Конспект занятия "Путешествие к солнышку"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему

Стрижак Наталья Михайловна

Конспект НОД по развитию лексико-грамматической и фонематической стороны речи "Путешествие к солнышку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_k_solnyshku.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию лексико-грамматической и фонематической стороны речи ребенка «Путешествие к солнышку».

Цель: развитие  фонетической и лексико-грамматической стороны речи.

Задачи:

Развитие фонематического восприятия: выделение заданного слова из ряда слов, схожих по звучанию; выделение первого гласного звука в словах.

Формирование грамматического строя речи: закреплять умение употреблять предлоги в речи; закреплять умение согласовывать числительные с существительными;  закреплять умение подбирать глаголы к имени существительному во множественном числе. Расширение словаря.

Формировать положительные установки детей на участие в совместной деятельности. Воспитание навыков общения и сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий. Формирование коммуникативных навыков.

Оборудование:

Плоскостное изображение солнышка со съемными лучами. Куклы би-ба-бо: зайчонок, волчонок, лисенок, медвежонок. Д/и «Волшебный цветок» на гласные звуки; д/пособие «Ромашка», «Дуб»

Дети заходят в группу, встают полукругом.

В.: Ребята, к нам сегодня в гости пришел очень теплый  гость. А кто это – вы мне скажите сами. Послушайте загадку:

Ночью спрячется оно –

Станет во дворе темно,

Утром снова к нам в оконце

Бьется радостное… (солнце)

В.: Да, ребята, к нам в гости заглянуло солнышко. (Приглашаю детей к доске, на которой прикреплено солнышко без лучей). Только что-то с ним не так. Какое-то оно грустное. Что с ним случилось, как вы думаете?

Д.: У  него нет лучиков.

В.:  Это подул сильный ветер, и лучики у солнышка разлетелись по лесу. Но без лучиков солнышку плохо. Как же быть? Надо помочь солнышку  найти его лучики. Вы согласны?

Д.: Да!

В.: Тогда пора отправляться в дорогу. Я думаю, что лучше всего отправиться на поезде. Вы согласны? Чтобы получить билет, надо выполнить задание: хлопать только тогда, когда услышите слово ВАГОН. Если я буду называть похожие слова, то хлопать не надо. ( Загон, фагон, вагон, батон, вагор, багор, магон, вагон, выгон, фагот, жагон, вагон, разгон, вагон. )

В.: Молодцы, ребята, вы все правильно выполнили задание и все получили билеты. Тогда вагончики строятся, паровозик прицепляется и отправляемся в наше путешествие.

Дети под музыку «едут» и подходят к столам.

В.: Вот мы и приехали в лес. Давайте посмотрим, кто же нам здесь поможет?

Вместе с детьми подхожу к  столам, появляется Заяц (игрушка би-ба-бо).

В.и Д.: Зайка, зайка, помоги,

             И ребятам подскажи.

             Как нам солнышко спасти,

             Лучики его найти?

Зайка: Я, конечно, помогу, и лучики вам подарю. Но и вы мне помогите – цветок волшебный соберите.

Дети собирают «цветы» со словами на определенный звук (выделение первого гласного звука в слове).

Зайка: Вот от солнышка лучики, возьмите. А еще лучики есть у Волчонка. Идите прямо, прямо, а потом направо, а потом кругом, кругом и к волчонку прямо в дом вас путь-дорога приведет.

Благодарим Зайчика и отправляемся в путь дальше.

Подходим к мольберту, из-за которого появляется Волчонок.

В.и Д.: Волчонок серый, помоги,

             И ребятам подскажи.

             Как нам солнышко спасти,

             Лучики его найти?

Дети садятся на стульчики.

Волчонок: Я, конечно, помогу, и лучи вам подарю. Но и вы мне помогите. Я хожу в лесную школу и наш учитель – Мудрый Филин задал нам задание, а я никак не могу с ним справиться. На Ромашку прилетели насекомые, а сколько их – вот вопрос. Помогите мне посчитать насекомых.

Д.: Конечно, мы тебе поможем.

 Дети считают насекомых: одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек. Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз; одна божья коровка, две божьи коровки…пять божьих коровок.

В.: Вот один муравей, а в лесу много…(муравьев), одна гусеница, много…(гусениц), один шмель,  много…(шмелей).

Волчонок: Вот спасибо, посчитали и не ошиблись. Теперь и я не ошибусь. А может, вы еще знаете, что делают насекомые?

В.: Конечно, знают.

Д.: трещат, парят, жужжат, летают, скачут, ползают.

        Волчонок дает лучики  и прощается с ребятами. Дети проходят за воспитателем  змейкой «По тропинке мы пойдем, лучики все соберем»

В.: Ребята, я вижу впереди какой-то зверек в рыжей  шубке, ой, уже не вижу. Опять вижу. Кто это играет с нами в прятки? Давайте посмотрим.

Дети с воспитателем проходят и встречают лисенка.

В.и Д.: Лисенок, милый, помоги,

             И ребятам подскажи.

             Как нам солнышко спасти,

             Лучики его найти?

Лисенок: Я бы рад вам помочь, но не могу. Мы с друзьями играем в прятки. Они так хорошо спрятались, что я не могу их найти. Может, вы мне поможете?

Дети рассказывают Лисенку, где спрятались его друзья: Филин спряталась на ветке,  Ёжик спрятался под деревом,   и т.д.

Лисенок: Спасибо вам, ребята. Вот лучики нашего любимого солнышка. Возьмите их и идите дальше, к моему другу медвежонку, я видела у него лучики.  Он вам поможет.

Дети с воспитателем идут дальше и встречают медвежонка.

В.и Д.: Медвежонок, помоги,

             И ребятам подскажи.

             Как нам солнышко спасти,

             Лучики его найти?

Медвежонок: Я, конечно, помогу, и лучики вам подарю. Но и вы мне помогите. Я шел из лесной школы, уронил портфель, и все слова из моей тетрадки рассыпались. Помогите мне их собрать, пожалуйста.

В.: Конечно, наши ребята тебе помогут.

В.: Аня, ты будешь словом «медвежонок», Саша словом «сладкую», Витя «любит»,  Ксюша «малину». Дети составляют предложения из слов (медвежонок любит кувыркаться, медвежонок спит зимой, медвежонок собирает малину, бурый мишка ест мед).

Медвежонок: Вот спасибо, помогли вы мне. Возьмите  лучики нашего солнышка. До свидания, ребята.

Д.: До свидания.

В.: Ребята, теперь нам можно и  к солнышку вернуться, лучики ему отдать. Может, проедем к нему на поезде?

Дети садятся в «поезд» и подъезжают к солнышку. Я выкладываю на доске лучики и солнышко начинает улыбаться (переворачиваю ротик).

В.: Ребята, посмотрите, солнышко опять улыбается. А какое солнышко?

Д.: Ласковое, теплое, лучистое, сияющее, яркое, доброе, жаркое и т.д.В.: Молодцы, ребята. Солнышко погостит у нас в группе до вечера, а завтра опять зайдет к нам в гости. Мы будем ждать его, и встречаться каждый день. А сегодня наше путешествие закончено.

Посмотрите в воду сами-

С очень длинными усами

Проплывает под водой

Серый, скользкий, длинный ДОМ (сом)

Много снега во дворе –

Едут ТАНКИ по горе (Санки)

Не случайно у сестрички

С ФАНТИКАМИ две косички (бантиками)

Хулиганам не до шутки,

Если Рекс в собачьей ДУДКЕ (будке)

Отругала мама зайку –

Не надел под свитер ГАЙКУ (майку)

Пес Барбос совсем не глуп

Он не хочет рыбный ДУБ (суп)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Светло солнышко взошло в Рождество Христово"

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...

Конспект занятия "Поможем солнышку"

Цели:Закреплять навык узнавания и называния частей тела животного, понимать и употреблять в активной речи уменьшительно-ласкательные формы существительных.Продолжать учить различать величину: «б...

конспект НОД : "Поможем солнышку разбудить весенний лес"

развернутый конспект занятия для детей 3-4 лет. Образовательная область  : "Познание"...

Конспект досуга"У солнышка в гостях"

Досуг был проведен летом. Детям очень понравилось...

Конспект досуга "При солнышке – тепло, при бабушке – добро" в младшей группе.

   Знакомить детей с русским народным фольклором.Развивать речь и речевое общение детей. Обогащать словарь, приучать детей отчетливо и правильно произносить звуки через колыбель...

Конспект физкультурного развлечения "Солнышко и дождик"

конспект физкультурного развлечения во второй младшей группе...

Конспект занятия: " «Если солнышка не будет, что будет?»

«Если солнышка не будет, что будет?»...