Конспект занятия по развитию речи с использованием коллажа для детей 6-8 лет "Звук «Н»."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Виниченко Юлия Владимировна

Цель: знакомство со звуком «Н».

Задачи:

1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.

2.  Развивать фонематические функции.

3. Развивать зрительно - пространственные представления.

4. Формировать грамматический строй речи.

5. Активизировать и обогащать словарный запас.

7.  Развивать связную речь.

8. Развивать зрительное внимание, память, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.docx253.68 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Воспитатель\Downloads\39.jpg

Составление рассказа по коллажу со звуком «Н».

Цель: знакомство со звуком «Н».

Задачи:

1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.

2.  Развивать фонематические функции.

3. Развивать зрительно - пространственные представления.

4. Формировать грамматический строй речи.

5. Активизировать и обогащать словарный запас.

7.  Развивать связную речь.

8. Развивать зрительное внимание, память, мышление.

Перед ребенком кладется коллаж.  Педагог вместе с ребенком рассматривают его.

П. Посмотри внимательно на все части коллажа и скажи, с какой буквой мы сегодня будем работать.

Р. С буквой "Н"

П. Молодец! Правильно! Для начала, давай дадим характеристику звуку «Н».

Р. Звук «Н» - согласный, звонкий, непарный.

П. Хорошо. Его можно смягчить?

Р. Да, можно. Гласными второго ряда , мягким знаком и звуком «И».

П. Верно. Найди на коллаже букву «Н».

Р. Она находится между звонком и ананасом.

П. Посмотри внимательно и запомни, как  она пишется. Из скольких элементов состоит буква Н?

Р. Из трёх.

П. Хорошо. Теперь давай мы с тобой рассмотрим и разберём все картинки, которые изображены на коллаже. Что изображено на самом первом рисунке?

Р. Это нитки.

П. Верно. В слове нитки есть буква Н? Какова  позиция звука в данном слове и почему?

Р. В слове есть буква Н. Звук «Н» в слове мягкий. Его смягчил звук «И».

П. Отлично! Запиши слово нитки в тетрадь, подчеркни соответствующим цветом букву "Н".

Ребёнок записывает слово и подчёркивает букву Н зелёным цветом.

П. Каким цветом ты подчеркнул букву Н?

Р. Зелёным. Потому что здесь звук мягкий.

П. Молодец. А для чего нужны нитки?

Р. Чтобы можно было заштопать одежду, пришить пуговицу. И портным нитки нужны для их работы.

П. Верно! Давай посмотрим на следующую картинку. Что ты видишь?

Р. Это лента.

П. Очень хорошо! А какова позиция звука «Н» в этом слове?

Р. Звук «Н» твёрдый, потому что после него не стоит никакой гласной второго ряда  или мягкий знак.

П.Молодец! Правильно! Запиши слово лента в тетрадь.

Каким цветом ты подчеркнёшь букву Н?

Р. Синим, потому что звук «Н» твёрдый.

П. Хорошо! Молодец! А что изображено  справа от ленты?

Р. Изображена яблоня, а на ней яблоки созрели.

П. Верно! Скажи мне, какова позиция звука «Н» в слове яблоня?

Р. Мягкая.

П. А почему мягкая?

Р. После звука «Н» стоит смягчающий гласный звук «Я».

П. Абсолютно верно! Ты молодец! Запиши слово в  тетрадь и обозначь звук нужным цветом.

П. Хорошо. Давай посмотрим дальше. Что ты видишь рядом с яблоней?

Р. Это веточка рябины.

П. Сколько слогов в слове рябина?

Р. Три слога.

П. Молодец! А какая позиция звука «Н» в слове рябина?

Р. Звук «Н» в слове твёрдый, потому что после него не стоит гласный звук «И» или мягкий знак.

П. Молодец! Запиши слово рябина в тетрадь. Отметь цветом звук «Н». Какой карандаш тебе понадобится?

Р. Синий.

П. Все верно!

Ребенок выполняет, педагог контролирует.

П. Хорошо. Мы записали слово рябина. Смотрим на картинку дальше. Что ты видишь под рябиной?

Р. Это ананас.

П. Сколько звуков в слове ананас?

Р. Два звука.

П. Верно! Какая позиция звуков «Н» в слове?

Р.Твердая. После них стоит звук «А». Он гласный первого ряда и смягчать не может.

П. Очень хорошо! Молодец! Запиши, пожалуйста, слово в тетрадь и подчеркни букву Н нужным цветом. Какой цвет карандаша тебе понадобится?

Р. Синий.

П. Правильно!

Ребенок записывает, педагог контролирует правильность написания.

П. Хорошо. Идём дальше. Кого ты видишь под ананасом на коллаже?

Р. Индейца!

П. Верно! Скажи, какой по счету звук «Н» в этом слове?

Р. Второй.

П. Второй, верно. Какая позиция звука «Н» в этом слове?

Р.Мягкая.

П. Послушай внимательно  ин-де-ец. Как звучит звук «Н»?

Р.Твердо.

П. Молодец! Запиши слово индеец  в тетрадь и отметь цветом звук «Н». Какой карандаш тебе понадобится?

Р. Синий.

П. Все верно!

Ребенок записывает, педагог контролирует.

П. Хорошо. Вернемся к коллажу. Что ты видишь слева от индейца?

Р. Это индюк!

П. Верно! Ты когда-нибудь видел индюков?

Р. Только на картинке.

П. Скажи, какая позиция звука «Н» в слове индюк?

Р. Твердая.

П. Почему ты так думаешь?

Р. После согласного «Н» стоит согласный звук «Д». 

П. Очень хорошо! Молодец! Запиши, пожалуйста слово индюк в тетрадь. Обозначь цветом звук «Н».

Ребенок выполняет, педагог контролирует.

П. Молодец. Смотрим дальше. Что ты видишь слева от индюка?

Р. Чайник.

П. Верно! Молодец! Скажи, какая позиция звука «Н» в слове чайник?

Р. Мягкая позиция, потому что после звука «Н» стоит гласный второго ряда «и» и смягчает его.

П. Прекрасно! Запиши, пожалуйста, слово чайник в тетрадь. Подчеркни в слове звук «Н» соответствующим цветом.

Ребенок выполняет, педагог контролирует правильность выполнения задания.

П. Хорошо, посмотри внимательно. Что ты видишь слева от чайника?

Р. Это телефон. У нас дома раньше такой стоял. Теперь другой поставили.

П. Хорошо. Подумай и скажи мне, какая позиция звука «Н» в этом слове?

Р.Звук «Н» в этом слове твёрдый, потому что он стоит в конце слова, и после него нет никакого звука.

П. Молодец! Верно! Запиши в тетрадь слово телефон и обозначь звук «Н» нужным цветом. Какого цвета карандаш тебе понадобится?

Р. Синего.

П. Правильно!

Ребенок выполняет задание, педагог контролирует.

П. Хорошо! Теперь посмотрим, что изображено над телефоном?

Р.Машина!

П. Верно! Скажи мне, пожалуйста, какие бывают машины?

Р. Грузовые – на них перевозят различные грузы, и легковые, на которых люди могут передвигаться по городу на работу, или за город на дачу. Могут и в другой город поехать или даже на море летом!

П. Всё верно! А в слове машина, какова позиция звука «Н»?

Р. Твёрдый, потому что после звука «Н» стоит гласный звук первого ряда «А».

П. Верно! Запиши слово машина в тетрадь и обозначь нужным цветом звук «Н».

Ребенок выполняет задание, педагог контролирует.

П. И у нас  осталась последняя картинка! Какая?

Р. Это звонок! У меня такой есть на велосипеде!

П. Да. Верно! Скажи, сколько слогов в слове звонок?

Р. Два слога.

П. Молодец! И какова же позиция звука «Н» в данном слове?

Р. В этом слове звук «Н» твёрдый, так как после него стоит гласный звук первого ряда «О». Звуки первого ряда не смягчают, кроме звука «И».

П. Умница! Запиши последнее слово в свою тетрадь и обозначь нужным цветом звук «Н».

Ребёнок выполняет задание.

Рефлексия.

Педагог убирает коллаж и закрывает тетрадь.

П. С каким звуком мы сегодня работали?

Р. Со звуком «Н».

П. Дай характеристику этого звука.

Р. Звук «Н» - согласный, звонкий, непарный. Смягчается гласными звуками второго ряда, звуком первого ряда «И» и мягким знаком.

П. Отлично!  Вспомни, что было изображено на коллаже?

Ребенок вспоминает и перечисляет. При возникновении трудностей, педагог помогает.

П. Тебе понравилось сегодняшнее занятие?

Р. Да, очень! Спасибо!

П. Ты очень хорошо сегодня позанимался! Умница!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием коллажа для детей 6-7 лет "Времена года.Осень."

Педагог показывает коллаж, на котором изображен Горыныч осенью.П: Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что ты видишь.Ребенок рассматривает картинку и по признакам, изображенным на коллаже, долже...

Конспект занятия по развитию речи с использованием коллажа те тему: «ЗамОк - зАмок».

Цель: познакомить детей со значением ударения в словах.Задачи:формировать у детей умение слушать и понимать обращённую к ним речь, отвечать на вопросы.развивать выразительность речи....

Конспект занятия по развитию речи с использованием коллажа те тему: «Признаки осени».

Цель: закреплять представления ребёнка о характерных признаках осени и     осенних явлениях.Задачи: - учить называть признаки осени, её явления; - учить отвечать на вопросы по...

Конспект занятия по развитию речи с использованием коллажа те тему: «Фруктовый сад».

Цель занятия: развивать диалогическую и монологическую речь детей. Задачи:формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать связную речь,Способствовать развитию ...

Конспект занятия по развитию речи с использованием коллажа те тему: «Классификация предметов».

Цель: упражнять детей в составлении описания предметов по картинкам....

Конспект занятия по развитию речи, с использованием ЭОР, для детей младшего дошкольного возраста «Есть у Ани огород…»

Цель: Создание благоприятных условий для стимуляции речевой активности. Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Познание», «Коммуникация»....