Богатыри земли русской
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Иванова Снежана Юрьевна

Непосредственно образовательная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Учреждение «Отдел образования администрации

 Волжского муниципального района» РМЭ

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Колосок» д. Часовенная

Волжского муниципального района Республики Марий Эл»

«Богатыри земли русской»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

в средней группе

                                             Выполнила:          

                                                                           воспитатель средней группы

 I квалификационной категории

                                                                         Иванова Снежана Юрьевна

                                            Проверил:

                                                           руководитель РМО

                                                                               _____________Гаврилова Е.Н.

2017 г.

Тема: «Богатыри земли русской»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,  

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: Формировать нравственно – патриотическое представление в образе русского богатыре как о героическом русском воине.

Задачи:

Познавательное развитие: 

- формировать знания о богатыре;

- учить рассказывать о богатыре, называть элементы костюма и оружия русского богатыря;

Речевое развитие: 

- развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;

- пробуждать развитию эстетических чувств, мышления, памяти, воображения;

- обогащать словарный запас детей;

Социально-коммуникативное развитие: 

- воспитывать чувство гордости за богатырскую силу Руси, уважение к русским воинам, желание быть похожим на них;  

- сохранить черты русского характера;

Художественно-эстетическое развитие: 

- формировать навык вырезания кружков из квадратов, закрепить навык аккуратного наклеивания;

- развивать умение у детей правильно пользоваться ножницами;

Физическое развитие: 

- развивать двигательную активность детей при выполнении движений по тексту физкультминутки.

Методы и приемы:   

  - наглядные: рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»; картинки для игры;

- словесные: рассказывание стихов о России, пословиц, игра «Помоги богатырю»;   

- практические: физкультминутка «Богатыри», изготовление коллективной аппликации «Кольчуга для богатыря»;

Материалы и оборудование:

проектор, экран, музыкальный центр, цветная бумага, шаблон изображения русского богатыря – Алёши Поповича, ножницы, клей, кисточки, салфетки, подставочки для кисточек и ножниц.

Предварительная работа:

- рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря»;

- просмотр видео – фильмов «Алёша Попович и Тугарин Змей»;

- знакомство с оружием и доспехами богатырей.

Ход НОД:

Воспитатель: Собрались все дети в круг

                         Я твой друг, и ты мой друг.

                         Крепко за руки возьмёмся

                         И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: К нам гости пришли, дорогие пришли!

Посмотрите на них, а гостям мы всегда рады! Какими словами мы встречаем гостей?

Дети: Здравствуйте, доброе утро, добро пожаловать.

Воспитатель: Как много хороших и добрых слов вы сказали, а в ответ получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. А теперь, ребята, я вам предлагаю присесть на стульчики.

Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы живём? (Ответы детей). 

Воспитатель: Какая она?

Дети: Сильная, могучая, большая, богатая, великая.

Воспитатель: Да, это самая большая страна в мире. Богатая страна, и это наша Родина.

Ведущая: А вы знаете, как называлась Россия в старину? (Ответы детей)

Ведущая: Велика и могуча наша страна Российская – а в старину и правда называлась она Русь».

(Показ на экране природа Русской земли, и звучит музыка)

Ведущая: Ребята, кто знает стихи о Родине?

Ребенок:

Россия – как из песни слово

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки

Раздолье, русская душа.

Ребенок:

Люблю тебя, моя Россия,

За ясных свет твоих очей

За ум, за подвиги святые

За голос звонкий, как ручей.

Ребенок:

Родина! Отечество Святое!

Перелески…Рощи…Берега

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Воспитатель: Хотите отправиться в экскурсию в наше прошлое по Родине нашей - матушке России?

(1, 2, 3 платочек в прошлое перенестись нам помоги)

Было это или не было,

Только говорят, вот как говорят…

Ведущая: Славилась наша матушка Русь не только красотой и величием наших лесов, рек, полей, но и богатством земли нашей русской. Все может родная земля: накормить нас теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить красотой необыкновенной. И только защитить сама себя не может. В древние времена Русь окружали многочисленные враги, которые хотели захватить русские земли. И на защиту своей земли русской, поднимался народ сильный, смелый, отважный, готовый в любую минуту постоять за свою Родину.

Воспитатель: Как называли такого человека: сильного и смелого, готового встать на защиту Родины?

Дети: Богатыри

Воспитатель: Да, богатыри. Раньше на Руси наши предки называли защитников Родины – богатырями.

Воспитатель: Каких людей можно назвать богатырями?

Дети:

Воспитатель: Ребята, богатырями называют людей сильных, смелых, готовых встать на защиту Родины. А чтобы такими стать надо с детства готовиться, заниматься спортом, закаляться, тренироваться, вести здоровый образ жизни и любить Родину.

Ведущая: Вы хотите быть сильными и смелыми? Защищать слабых? (ответы детей) Давайте представим себя богатырями.

Физкультминутка "Богатыри"

Дружно встали Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И на право, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

(Показ на экране репродукции картины В.М. Васнецовой «Богатыри».)

(Включается музыка)

Ведущая:

…. Земля чуть видимо курится

Восходит первая заря.

Остановились на границе

Три всадника – богатыря!

Перед вами народные герои, былинные богатыри, о которых рассказывают в песнях, сказаниях, былинах, русский народ!

Воспитатель: Как называется эта картина?

Дети: Три богатыря.

Воспитатель: Кому посвящена эта картина?

Дети: Русским богатырям.

Воспитатель: Правильно, ребята, картина посвящена русским богатырям. Вот стоят три богатыря и в любой момент наши богатыри готовы защищать свою любимую Родину – матушку Русь.

Воспитатель: Кто сидит на чёрном коне в центре картины, и какой он?

Дети: В середине на чёрном коне сидит Илья Муромец. Он самый мудрый и сильный.

Воспитатель: Кто сидит слева от Ильи Муромца?

Дети: Слева на белом коне Добрыня Никитич. Он храбрый, сильный.

Воспитатель: Кто сидит справа от Ильи Муромца?

Дети: Справа от Ильи Муромца на коне сидит самый молодой, и ловкий Алёша Попович.

Ведущая: Давайте вспомним пословицы о богатырях?

Дети:

«Богатырская рука однажды бьет».

«Богатыря узнаешь на поле брани».

«Доброе братство милее богатства».

«Не родом богатырь славен, а подвигом»

«Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать»

«Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять»

Ведущая: Как вы думаете, от кого богатыри защищали русскую землю? (От Соловья - разбойника, Змея Горыныча, Кощея Бессмертного, Тугарина Змея)

Ведущая: Вы готовы стать помощниками богатыря? (ответы детей)

Ведущая: Чтобы собрался богатырь в бой нужно нам ему помочь. Хотите?

Игра «Помоги богатырю»

Воспитатель: Нам нужно снарядить богатыря в бой. Для этого необходимо из предложенных картинок выбрать предметы богатыря, которые пригодятся ему в бою, а то что не пригодится богатырю положить в корзину.

Воспитатель: Чем ещё мог защитить своё тело богатырь во время сражения, кроме щита?

Дети: Кольчугой

Показ кольчуги

Воспитатель: Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут? (Кольчуга).

Кольчуга – это длинная защитная рубаха, сплетённая из металлических колец. Она служит для защиты тела богатыря.

Ведущая: Посмотрите, кто к нам в гости пришли?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Во что они одеты?

Дети: В кольчуги

Воспитатель: Как вы думаете, почему? Возможно они куда – то собрались?

Дети: Собрались защищать русскую землю.

Воспитатель: Двое из богатырей одели кольчугу, защитили своё тело.

 Но вот беда один из богатырей без кольчуги. Как же Алёша Попович будет биться с врагами? Можем ли мы ему помочь?

Дети: Сделаем Алёше Поповичу кольчугу.

Воспитатель: Конечно, давайте мы с вами поможем ему и сделаем кольчугу. У вас на столе лежит серебристая и золотистая бумага с нарисованными кружками - это будут кольца для кольчуги. Но вначале вспомним правила безопасности при работе с ножницами. (Дети перечисляют правила) Возьмите ножницы в правую руку, а в левую берите бумагу и начинайте вырезать от себя.  (дети работают с ножницами и бумагой).

Воспитатель: Вы такие молодцы! Столько колец для кольчуги вырезали! Ведь Алёша Попович был огромного роста, и кольчуга ему нужна большая. А теперь давайте наклеивать кружки кольчуги по рядам, начиная сверху. (дети работают с клеем и вырезанными кружками).

Воспитатель: Вот кольчуга и готова. Теперь у Алёши Поповича надежная защита!

Воспитатель: Как вы думаете, какая кольчуга у нас получилась?

Дети: Настоящая, железная, она сможет защитить от ударов врага.

Теперь нам пора вернуться в детский сад.

(1, 2, 3 ты с платочком покружись в детский сад опять вернись)

Воспитатель: Давайте вспомним, где мы побывали? Кого встретили?

Дети: Богатырей

Воспитатель: Как их зовут?

Дети:

Воспитатель: Кому помогли? Что случилось с одним из богатырей? Как помогли?

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?

Дети:

Воспитатель: Что нам помогло кроме богатырской силы? (Дружба)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатыри земли Русской.

Дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой)...

итоговое мероприятие по теме "Богатыри земли русской"в старшей группе детского сада

В конспекте рассматриваетсяобраз защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей....

Сценарий досуга по теме:"Богатыри земли русской"

Игра-драматизация, которая является итогом работы по проекту "Богатыри Земли русской"....

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....