    Р: Это фрукт.

    П: Правильно! А какое будет варенье из ананаса?

    Р: Ананасовое.

    П: А какие ещё блюда можно приготовить из ананаса?

    Р: Сок, пирог, йогурт, мармелад.

    П: Хорошо! Какие ещё экзотические фрукты ты знаешь?

    Р: Банан, манго, мандарин, киви. апельсин.

    П: Умница! Сколько звуков «Н» в слове ананас?

    Р: Два.

    П: Верно! Какую позицию занимает звук «Н» в слове?

    Р: Твёрдую, т.к. две буквы «А» первого ряда указывают на твёрдость.

    П: Запиши слово в тетрадь и обозначь цветом все звуки по порядку.

    Ребёнок выполняет, педагог контролирует.

    П: Сколько гласных в слове:

    Р: Три и все «А».

    П: Сколько согласных?

    Р: Тоже три.

    П: Молодец! Посмотри на коллаж и скажи, что находится под машиной?

    Р: Это телефон.

    П: Скажи, какая позиция звука «Н» в этом слове?

    Р: Твёрдая.

    П: Абсолютно верно! Скажи, а здесь есть мягкие согласные?

    Р: Да, есть. Звук «т» стал мягким за счёт звука «е» и стал «ть». И звук «л» стал мягким тоже за счёт звука «е» и стал «ль».

    П: Молодец! Запиши слово «телефон» в тетрадь.

    Теперь найди в слове все мягкие согласные и обозначь их соответствующим цветом. Карандаш какого цвета тебе понадобится?

    Р: Зелёный.

    Ребёнок выполняет, педагог контролирует.

    П: Что находится справа от телефона?

    Р: Чайник.

    П: Какую позицию в слове занимает звук «Н»?

    Р: Мягкую, потому что после него стоит звук «И».

    П: Чайник – это какая посуда?

    Р: Чайная.

    П: Какую ещё чайную посуду ты знаешь?

    Р: Чашка, чайная ложка, сахарница, блюдце.

    П: Молодец! Запиши слово в тетрадь и обозначь звук «Н» нужным цветом.

    Ребёнок записывает слово в тетрадь и обозначает звук «Н» зелёным цветом.

    П: Посмотри, что находится на коллаже справа от чайника?

    Р: Это индюк.

    П: А кто такой индюк?

    Р: Это домашняя птица.

    П: А каких ещё домашних птиц ты знаешь?

    Р: Курица, утка, гусь.

    П: Какую позицию занимает звук «Н» в слове «индюк»?

    Р: Звук «Н» в слове твёрдый, потому что после него стоит согласный звук «Д».

    П: Запиши слово в тетрадь и обозначь звук «Н» соответствующим цветом.

    Ребёнок записывает, педагог контролирует.

    П: Посмотри внимательно на коллаж и скажи какая картинка у на осталась?

    Р: Это индеец.

    П: Где находится эта картинка.

    Р: В правом нижнем углу.

    П: Молодец! Какую позицию занимает звук «Н» в слове?

    Р: Твёрдую, т.к. после идёт согласный звук.

    П: Хорошо. Запиши слово в тетрадь и обозначь цветом позицию звука «Н».

    РЕФЛЕКСИЯ

    Коллаж убирается. Тетрадь закрывается.

    П: С каким звуком мы сегодня работали?

    Р: Со звуком «Н».

    П: Молодец! Дай ему характеристику.

    Р: Звук «Н» - согласный, непарный, звонкий. Его можно смягчить мягким знаком и гласным второго ряда. А так же звуком «И».

    П: Хорошо! Вспомни, какие картинки были на коллаже.

    Ребёнок перечисляет всё, что он запомнил. Если он что-то забыл, педагог напоминает о них.

    П: Ты умница! Сегодня замечательно занимался!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи с использованием коллажа для детей 6-8 лет "Звук «Н»."

    Цель: знакомство со звуком «Н».Задачи: 1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.2.  Развивать фонематические функции.3. Развивать зрительно - пространственные пре...

    конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Времена года", "Горыныч осенью"

    Закреплять представления ребёнка о характерных признаках осени и осенних явлениях...

    Конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Вещи", "Помидор - диван"

    Упражнять детей в объединение предметов, по какому - либо признаку...