Методическая разработка по теме "Посуда"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Чугункина Ирина Николаевна

 В конспекте НОД обобщаем знания детей по теме "Посуда" с использованием сказок К.И.Чуковского. Продолжаем знакомить с автором известных детских сказок К.И.Чуковским. Закрепляем умение  детей обобщать и  классифицировать посуду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная школа – детский сад №662

Кронштадтского района  Санкт – Петербурга.

Районный конкурс методических разработок

 «Диссеминация передового педагогического опыта  ДОУ  Кронштадтского района Санкт- Петербурга»

Номинация: «Инновационные практики реализации ФГОС дошкольного образования».

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по лексической теме «Посуда»

для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

                                                   

                                                         

 Чугункина Ирина Николаевна

 Воспитатель

                                                                         

2018 год

 Цель:  обобщить знания детей по теме "посуда" с использованием сказок К.И. Чуковского.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять название предметов посуды, умение обобщать и классифицировать: чайная, кухонная, столовая.
  2. Совершенствовать умение зрительно узнавать кухонную посуду в силуэте (задание «Разложи посуду»).
  3. Продолжать знакомить детей с автором известных детских сказок Корнеем Ивановичем Чуковским.
  4.  Активизируя словарь, поощрять употребление в речи слов: сахарница, маслёнка, конфетница, перечница, солонка.
  5. Упражнять в умении отвечать в зависимости от поставленного вопроса, развивая речь-доказательство, речь-пояснение.

Развивающие:

1. Развивать умение узнавать сказки по отрывкам и иллюстрациям книг.

2. Продолжать развивать зрительно- моторную координацию (задание «Обведи по контуру»).

5. Продолжать работу над формированием аналитико- синтетической деятельности (задание «Собери посуду»)

6. Развивать зрительную память, зрительное внимание и логическое мышление (таблица «Посуда»)

7.  Развивать фонематический слух, определять звук [с] в начале слова.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к посуде и закрепить  правила сервировки стола.

2.  Формировать умение слушать собеседника, не перебивать товарища.

Материалы:

1. Портрет К.И.Чуковского

2. Книги с произведениями К.И.Чуковского "Муха - Цокотуха", "Мойдодыр", ""Федорино горе", "Айболит", "Тараканище", "Телефон", "Путаница", "Краденное солнце".

3. Наборы посуды:

  • чайная посуда: чашка, блюдце, сахарница, заварочный чайник, конфетница, стакан, салфетница, блюдо, ваза, чайная ложка.
  • кухонная посуда: кастрюля, сковорода, скалка, мясорубка, сито, миска, поварёшка, разделочная доска,   дуршлаг, тёрка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        
  • столовая посуда: хлебница, ложка, вилка, нож, тарелка мелкая, тарелка глубокая, солонка.

4. Самовар.

5. Дидактическая игра "Разрезные картинки" (по теме "посуда").

6. Таблица "Посуда".

7. Конверты с трафаретами кухонной посуды: скалка, сито, разделочная доска, кастрюля, поварёшка, дуршлаг, миска, мясорубка, сковорода.

8. Простые карандаши (по количеству детей).

9. Ориентир для проведения зрительной гимнастики.

10. Лабиринты (по количеству детей).

Оборудование для показа презентации:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедиапроектор.
  3. Презентация по теме образовательной деятельности.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Воспитатель: - Дети, сегодня я хочу познакомить вас с очень интересным и знаменитым человеком. Вот его портрет (показ слайда 1,2).

Воспитатель: - Знаете, кто это? Правильно! Это известный детский писатель Корней Иванович Чуковский. Его сказки и стихи знакомы вам всем. Многие отрывки из его произведений вы знаете наизусть. Давайте их вспомним.

Воспитатель: - Отгадайте, из какой сказки это отрывок?

"Му..., Му... Цо..., по...брю..

 Му...по по...Му… де...на....

По... Му... на ба... и  ку... са...!"

Воспитатель: - Правильно, это сказка "Муха - Цокотуха" (показ слайда 3) Педагог выставляет на книжную витрину книгу.

Воспитатель: - Кто сможет прочитать отрывок целиком, а не как я?

Ребёнок читает начало сказки. После слова «самовар» педагог ставит на свободный стол настоящий самовар.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, для чего муха купила самовар? (ответы детей).

Воспитатель:  -Поставьте на стол к самовару посуду, которая пригодиться для чаепития. Дети выбирают чайную посуду и переносят её к самовару.

Воспитатель: - Назовите, что каждый из вас поставил на стол. Дети показывают и называют.

Воспитатель: -Как можно, одним словом, назвать эту посуду? Какая она? (чайная)  (показ слайда 4).

Воспитатель: - Накрыла Муха - Цокотуха стол, позвала гостей, но случилась с Мухой беда...  Что случилось, кто помнит?

Один из детей читает отрывок из сказки:

"Вдруг какой-то старичок Паучок,

Нашу Муху в уголок поволок

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить..." (показ слайда 5).

Воспитатель: - Стала Муха звать гостей на помощь, но гости испугались "по углам, по щелям разбежались". Да, так спешили, торопились спрятаться, что посуда со стола упала и разбилась. Превратилась посуда в осколки

Педагог подводит детей к столам с игрой  "Разрезные картинки".

Воспитатель: -Давайте соберём посуду.

Игра "Собери посуду" (см. фотоприложение).

Воспитатель: -Молодцы, справились. Вся посуда у нас целая, как новая. Немного отдохнём и покажем, какой стала наша чайная посуда.

Дети выходят на ковёр.

Физкультминутка "Посуда" - логоритмика.

Вот большой стеклянный чайник

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принёс

Надули животики, одна рука на поясе,

Другая рука изогнута, как носик.

Присели, одна рука на поясе.

Кружатся, руками рисуя круг.

Потянулись, руки вверх, сомкнули их над головой.

Легли на ковёр, вытянулись.

Воспитатель: - Замечательная у нас получилась посуда. И снова у Мухи - Цокотухи "будет, будет мошкара, веселиться до утра".

Воспитатель: -А вот в этих сказках К.И.Чуковского посуде совсем не до веселья. Угадайте, как называются эти сказки.

"Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый, от меня

Убежал как от огня".

Дети называют сказку "Мойдодыр", показ слайда 6, педагог выставляет на книжную витрину книгу.

Воспитатель: - Послушайте ещё один отрывок, но из другой сказки:

"Из окошка вывалился стол,

И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл,

А на нём, а на нём, как на лошади верхом,

Самоварище сидит и товарищам кричит:

"Уходите, бегите, спасайтеся!

И в тяжёлую трубу: "Бу-бу-бу!  Бу-бу-бу!"

Дети называют сказку "Федорино горе", (показ слайда 7), педагог выставляет на книжную витрину книгу.

Воспитатель: -Почему посуда убежала от мальчика и от бабушки Федоры? (ответы детей).

Воспитатель: - Да, посуда очень не любит грязь, не любит ленивых людей и грязнуль. Посуда любит чистоту и трудолюбивых, аккуратных хозяек.

Воспитатель: - Ребята, скажите, как называется помещение, где моют посуду? (кухня) – (показ слайда  8).

Воспитатель: - А как можно назвать посуду, которая хранится только на кухне? (кухонная) – (показ слайда  9).

Воспитатель:- Возьмите по одному предмету кухонной посуды, назовите его и перенесите на "кухню".

 Дети выполняют задание и переносят посуду на кухню в игровом уголке.

Воспитатель: - Закройте глаза и представьте, что можно услышать на кухне? Какие звуки вы слышите на кухне? Что слышит Настя (Витя..)?

Воспитатель: - Молодцы, много звуков услышали! Пройдите,  пожалуйста, к своим рабочим столам, присядьте. Посмотрите, в конвертах лежат трафареты кухонной посуды. Давайте расставим её в кухонном шкафу так, как у меня на таблице.

Педагог выставляет на мольберт таблицу  (см. фотоприложение.)

скалка

разделочная доска

сито

кастрюля

дуршлаг

поварёшка

миска

мясорубка

сковорода

Дети на листах бумаги выкладывают трафареты в соответствии

 с образцом.

Воспитатель: - Что вы можете сказать о посуде, которая стоит на верхней полке? Из чего она сделана? (из дерева)  Значит она какая? (деревянная)

Воспитатель: -  Из какого материала ещё можно сделать посуду? (из стекла, металла, пластмассы).

Воспитатель: - Молодцы! Посмотрите внимательно на свои листы, на предметы кухонной посуды. Найдите среди них те, название которых начинается со звука (С). Назовите, что нашли? (сито, скалка, сковорода).

Воспитатель: - Возьмите карандаш и обведите только эти предметы кухонной посуды.

Воспитатель: - Умницы! Все справились с заданием. Уберите трафареты в конверты. У кого есть очки, снимите их и давайте сделаем гимнастику для глаз.

Зрительная гимнастика. Педагог читает текст и водит ориентиром, дети следят глазами за ориентиром.

       Купили мы на кухню мебельный набор.

       На шкафчиках, на полках порядок наведём:

       Наверх поставим круглый, любимый самовар,

       Внизу кастрюли разные поставим в один ряд,

                                  Справа повесим железный дуршлаг,

                                  А слева из дерева скалку.

                                  Давайте посмотрим глазами вокруг

                                  Мы рады такому порядку!

Воспитатель: -   Глаза у нас отдохнули, и я предлагаю вам пройти к столу. Посмотрите, какая посуда на нём осталась?  (дети перечисляют).

Воспитатель: - Как можно её назвать одним словом?     (столовая) - показ слайда  10.

Воспитатель: - Столовую посуду перед приходом гостей необходимо расставить красиво, в правильном порядке. Давайте посмотрим, умеете ли вы сервировать стол. Возьмите по одному предмету столовой посуды. Подумайте, с чего мы начнём сервировать стол. (стелем скатерть). А потом? Что ставим следующим? А затем? Кто из вас поставит посуду?

Дети в определённом алгоритме накрывают стол.

Игра "Что, где стоит?"

Воспитатель: - За такой красиво сервированный стол хочется пригласить и других героев сказок К.И. Чуковского: Айболита, слона, крокодила, воробья, медведя, зайчиков, кота ... В каких сказках они живут, вы легко узнаете по обложкам книг. (показ слайда  11, 12)

 Педагог показывает книги, дети называют сказки.

Воспитатель: - А хотите узнать, чтобы хотели герои сказок К.И.Чуковского отведать на обед? Тогда садитесь за столы.

Педагог раздаёт лабиринты.

Воспитатель: - Внимательно рассмотрите лабиринты, и вы узнаете о чём мечтает каждый из них. Дети работают с лабиринтами.

Воспитатель: - О чём мечтает Айболит?  (воробей, медведь ...).

Итог: - Молодцы! А что мы делали? Что узнали нового?  Зачем нам это было нужно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...