Конспект нод заучивание стихотворения Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится.."
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Флигерт Татьяна Викторовна

К конспекту прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tokryt_gotov_zanyat.doc612.23 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:

ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Ф.И. ТЮТЧЕВА «ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ»

 Цель: формировать интерес и потребность к заучиванию художественных произведений

Программные задачи: 

- Систематизировать и углубить знания детей о сезонных изменениях в природе,  учить   называть самостоятельно характерные признаки зимы и весны.

- Познакомить детей со стихотворением Ф.И.Тютчева" Зима недаром злится" и помочь детям запомнить его.

-Продолжать учить  понимать содержание стихотворений, обратить внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения )

-Развивать память, внимание, восприятие, умение анализировать, делать выводы, выражать их в речи.

-Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова и умение согласовывать существительные с прилагательными;  правильно строить сложноподчиненные предложения, используя языковые средства для соединения их частей;  

-Воспитывать  читателя способного чувствовать музыкальность поэтического слова.                                  

 

 Интеграция образовательных областей: 

«Коммуникация» - отгадывание загадок, ответы на вопросы, лексика – грамматические упражнения

«Здоровье» - физминутка;

«Музыка» - слушанье произведения Чайковского;

«Чтение художественной литературы» - знакомство со стихотворением, заучивание.

 Ход занятия:

1)

Мозговой штурм (Игра «Ответь быстро»)

-Дедушка который раздает подарки?  (Дед Мороз)

-Плохая отметка в школе?

-Польза от коровы?

-Сколько времен года?

-Время суток,  когда солнце освещает Землю?

- Осадки,  но не дождь и не снег?

-Кто первый летал в космос? (Собаки-Белка и Стрелка)

-Что получается,  когда заплетают волосы.

-Сколько дней в неделе?

Молодцы, хорошо отвечали на все вопросы. Я думаю что и с остальными задачами мы с вами справимся.

2)  Игра « Сложи картинку»

 Чтобы отгадать,  о чем мы сегодня будем разговаривать  вам нужно  собрать разрезные картинки.

Как одним словом назвать то,  о чем мы будем   сегодня    говарить ? ( о временах года )

3)  Музыкальные  загадки.

А о каких  временах года  мы будем говорить нам помогут узнать музыкальные  загадки.

  Сейчас  я предлагаю вам послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года»

Прослушивание произведения Чайковского « Времена года»

 - Какое время года отображает это музыкальное произведение?

Что вы услышали в музыке, какие картины возникли в вашем воображении нам поможет узнать «Волшебная палочка»

 4) Игра «Волшебная палочка»:

  Давайте встанем в круг и, начиная с меня, будем передавать эту волшебную палочку, у кого в руках она окажется, тот и назовет  звуки природы    услышанные  в музыке.

Зима - слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся, словно волшебный зимний наряд природы ручей застыл подо льдом, дует злой ветер, природа оцепенела.

.

Весна- поют птицы, бегут ручейки, звонко капает, пригрело весеннее солнышко, и природа пробудилась, все оживилось. )

Да,  действительно    слышно как-будто робко побежал первый ручеек, пригретый весенним солнышком.  Потом музыка становится светлой, приветливой. Ее звуки похожи на щебет птиц, их гомон и перекличку. Природа оживает, пробуждается.  А вот и весенняя капель! Слышатся птичьи голоса. Весенней свежестью, светом веет от этой музыки.

Вот как музыка звуками может изобразить картины природы!      

5 ) Знакомство с  Ф. И. Тютчевым (гимнастика для глаз)

Многие поэты, писатели  и композиторы с любовью и нежностью изображали природу.  

Посмотрите,  вот  портрет Ф.И.Тютчева.  (Слайды о поэте)

- Ф.И.Тютчев горячо любил русскую природу, восхищался её красотой. Все эти чувства нашли своё отражение в поэзии. В произведениях Ф.И.Тютчева мы можем встретить стихотворения о всех четырёх временах года, и о том, как меняется природа с приходом каждого времени года, какие явления происходят в её жизни.

- Сегодня я  хочу познакомить вас  с одним из стихотворений Ф.И.Тютчева.  

Но сначала я хочу узнать

- Наблюдали ли вы когда-нибудь, как наступает весна? 
- Сразу ли зимняя погода с её морозами, метелями сменяется тёплой, солнечной весенней погодой? (Нет) 
- А как же это происходит? (Погода становится непостоянной: ясную и тёплую погоду неожиданно сменяет холодная, даже морозная. Иногда в один день можно наблюдать и признаки весны и признаки зимы) 
- Какие признаки весны можно наблюдать в такое время? (Прилетают птицы, начинает таять снег, становится теплее и т.д.) 
- А зимы? (Выпадает снег, морозно) 

Вы знаете, что в природе часто бывает так: перед приходом тепла вдруг заметут метели, забушует вьюга. 

- Ф.И.Тютчев тоже наблюдал за тем, как зима долгое время «не сдаётся», и за тем, как весна сменяет зиму. 

Такую борьбу зимы с весной изобразил поэт в своём стихотворении , которое называется «Зима недаром злится…» 

Прослушайте это стихотворение.

6) Презентация стихотворения.  

Проверка первых впечатлений 
- Понравилось вам стихотворение? 

 - О чём это стихотворение? (Идет  борьба, спор между Зимой и Весной.)

- Ребята, поэт показал два образа – два настроения.

 Кому вы желали победы в «схватке» весны и зимы? 
- Почему? 

- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить

   . 

 Весна - это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. Ранней весной зима еще дает о себе знать - напускает ветры, снежные метели, но, в конце концов, весна все-таки побеждает: 

Давайте вместе с вами поможем Весне.

7 ) Физкультурная минутка.

8) Повторное чтение (презентация) и анализ стихотворения.

  В  русском языке   много    самых  разных слов, а поет выбирает  самые нужные и выстраивает музыку  из слов   Когда слушаешь это стихотворение кажется   будто музыка слышится .

- А сейчас поразмышляем над текстом. Кого в этом стихотворении описал автор? (Зиму и Весну) 
- Вначале поговорим о Зиме, как Ф.И. описывает настроение Зимы? (Злится) 
- Подберите близкие слова к слову «злится». (Обижается, сердится, ругается, бранится, возмущается) 
- Почему поэт из всех этих слов выбрал именно слово «злится»? Что это за слово по сравнению с другими словами? (Это слово самое сердитое из всех) 
- Почему же Зима злится? Что её рассердило?   (Прошла её пора)  
- Послушайте следующий отрывок , где описывается Зима. (Зима еще хлопочет и на весну ворчит).  
- Какое слово употребил Ф.И., описывая действие Зимы? (Хлопочет) 
- Как вы понимаете значение этого слова? (Чем-нибудь усердно заниматься, суетиться) 
- Что же предпринимает Зима, чтобы прогнать Весну? (Напускает на неё метели, морозы, вьюги, насыпает снега) 
- С кем сравнивает Автор Зиму? (С ведьмой злой) . 
- Что значит «взбесилась»? ( Пришла в бешенство, разъярилась) 
- А что делает Зима на последок - и снегу захватя пустила убегая ...  
- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Зимы? (Седая старуха, злое выражение лица, одежда серая, волосы распущены и спутаны) 

- И так, мы с вами поговорили о Зиме. 

 

А теперь побеседуем об молодой и прекрасной «сопернице» - Весне
- Что делает Весна первым делом? (Гонит со двора Зиму) 
- Как она это может делать? (Растопляет снег солнышком, согревает землю) 
- Найдите в стихотворении следующее место, где говорится о Весне (второе четверостишье) 
- «И всё засуетилось». Кто это «всё»? (Животные, растения, люди) 
- А что значит «засуетилось»? (  
все движется, всё тает.
- Кто помогает Весне прийти? (птицы, солнышко, ручейки) 
- Как вы понимаете значение выражения «Всё нудит Зиму вон»? (Всё вынуждает Зиму уйти вон, выгоняет) 
- Кто первыми приветствуют Весну? (Жаворонки) 
- Кто это? (Птицы) 
- Как они приветствуют? -подняли трезвон
- Что такое «трезвон»? (Шум, переполох) 
- Как ведёт себя Весна в ответ на все попытки Зимы прогнать её? Зима еще хлопочет -весна хохочет
- Почему она так себя ведёт? (Не боится Зимы. Она знает, что победит её) 
- Почему автор употребил именно слово»хохочет», а не «улыбается», «смеётся»? 
- Что означает слово «пуще»? Ещё сильнее) 
- Как, чем может Весна шуметь? (Песнями птиц, звоном ручейков, шелестами молодых листьев на деревьях) 
 


- С кем сравнивает автор Весну? (С прекрасным «дитя») 
 Чем закончилась «схватка» Весны и Зимы? («Схватка» закончилась победой Весны) 
- Как вы понимаете слова «и лишь румяней стала «? 
- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Весны?  
- Почему же Весне удалось победить Зиму? (Потому что Весну все любят, её ждут, помогают. А Зима уже всем надоела. Всем хочется, чтобы она поскорее ушла) 

- Весна – слово очень древнее, буквально,  « веселое время года».

9 ) Игра « Доскажи словечко»

  Установка на запоминание +работа с презентацией

Я приготовила вам картинки, которые помогут вам запомнить и рассказать это стихотворение.

10 ) Самостоятельное чтение произведения по опорным картинкам.
      11 )
 Дидактические  игры  «Весеннее солнышко» -

- « Снежинка»

            

 « Всему свое время» - так говорят в народе так уж устроено в природе, что одно время сменяет другое.

Понравилось вам наше занятие?

С каким произведением мы познакомились?

Как зовут автора?

12 ) Домашнее задание

У меня к вам домашнее задание - нарисовать портреты зимы или  весны.

-  Давайте нарисуем их мимикой и жестами.

13)  В конце занятия я хочу загадать загадку

- Есть у радости подруга,

В виде полукруга.

На лице она живет,

То куда -то вдруг уйдет,

То внезапно возвратиться.

Грусть тоска ее боится.

Что это? – Улыбка.

Подарим улыбку гостям и предложим им выбрать символ нашего занятия

         

– понравилось;        - не понравилось

   

  .

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия"Заучивание стихотворения «Осень» А.Твардовского "

Конспект занятия: Заучивание стихотворения «Осень» А.Твардовского направлено на формирование  и развитие навыков выразительного чтения, памяти и поэтического слуха у дошкольников....

Конспект по заучиванию стихотворения во 2-ой младшей группе

ОО «Чтение художественной литературы»Тема дня: «Игра и игрушки»  Конспект НОД: «Заучивание стихотворения А.Барто «Мячик»»Возрастная группа: 2-ая младшая...

План конспект непосредственно образовательной деятельности по заучиванию стихотворения Ф.Тютчева "Зима недаром злится" с помощью картинок в подготовительной группе

Помочь детям почувствовать красоту природы в стихотворении, вызвать желание выучить его. Систематизировать и закрепить знания детей о весне. Совершенствовать технику рисования красками и восковыми мел...

Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.

Конспект занятия:Заучивание стихотворения  Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...

Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.

Конспект занятия:Заучивание стихотворения  Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...

Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.

Конспект занятия:Заучивание стихотворения  Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...

Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.

Конспект занятия:Заучивание стихотворения  Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...