Познавательное занятие "В поисках букваря"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_zanyatie.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

В поисках букваря

Познавательное занятие в подготовительной к школе группы.

Задачи:

- формировать знание о дорожном знаке «Движение пешеходов заперещенно», правилах безопасности движения;

-совершенствовать навыки счета в обратном порядке, умение понимать отношение между числами натурального ряда;

-называть последущее и предыдущее число, соотносить цифру с кличеством предметов;

-расширять знания о правилах поведения в лесу;

-совершенствовать  умение проводить звуковой анализ слова, подбирать глаголы к существительным;

-упражнять в умении ходить по гимнастической веревке боком приставным шагом с перешагиванием  с приставным шагом с перешагиванием через препятствия;

-развивать логическое мышлние, речь, воображение;

-формировать интерес к художественной литературе;

-выявлять умение различать литературные произведения по жанрам (сказки, раззказы, стихи);

-конкретизировать знания …..

-воспитывать целеустремленность, дружеские взаимоотношения, желние помогать своим товарищам, действовать дружно, сообща.

Словарная работа:  букварь, карта, приставным шагом, «Движение пешеходов запрещено»,  писатели, поэты.

Оборудование:  сундук, букварь, карта, 5 конвертов с заданиями, гимнастическая веревка,  по 5 карточек с нарисованными квадратами и кругами, простыекарандаши, карточки из игры «Веселый счет» с цифрами 6,7, 8,9,10, книги  (2 рассказа и 2 сказки, 3-4 сборника со стихами), портрет А.С. Пушкина, 2-3 книги с его произведениями, картинка с изображением мака.

Воспитатель. Здравствуйте , ребята. Сегодня к вам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель:  Ребята, сегодня я хочу по просить вас помочь одному сказочному герою, у которого злой волшебник похитил букварь. А вы знаете, что это такое?

Дети. Да, это книга.

Воспитатель. А зачем нужен букварь?

Дети: букварь нужен чтобы, чтобы изучать буквы и учиться  читать.

Воспитатель: А героя этого вы тоже знаете и любите, это Буратино. Он очень хочет научиться читать, пойти в школу, но без букваря  он не сможет выучить буквы. Вы готовы ему помочь?

Дети. Да

Воспитатель.   Тогда нам   всем нужно отправляться в дорогу. Посмотрите, что  у меня есть. Как вы думаете, что это?

Дети. Рисунок,  схема, карта.

Воспитатель. Правильно, это карта. Вот  она-то и подскажет верную дорогу.  Посмотрите внимательно, на карте нарисованы острова,  у каждого остров свой номер, а стрелками показано, как мы должны двигаться. На последнем острове мы видим сундук, в котором злой волшебник и спрятал букварь. Но его мы сможем открыть, только когда пройдем все испытания и правильно выполним задания. Ну что, вы готовы?

Дети. Мы готовы.

Воспитатель. Тогда в путь! Сейчас давайте все закроем глаза.

Звучит музыка.

Откройте глаза. Вот мы и на первом острове. Давайте посмотрим и найдем этот остров на карте. Под каким он будет номером?

Дети. Под номером один.

Воспитатель. Посмотрите, куда ведет стрелка дальше?

Дети. Стрелка ведет  на остров под номером два.

Воспитатель.  А вот чтобы  попасть на второй остров, нам нужно пройти первое испытание. Ребята, посмотрите, на этом столе лежат конверты, в котором написаны задания. Цифры на конверте соответствуют номеру острова. Итак, мы на острове под номером один. Найдите  конверт с цифрой 1.

Между островами 1  и  2 глубокая река. Нам надо пройти по узкому мостику, перешагнув через препятствия и не упасть. А идти нудно по гимнастической веревке боком приставным шагом, перешагивая через места, помеченные красным цветом, которые предупреждают, что в этом месте мост исправен. При этом руки должны быть на поясе. Выполнять упражнения будем поточно всей группой.

Ребята, как вы думаете, кто пойдет первым, мальчики ил девочки?

Дети.  Первыми пойдут девочки.

Воспитатель. Мы знаем, что девочек всегда нужно пропускать вперед. Но мальчики. Ведь они смелые, сильные, будущие мужчины, и они первыми должны проверить, не опасна ли эта дорога.

Дети выполняют задания.

Молодцы. Вот мы и перебрались на второй остров. Все выполнили упражнения правильно. А каким шагом вы шли по мосту?

Дети. Приставным.

Воспитатель.  А остров, на который мы перебрались, называется Остров фантазеров. Для начала нам нужно найти конверт с заданием для этого острова. Конверт с какой цифрой нам нужно взять?

Дети. Конверт с цифрой  2.

Воспитатель.  Для выполнения этого задания встаньте  вокруг этих столов и разбейтесь на пары. Каждой паре нужно взять по одной карточке и по одному карандашу. Посмотрите, что нарисовано у вас на карточках?

Дети.   Круги и квадраты.

Воспитатель: а чем отличаются круг от квадрата?

Дети. У квадрата есть углы, а у круга нет.

Воспитатель. Ваша задача пририсовать детали к кругу (квадрату) так, чтобы фигура превратилась в какой-нибудь предмет или животное. Фигуру можно дорисовать по отдельности, а можно объединить их вместе. Давайте подумаем, что можно пририсовать к кругу, чтобы получился предмет. Лучи – солнца. Веточка с листочком – яблоко. Лепестки – цветок. Волосы , лицо, уши -  портрет человека. Полоски – мячик. Ушки, мордочка – кошка, собака.  Две веточки соединить вместе, листочки – вишенки. Салон машины, руль.

Квадрату что можно пририсовать? Цветы, рамка – картина. Ручка,  замочки – сумка, портфель. Цифры, две стрелки – часы. Крыша, окно – дом. Много окон, дверь – многоэтажный дом. Много колес – поезд. Экран, кнопочки – телевизор.

Дети выполняют  задания.

Встаньте напротив друг друга и покажите, что вы нарисовали. Какие интересные картинки у вас получились! Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились.

Ну а нам пора двигаться дальше. Смотрим, куда показывает стрелка от второго острова?

Дети. Здесь две стрелки.

Воспитатель. Давайте по пробуем пойти по синей стрелке. Здес какой-то знак. Что он обозначает?

Дети. Идти нельзя.

Воспитатель.  Этот знак называется «Движение пешеходов запрещено» . давайте все вместе повторим его название.

 Дети. Движение пешеходов запрещено.

Воспитатель. А теперь девочки скажут вполголоса, как называется этот знак.

Дети выполняют.

Значит, если мы увидим такой знак, будем знать, что дальше идти знать. А что может случится, если мы нарушим это правило?

Дети. Можем попасть под машину, провалится в яму, на нас что-нибудь упадет.

Воспитатель. Значит, сможем мы идти по этой дороге?

Дети. Нет.

Воспитатель.  По какой стрелке тогда продолжим путь?

Дети.  По зеленой.

Воспитатель. Закрываем глаза.  Один, два, три, четыре, пять – мы на острове опять!

Остров, на который мы сейчас попали, называется Остров математиков. Какой он по счету.

Дети.  Третий.

Воспитатель.  Конверт с какой цифрой нам теперь нужен?

Дети. Нам нужен конверт с цифрой 3.

Воспитатель. Здесь нам предстоит поиграть с числами. Будте, пожалуйста, внимательны.

 Сейчас я начну считать, а вы продолжите.  Вести  счет нужно в обрятном порядке, 7,6…; 5,4…; 3,2..; 10,9…

Какое число больше 7 наа 1?

Дети. Число 8.

Воспитатель.  Какое число меньше 7 на 1?

Дети. Число 6.

Воспитатель. Назовите соседей числа 3.

Дети. 2,4.

Воспитатель. Назовите соседей числа 6.

Дети. 5,7.

Воспитатель. Назовите соседей числа 9.

Дети. 8,10.

Воспитатель. Следущее задание. На одном столе  лежат карточки с нарисоваными предметами. А на другом разложены цифры. Вам нужно взять по одной карточке с предметами, посчитать, сколько их и приставить ее к нудной цифре. При правильном выполнении этого задания на столе с цифрми должны собраться пять картин прямоугольной формы.

Дети  выполняют.

Какие вы внимательные и с этим заданием справились.  А нам пора двигаться дальше. Смотрим по карте наш дальнейший путь. Под каким номером будет слудующий остров.

Дети. Под номером 4.

Воспитатель.  Давайте сразу возьмем конверт с заданиями. Какая цифра должна быть на конверте?

Дети. Цифра 4.

Воспитатель. Снова закрываем глаза.

Ребята, как вы думете, н какой остров мы попали?

Дети. Остров сказочников.

Воспитатель.  Правильно. Открываем наш конверт с заданиями.

Угадай героя сказки:

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое,

А ну подскажите имя её.  (Красная шапочка)

Каких из перечисленых героев нет в этой сказке: волк, Красная Шапочка, лесорубы, бабушка.

 Дети. Нет лесорубов, там были дровосеки.

Воспитатель.  

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три чашки.

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (три медведя)

Назовите по имени и отчеству главных героев сказки.

Воспитатель.

Лечит маленьких детей,

 Лечит птицек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый ….(доктор Айболит).

Кто автор этой сказки?

Дети. Корней Иванович Чуковский.

Воспитатель. Следующее задание. Перед вами книги. Вша задача разложить их на две группы. в первую собрать сказка и рассказы, во вторую – стихи.

Дети выполняют задание.

Кто пишет рассказы и сказки?

 Дети.  Писатели.

Воспитатель.  А кто пишет стихи?

Дети. Поэты.

Воспитатель.  А тперь посмтрите  на портрет. Скажите, кто это?

Дети.  Русский поэт  Александр Сергеевич Пушкин.

Воспитатель. Правильно, это великий русский поэт, прозаик, драматург. А его  произведения вы знаете?

Дети. Стихотворение «Уж небо осенью дышало»,  сказка о Царе Салтане, сказка орыбаке и рыбке,

Воспитатель.  Вам понравилось на острове сказок?

Дети. Да, понравилось.

Воспитатель. Но нам придется покинуть этот остров и продолжить поиски букваря. Смотрим на нашу карту. Мы были на острове под номером 4,теперь должны попасть на остров под номером?..

Дети. Пять.

Воспитатель. Закрываем глаза.

Догадались, куда мы теперь попали?

Дети. Мы попали в лес.

Воспитатель. Правильно, мы попали в лес. Но лес этот не простой, а волшебный, потому что в нем живут не только растения и животные, но еще и звуки. А как нужно вести себя в лесу?

Дети.   Не кричать, не ломать кустарники и ветки деревьев, не разорять гнезда птиц, не разрушать муравейники, не разбрасывать мусор, не оставлять  

Воспитатель.  А вот и последний конверт с заданиями.

Посмотрите, что нарисованно на картинке?

Дети.  Мак.

Назовите первый звук в слове «мак»

Дети.  Звук (м)

Воспитатель. Звук  (м)  гласный или согласный?

Дети.  Согласный.

Воспитатель. Назовите второй звук в слове.

Дети. Второй звук  в слове мак (а).

Воспитатель. Звук (а) согласный или  гласный?

Дети. Гласный.

Воспитатель. Назовите третий звук в слове.

Дети. Звук (к).

Воспитатель.  Звук (к) согласный или гласный?

Дети.  Согласный.

Воспитатель.  Следующее задание. Я буду называть слово, а вы должны подобрать к нему слова, обозначающие действия этого живого обьекта.

Рыба…..(плавает, дышит, ныряет)

Птица… (летает, парит, клюет)

Конт…(бежит, скачет, ржет)

Собака… (лает.рычит, кусается)

Бабочка… (пархпет, летает, сидит)

Змея…(ползает, шипит, нападает)

Повар… (варит, режет, жарит)

Учитель…(учит, проверяет, объясняет)

Продаве… (продает, взвешивает, расскладывает).\

Парихмахер… (стрижет, расчесывает, сушит)

Все задания на Острове волшебного леса выполнили првильно. Посмотрите на карту. Остались у на еще осрова?

Дети.  Нет.

Воспитатель. Значит мы уже у цели. Вот и наш сундук. Посмотрите,ребята, а к ручке сундука прикреплен листок бумаги, на котором что-то нписано. Давайте прочитаем: сундук заколдован. Он откроется только в том  случае, если вы правильно по порядку назовете все месяцы года.

Дети. Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,  декабрь.

Ребенок открывает сундук, достает букварь.

Воспитатель.  Вот этот букварь. Я обязательно верну его Буратино. Все задания выполнены. Цель  достигнута.

Ребята, вам понравилось наше занятие?

Дети. Понравилось.

Воспитатель. А какое задание для вас было самым трудным?

Дети. Трудно было подобрать слова, обозначающие действие живого обьекта.

Воспитатель.   Задания на каком острове были самыми интересными?

Дети.  Интересные задания были  на Острове фантазеров и мтематиков.

Воспитатель. А вам хорошо стало от того, что вы смогли помочь Буратино?

Дети. Да, хорошо.

Воспитатель. Как вы думает, почему у нас все получилочь?

Дети.  Потому что мы все дружно работали, делали все вместе.

Воспитатель.  Правильно, мы справились со всеми заданиями, потому что делали все вместе, помогали друг другу. Молодцы!

А сейчас я предлогаю всем встать в круг. Посмтрите друг на друга  и улыбнитесь, поблагодрите всех за хорошую работу. И давайте все вместе споем песню «От улыбки станем всем светлей»

Вы все сегодня хорошо занимались. Спасибо, ребята. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия «На поиски пропавшего клада»

Данный конспект будет полезен для воспитателей старших групп....

Комплексное занятие для детей подготовительной к школе группы "В поисках Букваря"

laquo;В поисках букваря»Цель: Формирование школьно – значимых функций.Задачи: - Совершенствовать навыки счета в боратном порядке, умение понимать отношения между числами натурального ряда...

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе "В поисках Букваря"

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе "В поисках Букваря"...

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы "В поисках букваря"

Сценарий будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям ДОУ. Материал объединен единым сюжетом, все роли, кроме Кощея, исполняют дети....

Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие в поисках Букваря»

Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе«Путешествие в поисках Букваря»...

Сценарий выпускного в подготовительной к школе группе "В поисках букваря"

Сценарий выпускного в подготовительной к школе группе. Цель: создание праздничного настроения у детей и взрослых....