План по самообразованию
материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Кобзе Екатерина Вячеславовна

Тема: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Актуальность: Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по-своему видеть и понимать жизнь –это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство. Развитая речь - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Речь является одной из основных линий развития ребёнка среднего возраста. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира.

Но, к сожалению, сейчас, современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Лучшим другом ребенка стал телевизор или компьютер, а любимым занятием – просмотр мультфильмов или компьютерные игры.

Причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста может быть несколько. Это - и высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, неудовлетворенная потребность в общении, низкий социальный статус ребенка, недостаточное развитие эмоциональной сферы.

Чтобы помочь таким детям, необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков. В связи с тем, что игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности, театрализованные игры становятся важным инструментом формирования коммуникативной компетентности - способности ребенка строить свое языковое общение с другими людьми. Именно поэтому, мною была выбрана данная тема.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                                 ДЕТСКИЙ   САД  № 55 «БЕРЕЗКА»

                               

                                           САМООБРАЗОВАНИЕ ПО ТЕМЕ:

    «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством  

                              театрализованной деятельности»

Начало работы: 2019 год. Тема взята на два учебных года.

Воспитатель: Кобзе Екатерина Вячеславовна.

   

                                               ВВЕДЕНИЕ

Тема: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Актуальность: Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по-своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство. Развитая речь - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Речь является одной из основных линий развития ребёнка среднего возраста. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира.

Но, к сожалению, сейчас, современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Лучшим другом ребенка стал телевизор или компьютер, а любимым занятием – просмотр мультфильмов или компьютерные игры.

Причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста может быть несколько. Это - и высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, неудовлетворенная потребность в общении, низкий социальный статус ребенка, недостаточное развитие эмоциональной сферы.

Чтобы помочь таким детям, необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков. В связи с тем, что игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности, театрализованные игры становятся важным инструментом формирования коммуникативной компетентности - способности ребенка строить свое языковое общение с другими людьми. Именно поэтому, мною была выбрана данная тема.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

2 Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам. Таким образом, данная тема «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» на сегодняшний день является актуальной. Цели работы по самообразованию: 

1. Создание условий для развития речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, учитывая особенности каждого ребенка.

 2. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности и совершенствование коммуникативных качеств личности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения.

3. Повышение уровня профессиональной компетентности в области речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

 4.Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.

Задачи самообразования: 

Работа с детьми. 1. Развивать интерес к театрально–игровой деятельности, создавать необходимых условий для ее проведения.

2. Закреплять представление об окружающих предметах, умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.

3. Формировать умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

4. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

5. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

6. Ознакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол.

7. Формировать умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

8. Поощрять желание детей участвовать в танцевальных импровизациях.

9. Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами.

10. Развивать желание детей выступать перед родителями, сотрудниками и детьми детского сада.

Работа педагога (воспитателя). 1.Повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы по данному направлению.

2.Включить театрализованную деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы.

3Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению.

4. Оформить в группе центр активности «Сказка – наш друг», создать картотеку театрализованных игр для детей среднего дошкольного возраста.

5.Разработать различные формы работы с родителями по данной тематике (спектакли, мастер – классы, родительские собрания).

Работа с родителями. 

1.Изучить, насколько готовы родители к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование).

 2. Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

3.Привлечь родителей к театрализованной деятельности совместно с детьми.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 уч. год. Предполагаемая дата окончания работы: май 2020 уч. год.

 

    Форма работы

       Срок

Ожидаемый результат

Информационно-аналитический этап (вводно-ознакомительный) - изучение научно-методической литературы; детальное ознакомление с вопросом, вызывающим затруднения и осуществление проблемно-ориентированного анализа полученных данных.

сентябрь – ноябрь 2018 г.

На данном этапе будет подобрана и изучена научно – методическая литература, касающаяся темы самообразования. Литература: 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М., 2000. 2. Алексеева М. М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М., 1998. 3. Ушакова О.С., Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве. Елец, 2003. 4. Яшина В.И. Изучение речевой готовности детей к школьному обучению// Диагностика готовности детей к школе. М.,2008. 5. Артемова Л.В. Театрализованные игры. «Мозаика – синтез» 2010. 6. Ершова А.Е. Уроки театра. М., 2003 7. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ. Практика обучения детей 3- 7 лет. Ид. «Учитель» В., 8. Черникова Е.Ф. Оригами для малышей. М..2010. 9. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. М., 2012. 10. Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный

Подбор диагностических тестов, методик, направленных на выявления уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

театр»: пособие для воспитателей, педагогов и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 1999. – 160 с. 11. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». Для занятий с детьми 4-5 лет /Под ред. О.Ф Горбуновой. – М.: МАЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 128 с. Проведение диагностик (начальная), тестов, методик с детьми. Получение результатов и их апробация. Выявление уровня развития речи у детей среднего дошкольного возраста. По итогам данной работы мною будет разработан план деятельности с детьми, направленный на развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. В данном плане будет описана деятельность не только с детьми, но и с родителями, и педагогами детского сада.

Внедрение в практику плана работы, в котором отражена работа с детьми, родителями и педагогами детского сада по теме сообразования.

Представление опыта работы - доклад на педсовете, участие в педагогических чтениях, выступление на род. собрании.

Декабрь-апрель

май

Проведение всех запланированных форм работы с детьми, родителями и педагогами детского сада по теме самообразования. Прослеживания уровня развития речи у детей среднего возраста посредством театрализованной деятельности (проведение диагностических тестов, методик)

Выступление на родительском собрании: озвучивание результатов совместной деятельности по теме самообразования, а также озвучивание уровня развития речи у детей среднего дошкольного возраста посредством русских театрализованной деятельности. Выступление на педсовете: озвучивание проведения успешной работы по теме сообразования (результаты); методик и диагностик, которые были использованы в ходе работы.

Перспективный план реализации образовательной деятельности, направленной  на развитие      речи у детей среднего дошкольного возраста        посредством    

                                                    театрализованной деятельности. 

 Длительность над работой осуществляется в четыре этапа.

1 этап – аналитико-прогностический (подготовительный, теоретический). 1. Изучение теоретической части развития вопроса.

2. Выявление уровня развития речи у детей среднего возраста (методики, диагностики, тесты).

3. Разработка диагностического инструментария к материалу.

4. Разработка перспективного плана работы по данному направлению.

5. Создание соответствующей предметно-развивающей среды. 2 этап – практический.

Работа с детьми по развитию речи посредством театрализованной деятельности (через разные виды деятельности, НОД).

2. Работа с родителями (анкетирование, беседы, консультации, беседы, родительские собрания).

 3. Работа с педагогами детского сада (семинары, мастер – классы). 3 этап – коррекционный. Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

4 этап – завершающий. 1.Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате работы.

2.Эффективность проведенных мероприятий по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста (мониторинг). 1этап – подготовительный, теоретический (сентябрь-ноябрь 2018г).

Цель: создание условий для проведения деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

 Тематика мероприятия

              (цель)

     Форма проведения

     Дата (месяц)

Изучение передового опыта педагогов и психологов по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Информация с интернета, работа с литературой.

Сентябрь 2018 г.

 План профессионального самообразования воспитателя

Тема: «Развитие творческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность в соответствии с ФГОС».

Цель: «Повышение профессиональной компетентности в развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность».

Задачи:

1. Продолжать изучение методической литературы по данной теме.

2. Применить полученные знания в работе с детьми.

3. Обобщить опыт работы по данной теме.

ПЛАН РАБОТЫ на 2018-2020 учебный год

Содержание работы

Сроки

1

Теоретический этап.

  • Изучение нормативных документов

  • Изучение методической, педагогической и предметной литературы

  • Обзор в интернете информации по образовательным областям

  • Изучение новых технологий

Сентябрь

В течение года

В течение года

 

В течение года

2

Практический этап

  • общение с коллегами  в детских садах  и в Интернете и изучение их опыта работы;

  •  обмен собственным опытом с воспитателями

  • участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми

  •  работа с родителями

  •  информация для родителей о театральной деятельности в детском саду

  • Подбор и приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта

  • Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картинок

  • Беседы, просмотр картинок и видео - роликов.

  • Знакомство с театральными профессиями.

  • Консультация для родителей по теме «Театр - наш друг и помощник»

  • Работа над темами:

           -варежковый театр;

           -мимика;

           -сила голоса;

           -пальчиковый театр

  • Подготовка к осеннему утреннику совместно с воспитанниками подготовительной группы

  • Подготовка к театральному конкурсу

  • Работа над темами:

          -плоскостной пальчиковый шагающий театр;

          -пантомима;

          -сила голоса и речевое дыхание;

          -конусный настольный  театр;

          -мимика и жесты

  • Работа над темами:

         -теневой театр

         -куклы   би-ба-бо;

         -слух и чувство ритма

  • Изготовление театра из ложек совместно с родителями

  • Конкурс рисунков «В театре»

  • Подготовка к новогоднему празднику

  • Работа над темами:

         -театральные игры

         -сценическая пластика

  • Игра - викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?»

  • Сочиняем сказку сами

  • Работа над темами:

-расслабление мышц

  • Изготовление театра:

           -театр кукол-оригами;

          -чувства и эмоции.

  • Подготовка и проведение праздника «Зимние именины»

  • Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими

руками»

  • Сочиняем сказку сами

  • Артикуляционная гимнастика

  • Игра «Птицелов»

  • Пальчиковые игры

  • Работа над темами:

            -театром масок;

            -театр на фланели;

            -инсценировка шуток-малюток;

            -культура и техника речи.

  • Консультация для родителей на тему «Роль эмоций в жизни ребенка» (анкетирование, памятки)

  • Артикуляционная гимнастика

        

  • Разучивание ролей с детьми;  изготовление костюмов и декораций

  • Театрализованное представление

  • Оформление проекта по театрализованной деятельности

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

Март

Март

Март

Март

Март

Март

Апрель

Апрель

Май

Май

         

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...