Методическая разработка конспекта НОД "Речевые игры"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

В методической разработке представлен опыт по закреплению материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации области речевое развитие

«Речевые игры»

(с использованием игровых технологий)

13 ноября2016

Автор разработчик: Миронова Наталия Юрьевна

Воспитатель ГБДОУ детский сад №24 Приморского района  Санкт- Петербурга

Возрастная адресованность: старшая группа детского сада (5-6 лет)

Цель: : закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову , предложению.

Педагогический замысел:

  1. Развивать общение в ходе совместных игр с педагогом и сверстниками.
    Формировать готовности к совместной деятельности со сверстниками во время игры.
  2. Знакомить с народными традициями . Закрепить навык ориентации в пространстве в игре «Холодно-горячо».
  3. Закреплять навык владения речью как средством общения. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте :развивать умение выполнять звуковой анализ слов, развивать способность подбирать родственные слова, закрепить навык составлять слова с заданным количеством слогов, повторение букв, навык составлять предложения с заданными словами. Развивать связанную  диалогическую и монологическую речь.
  4. Приобретать опыт в двигательной деятельности (ходьба, наклоны, движения рук имитирующие действия по ходу физкультминутки)

Предварительная работа.

Чтение книги Т.Александровой «Домовёнок Кузька», знакомство с куклой домовёнок  Кузя, знакомство с понятиями родственные слова, таблицами для звукового анализа, слоговыми схемами, схемами предложений и буквами.

Материалы: Кукла домовёнка Кузи, картинки дом, домик, домовой, домашние тапочки, схема для звукового анализа слова, игровое поле для игры «Кузькин сундучок» ,игровой кубик, фишки для игроков в форме животных помощников Кузьки, карточки с буквами.

Примерный ход непрерывной образовательной деятельности

Ребята сегодня к нам в гости придет старый знакомый . Угадайте кто это?
Кто за печкою живет,
Дом хранит от бед, невзгод,
Но бывает злым порой? -
Существо то ... (домовой).
Автор: Вера Аношина

Воспитатель спрашивает ребят: «Ребята, как вы думаете домовой это сказочное существо или реальносуществующее? Выясняется, что все - таки сказочное, а раньше люди действительно верили в домовых. Домовой – это хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи. Считалось, что домовой помогает по хозяйству, сохраняет имущество. При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считалось в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, просить перейти домового на новое место. Говорили: «Хозяин мой, пойдём со мной». Моя бабушка, когда что- то теряла, приговаривала: "домовой, домовой, поиграй, да отдай ". Воспитатель предлагает детям вспомнить, как звали домовёнка, про которого мы недавно читали книжку? Воспитатель предлагает найти, спрятавшегося домовенка, а для этого поиграть в игру « Холодно-горячо».

Игра «Холодно-горячо»
Сначала выберем с помощью считалки водящего .

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы -
Ты пойди-ка, поводи!
Детям объясняются условия игры. Водящий будет искать Кузьку, а я буду ему подсказывать :

  • Очень холодно! (Совсем замерз! Зима! Мороз-мороз!) — означает, что поиск ведётся не в том направлении и водящий находится очень далеко от домовенка;
  • Холодно — до домовенка ещё далеко;
  • Теплее! — водящий наконец-то повернул в нужную сторону;
  • Жарко! — до предмета совсем близко;
  • Можно подсказывать левее, правее, прямо, вверх.

Водящий находит домовенка.

Игра « Холодно-горячо» проводится второй раз , только мы сначала с помощью считалки выбираем  водящего и он выходит в спальню, а дети сами прячут домовенка и потом помогают его найти .

Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять

Хлопаем руками.

За дровами мы идем

И пилу с собой несём  (ходьба).

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить.   (делают движения, повторяющие движения пильщиков)

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки.   («колют дрова»)

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём.   (наклоны)

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда.   (садятся на стульчики)

 Лернер М.В.
Родственные слова

Воспитатель предлагает подобрать родственные слова к слову «дом», показывает картинки, задает наводящие вопросы. Звуковой анализ слова «домик». На доске схема слова. Последовательно выделяем звуки в слове , даем им характеристику (гласный, согласный, твердый , мягкий) и обозначаем их красными , зелеными и синими магнитиками. В слове домик 5 звуков, 3согласных и 2 гласных. Назовем звуки по порядку ДОМИК. Напишем слово буквами: ДОМИК.

Воспитатель предлагает сыграть в игру «Кузькин сундучок», для этого нужно разделиться на две команды и внимательно послушать правила игры.

Игра «Кузькин сундучок»  Перед детьми выкладывается поле игры и ставятся фишки в виде персонажей сказки. Воспитатель предлагает ребятам помочь Кузьке спасти его волшебный сундучок для этого нужно правильно отвечать на вопросы и по клеточкам добраться до конца пути, передвигая сою фишку. Чтобы сделать один ход (передвинуть свою фишку на одну клеточку), нужно выполнить задание. Игроки из разных команд по очереди бросают кубик и смотрят, что за цифра на нем выпала. Значит, столько слов нужно будет придумать. Какие же это будут слова? Чтобы это определить делаем снова выбор на удачу: для этого либо вытаскиваем карточку с заданием из мешочка .Например, ребенок бросил кубик и на нем выпало 2 точки. Значит, ему надо будет придумать 2 слова (сколько точек – столько слов надо будет придумать). Какие это слова? Чтобы узнать, Достаем карточку с заданиями из мешочка. Что же на нем выпало? Видим– схема слова из 3 слогов. Значит, команде нужно придумать слова из трех слогов. Представитель команды называет два слова (сколько точек выпало ему в игре) из 3 слогов. Например: шоколад, шелуха, шарики. Если он придумывает правильно эти слова – то он передвигается на одну клеточку вперед. Если ошибается или не может придумать – то остается на месте. На игровом кубике нанесены точки,1, 2, 3, а так же, как сюрпризный момент, «+» ,«-», «0».Если выпадает «+» - переходим на шаг вперед, без вопроса, просто так. Если,«-» -переход на шаг назад, а если «0» , то кидаем кубик еще раз. Когда по три человека из команды сделали по своему ходу, воспитатель меняет задание. Придумай предложение с заданным словом. Правила те же, а для слов используем карточки с рисунками Если в игре были пропуски ходов , то воспитать снова меняет задание .Придумай слово на определенную букву. Кидаем кубик, выясняем сколько слов нужно придумать, тянем карточку с буквой –определяем на какую букву будут слова. В ходе игры для ее усложнения можно поменять правила, например, придумай предложение с заданным словом , для этого используются карточки с рисунками различных предметов или придумай предложение с определенным количеством слов. Для этой игры необходимы карточки с схемами предложений или просто цифры.

Мы научились быстро придумывать слова с определенным количеством слогов и на определенный звук, научились помогать и уступать друг другу, поэтому смогли спасти Кузькин сундучок.

В следующий раз мы продолжим знакомство со звуками и продолжим чтение сказки о  новых приключениях домовенка Кузьки.

Предполагаемый результат:

  1. Развитие общения  со сверстниками и педагогом. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками во время игры.
  2. Знакомство с народными традициями .Закрепление навыка ориентации в пространстве в игре «Холодно-горячо».
  3. Овладение речью как средством общения. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов, способность подбирать родственные слова, умение составлять слова с заданным количеством слогов, повторение звуков и букв.
  4. Приобретение опыта в двигательной деятельности в ходе физкультминутки.

Дальнейшая работа. Продолжить формирование звуковой аналитико-синтетической активности. Продолжить чтение сказок Т. Александровой о приключениях домовенка Кузьки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка «Учимся играя» (картотека игр (дидактические, словесные, пальчиковые игры и динамические паузы) по лексическим темам).

Пояснительная записка к методической разработке.           Я работаю учителем дефектологом в коррекционно-диагностической  группе для детей с ЗПР.  Деятельность...

Методическая разработка Дидактические игры из бросового материала по познавательному развитию для детей дошкольного возраста (игра для старших дошкольников)

Развиватие и закреплнение представления старших дошкольников о геометрических фигурах, цифрах, математических знаках (+,-, =, <,>.). Называть фигуры, знаки и цифры....

Методическая разработка дидактической игры "Игры с цифрами"

Ознакомление с понятием счета. Воспитание внимательности, памяти, мышления. Развитие мелкой моторики...

Методическая разработка: программа «Играем в кубанские народные игры»

Игровая деятельность - главная в дошкольном мире. Среди множества игр, народные игры занимают особое место. Они имеют многовековую историю, сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, перед...

Методическая разработка: "В игры играем - память развиваем".

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима.Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать прав...

Методическая разработка дидактической игры «Думаем, строим, играем», с использованием строительного материала конструкторов типа LEGO.

В данном материале говорится о знакомстве с возможностями леготехнологий в развитии коммуникативных навыков детей....